Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

Декрет имел не только внешнеполитическое, но и внутригосударственное значение. Развивая его идеи об аннексии и  свободе наций, советское правительство  России приняло Декларацию прав народов России (12 (2) ноября 1917 года), которая объявила о равенстве и суверенности народов России, об отмене всех национальных привилегий и ограничений, о праве народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.[109]

Практическая реализация положений  этих Декретов была выражена в признании  независимости Финляндии, отмене договоров  с Пруссией и Австрией о разделе Польши, отмене всех иных договоров царской дипломатии, направленных на захват чужих земель и подчинение других народов.[110]

Позиция советской власти о предоставлении всем народам права на самоопределение и непризнание территориальных приобретений, сделанных путем применения силы, отчетливо проявилась на переговорах с Германией в Брест-Литовске (1918 г.), поставивших для России точку в первой мировой войне. Условия российской делегации состояли из шести пунктов: 1) отказ от насильственного присоединения занятых в период войны территорий; 2) вывод войск с этих территорий; 3) восстановление политической самостоятельности народов, лишенных ее во время войны; 4) гарантии свободного определения государственной принадлежности или государственной самостоятельности всех национальных групп; 5) обеспечение прав национальных меньшинств на культурную и административную автономию; 6) решение колониальных проблем путем самоопределения.[111] Несмотря на то, что эти условия не были в итоге удовлетворены, сама их постановка уже имеет большой значение для формирования нового взгляда на национальную и государственную территорию.

Формирование территории советского государства, проходившее в условиях гражданской войны, иностранной  интервенции, реализацией народами России предоставленного права на самоопределение, сопровождалась и активной работой  по установлению ее новых границ. Правительство заключает ряд мирных договоров с Эстонией (02. 02. 1920 г.), Литвой (12. 07. 1920 г.), Латвией (11. 08. 1920 г.), Финляндией (14. 10. 1920 г.), Польшей (18. 03. 1921 г.), Турцией (16. 03. 1921 г.), Персией (26. 02. 1921 г.), Афганистаном (27. 02. 1921 г.),[112] которыми была определена граница территориального верховенства нового государства.

При этом тексты договоров содержали  и весьма важные гарантии территориальной неприкосновенности соседних государств. Так, по договору с Турцией стороны брали на себя обязательство не допускать на своей территории организацией или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, групп, имеющих целью борьбу с правительством другой страны.[113] В договоре с Персией было закреплено правило: «В случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществить на территории Персии захватную политику или превратить территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам РСФСР или союзных ей держав и если персидское правительство после предупреждения со стороны Российского советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранению данной опасности Российское советское правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии».[114] Таким образом были подтверждены идеи суверенитета государства в пределах его территории и заложены основы понимания самообороны в международном праве.

В рассматриваемый период в международно-правовом пространстве закладываются основы еще одного принципа – принципа решения международно-правовых споров мирным путем и отказа от войны. Это связано, в первую очередь, с работой Парижской мирной конференции 1919 года и с созданием Лиги наций.

Парижская конференция весьма осторожно  подошла к вопросу о запрете  войны. В частности, Комиссией конференции по вопросам ответственности за военные преступления было выработано правило, по которому «акт, вызвавший войну, не должен служить основанием для обвинения того, кто его совершил, и не может быть предметом судебного рассмотрения», поскольку война не может рассматриваться как акт, прямо противоречащий международном праву, и поскольку оценку акта войны могут дать только историки и политики, но не трибунал.

В тоже время в Уставе Лиги наций  содержались несколько более  смелые предписания на этот счет. В частности члены Лиги обязывались уважать и охранять от нападения территориальную целостность и политическую независимость всех членов Лиги наций; они приняли обязательства не прибегать к войне до обращения к арбитражу или посредничеству Лиги наций или при наличии решения арбитража или Ассамблеи Лиги.[115] Как видим, война не была окончательно запрещена, но международным сообществом были выработаны правила относительно возможности ее начала (в отличие от существовавших на тот момент правил непосредственно ведения войны), кроме того, в соответствии с Уставом Лиги наций государство, прибегнувшее к войне в обход установленных правил признавалось совершившим международный деликт.

Дальнейшее развитие идеи отказа от агрессивной войны связано с  несколькими международными актами: проектом Договора о взаимной помощи, принятым третьим комитетом Лиги наций (1923 г.); Женевским протоколом о мирном разрешении международных  споров (1924 г.); Декларацией о запрещении международной войны, принятой Лигой наций (1927 г.).[116] Однако эти документы не имели большого резонанса и реального воплощения. Первый реальный шаг на пути полного запрещения войны был сделан после заключения парижского Пакта, известного как Пакт Бриана – Келлога. Инициатива его подписания исходила от министра иностранных дел Франции А. Бриана, который обратился к Государственному Секретарю США Ф. Келлогу с предложением выступить с Декларацией, отвергающей войну как орудие национальной политики и провозглашающей постоянный мир и безопасность народам.[117] После недолгих совещаний 27. 08. 1928 г. соответствующий Пакт был заключен, а 06. 09. 1928 г. к нему присоединился и СССР. Как утверждает Г. А. Шармазанашвили, Пакт установил четкий рубеж между прежним общим международным правом и современным общим международным правом, знаменуя собой рождение нового права – права мира, права предотвращения войны.[118] С ратификацией Пакта 1928 года и последующим заключением мирных договоров «агрессивная война из «правоотношения», которым она считалась ранее, превратилась в тягчайшее международное правонарушение – преступление против мира».[119] Однако следует заметить, что Пакт, запретив агрессивную войну, тем не менее, не дал столь необходимого определения агрессии и не установил системы санкций за нарушение его положений.

Большая заслуга в разработке определения  агрессии принадлежит советской  дипломатии. В 1933 году СССР внес в Генеральный Комитет Конференции по разоружению предложение принять конвенцию об определении агрессии. Суть его состояла в том, чтобы признавать нападающим в международном конфликте государство, которое первым совершит одно из следующих действий:

а) объявит войну другому государству;

б) вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнуться  на территорию другого государства;

в) сухопутные, морские или воздушные  силы которого бомбардируют территорию другого государства или сознательно атакуют его морские или воздушные суда;

г) сухопутные, морские или воздушные  силы которого будут высажены или  введены в пределы другого  государства без разрешения правительства  последнего или нарушат условия  такого разрешения, в частности в  отношении времени или расширения района их пребывания;

д) которое установит морскую  блокаду берегов или портов другого  государства;

е) окажет поддержку вооруженным  бандам, которые, будучи созданными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства или откажутся, несмотря на требование государства, подвергнувшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от нег меры для лишения этих банд всякой помощи или покровительства.[120]

При этом определение  включало специальную оговорку относительно того, что никакие обстоятельства не могут быть признаны оправдывающими нападение.

К сожалению, соответствующая  конвенция не была принята. Однако сформулированное определение возымело большое международно-правовое и политическое значение и получило свое официальное закрепление в Лондонских конвенциях 1933 года, заключенных СССР с Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Персией, Афганистаном, Югославией, Чехословакией и Финляндией.[121]

Советское определение  агрессии официально было использовано и на Нюрнбергском процессе против нацистских преступников.

Вторая мировая война  существенным образом повлияла на развитие принципов мирного сотрудничества и неприменения силы в международных отношениях. Уже на Крымской конференции (1945 г.) союзниками по антигерманской коалиции было принято решение о создании ООН, Устав которой был утвержден на проходившей 25. 04 – 26. 06. 1945 года в Сан-Франциско учредительной конференции по созданию ООН.

Являясь важнейшим международно-правовым актом, Устав ООН закрепил ряд  важнейших принципов межгосударственного  общения. Преамбула Устава содержит исходные начала создания ООН: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

Объединение усилий человеческого  сообщества и взаимодействие его  участников должно строиться, согласно Уставу, в том числе и на основе следующих принципов:

1. принцип суверенного равенства  всех членов ООН;

2. принцип добросовестного выполнения принятых на себя по Уставу ООН обязательств;

3. принцип разрешения своих международных  споров мирными средствами таким  образом, чтобы не подвергать  угрозе международный мир и  безопасность и справедливость;

4. принцип воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

7. принцип невмешательства в  дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

При этом применительно к предмету исследования первоочередное значение имеет принцип запрета применения силы или угрозы ее применения. Он получил  дальнейшее подтверждение и развитие в ряде других нормативно-правовых актов. В частности, в Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.), международное сообщество, подтвердив свою приверженность этому принципу, изложило его содержание следующим образом:

1. Каждое государство в своих  международных отношениях обязано  воздерживаться от угрозы силой  или ее применения как против  территориальной неприкосновенности  или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

2. Агрессивная война является  преступлением против мира, которое  влечет ответственность по международному  праву.

3. В соответствии с целями  и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

4. Каждое государство обязано  воздерживаться от угрозы силой  или ее применения с целью  нарушения существующих международных  границ другого государства или  в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

5. Равным образом каждое государство  обязано воздерживаться от угрозы  силой или ее применения с  целью нарушения международных  демаркационных линий, таких, как линия перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство, или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

6. Государства обязаны воздерживаться  от актов репрессалий, связанных с применением силы.

7. Каждое государство  обязано воздерживаться от каких-либо  насильственных действий, лишающих  народы, о которых говорится в  конкретизации принципов равноправия  и самоопределения, их права  на самоопределение, свободу и  независимость.

8. Каждое государство  обязано воздерживаться от организации  или поощрения организации иррегулярных  сил или вооруженных банд, в  том числе наемников, для вторжения  на территорию другого государства.

9. Каждое государство  обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем абзаце, связаны с угрозой силой или ее применением.

10. Территория государства  не должна быть объектом военной  оккупации, явившейся результатом  применения силы в нарушение  положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

a) положение Устава  или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава  и имеющее юридическую силу  в соответствии с международным  правом; или

b) полномочия Совета  Безопасности в соответствии  с Уставом.

В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.) указанный принцип был признан универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект