Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

Швейцария также как  преступление против государства рассматривает  в ст. 268 перемещение государственных  пограничных камней: «Кто устраняет, перемещает, делает неузнаваемым, фальшиво устанавливает или фальсифицирует служащий для установления границы земли, кантона или Конфедерации пограничный камень или другой служащий обозначению границы знак, наказывается ...»

Особое внимание следует  уделить ст. 269 «Нарушение территориального суверенитета Швейцарии», устанавливающей  ответственность для того, кто в нарушение международного права проникает на территорию Швейцарии. При известном содержании название статьи и ее местоположение демонстрируют то внимание, которое уделяется законодателем проблеме обеспечения территориальной неприкосновенности.

Польша отнесла нарушения в  области границы к преступлениям  против публичного порядка. Статья 264 определила наказание для того, кто вопреки  предписаниям пересекает границу Республики Польша. При этом ответственность  дифференцируется в случае совершения этого преступления с применением насилия, угрозы, обмана или в соучастии с другими лицами (ч. 2). В ч. 3 рассматриваемой статьи сконструирован самостоятельный состав: «кто вопреки предписаниям организует другим лицам пересечение границы Республики Польша, наказывается ...».

УК Йемена рассматривает преступления на границе как деяния, посягающие на авторитет государства. Согласно ст. 208 наказывается незаконный въезд  на территорию Республики и нахождение на ее территории, нарушение установленного порядка въезда в Республику, передвижения или пребывания в ней или выезда за ее пределы, получения разрешения на въезд в Республику или выезд за ее пределы для себя или для другого лица на основании ложных сведений, а также выезд за пределы Республики и невозвращение в нее в нарушение положений законодательства. Ответственность усиливается в ч. 2, предусматривающей наказание за то же деяние, совершенное путем подделки документов или злоупотреблений ими либо сопряженные с нападением на пограничные контрольные пункты с применением оружия или других предметов, используемых в качестве оружия.

Особое место «пограничные»  преступления занимают в УК Китая, который  посвятил им отдельный параграф в  главе о претуплениях против общественного  порядка и порядка управления - § 3 «Преступления против режима государственной границы». В нем содержится шесть статей и столь подробной регламентации ответственности за нарушение пограничного режима не встречается ни в одном другом из изученных законов. Статья 318 предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до семи лет за организацию незаконного пересечения государственной границы другим лицом и дифференцирует ее вплоть до возможности пожизненного заключения в случаях: 1) организации пересечения границы группой лиц; 2) организации неоднократного или вооруженного пересечения границы множеством лиц; 3) организации пресечения границы, повлекшей тяжкое телесное повреждение или смерть «организованного лица»; 4) организации пересечения границы, повлекшей лишение или ограничение свободы личности «организованного лица»; 5) организации пересечения границы с применением насилия или угроз; 6) организации пересечения границы при крупной сумме незаконного дохода; 7) организации пересечения границы при других отягчающих обстоятельствах. Далее, статья 319 устанавливает ответственность за получение обманным путем паспорта, визы или иных документов на въезд или выезд, которая может быть возложена как на физическое лицо, так и на организацию; статья 320 карает предоставление другому лицу поддельных документов на въезд или выезд из страны; статья 321 определяет наказание за перевозку людей для незаконного пересечения границы. Собственно незаконное пересечение границы в нарушение положений о режиме Государственной границы карается статьей 322. Наконец, в ст. 323 определено наказание за умышленное нанесение повреждений пограничным знакам, пограничным столбам или стационарным фиксирующим указателям на государственной границе.

Особую группу преступлений, охраняющих территориальную неприкосновенность государств, образуют составы, включенные в национальное законодательство зарубежных стран на основании международных договоров. Среди них – состав агрессии и подстрекательства (призывов) к ведению агрессивной войны против государства (см. приложение 5).

В УК Польши ответственности за агрессию посвящена первая статья Особенной части, ст. 117, согласно которой установлено наказание за: 1) развязывание и ведение агрессивной войны; 2) приготовление к данному преступлению (очевидно, что состав приготовления в данном случае равнозначен российским предписаниям о запрете планирования и подготовки войны); 3) публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

Подстрекательство к войне криминализировано  в УК ФРГ как разновидность  измены миру. При этом система Особенной части УК ФРГ также открывается нормами об агрессии. Традиция начинать описание преступлений в Особенной части преступлениями против мира и безопасности человечества была присуща и законодательству ГДР до объединения двух Германий. Обосновывая ее, Э. Бухгольц писал: «в соответствии с современным международным правом ответственность за преступления против мира, человечности и военные преступления регулируется в начале Особенной части УК. Это соответствует большому значению борьбы за сохранение мира на земле и обеспечение существования человеческого общества. Такое регулирование специфически выражает также борьбу в мировом масштабе против агрессивного империализма. Охват подобных преступлений в УК имеет большое и политико-идеологическое, и международно-правовое значение».[147] Так, в § 80-а УК ФРГ, предусмотрена ответственность для тех, кто «публично, на собрании или путем распространения письменных материалов в пространственной области действия настоящего закона подстрекает к агрессивной войне». Это положение дополняется предписанием § 80, устанавливающем ответственность за подготовку агрессивной войны, в которой должна будет участвовать ФРГ, которая создает опасность войны для ФРГ. Непосредственно развязывания и ведение агрессивной войны в УК не предусмотрено.

Открывает Особенную часть Кодекса  норма об агрессии и в УК Йемена. В ст. 93 закона дано весьма подробное, и тем самым отличное от многих других кодексов определение состава  преступления: «осуществление лицом, занимающим ответственный пост, государственной, политической, военной или экономической деятельности, угрожающей развязыванием агрессивной войны, а также проведение мероприятий по планированию, подготовке и ведению агрессивной войны наказываются лишением свободы или смертной казнью». Как видим, йеменский закон четко обозначил круг субъектов данного преступления и определил примерное содержание деятельности по подготовке и развязыванию войны. Наряду с этим, в ст. 94 установлена ответственность за: 1) осуществление актов агрессии против территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства, а также организацию банд для совершения указанных актов агрессии; 2) акты агрессии, повлекшие тяжкие последствия. Эти нормы отражают сложившийся в международном праве подход, различающий собственно агрессию и акты агрессии. Ответственность за пропаганду войны определена в ст. 97 и также имеет характерные особенности. В статье, по сути, сосредоточено несколько составов преступлений: 1) пропаганда агрессивной войны и других актов агрессий, 2) пропаганда применения атомного оружия или других средств массового уничтожения, 3) пропаганда преследования участников движения за мир и использования против них силы в связи с осуществляемой ими деятельностью, 4) преследование участников указанных движений, 5) выдача разрешений на их преследование.

Как видим, эти нормы не конкретизировали ни гражданскую принадлежность субъекта, ни возможный круг агрессоров, выражая  собой возможность применения реального принципа действия уголовного закона. В тоже время наряду с этими нормами в законодательстве зарубежных стран уделено много внимания ответственности за действия, способные привести к войне непосредственно против данного государства или к втягиванию этого государства в войну, при этом соответствующие преступления также рассматриваются как особая разновидность изменнических действий. Сразу заметим, что нормы аналогичного содержания отсутствуют в российском законодательстве, что, скорее всего, не вполне оправданно.

Так, § 100 УК ФРГ предусмотрел ответственность  специально для граждан ФРГ, чье  место жизнедеятельности находится  в пространстве действия УК, которые  устанавливают или поддерживают связи с правительством, объединением или учреждением, находящемся вне пространства действия УК, или с одним из его посредников с целью развязать войну или организовать вооруженную акцию против ФРГ. Наказание за это деяние установлено в виде лишения свободы на срок не менее одного года. При этом законодатель предусмотрел усиление ответственности до пожизненного заключения или лишения свободы на срок не менее пяти лет в случае, если исполнитель своим деянием создавал серьезную опасность для целостности ФРГ.

В законодательстве Голландии ст. 97 УК также устанавливает ответственность в виде пожизненного заключения или заключения на срок не более 20 лет для тех, кто «вступает в связь с иностранной державой с целью побудить ее предпринять военные действия или вести войну против государства, поддержать ее в намерениях сделать это, содействовать этой цели или помочь в подготовке этого».

Равным образом УК Швейцарии  в ст. 266 предусмотрел ответственность  за связь с правительством иностранного государства или с его агентурой, чтобы развязать войну против Конфедерации.

В УК Швеции этому вопросу посвящена  ст. 2. главы 19, согласно которой «лицо, которое насильственными средствами или с иностранной помощью  создает опасность вовлечения Королевства  в войну или другие военные  действия, должно быть приговорено, если это не государственная измена, за подстрекательство к войне».

Аналогичное предписание устанавливает  ст. 581 УК Испании: «испанец, который  побудит иностранное государство  объявить войну Испании либо договорится  с ним с той же целью, наказывается тюремным заключением на срок от 15 до 25 лет». Оно дополняется нормами ст. 586, согласно которой иностранцу, совершившему описанное действие, наказание назначается одной ступенью ниже; и ст. 587, по которой предусмотренное в ст. 581 наказание может быть назначено и лицам, совершившим указанное действие против государства – союзника Испании в случае ведения войны против общего врага.

Защите государства о войны  посвящена и ст. 590 УК Испании, в  которой предусмотрена ответственность  для тех, кто «незаконными актами или без наличия должным образом оформленных властных полномочий спровоцирует или даст повод для объявления войны Испании иностранным государством либо подвергнет испанцев опасности угнетения и репрессий».

В рамках настоящего раздела  работы считаем необходимым дать также анализ положений законодательства государств СНГ и Балтии, как стран, имеющих общие правовые традиции с Россией.

Заметим, что в деле охраны единства территории и государственной целостности  законодательство стран Содружества содержит не много принципиально неизвестных российскому законодательству положений. В тоже время УК Грузии содержит уникальную норму о нарушении территориальной целостности Грузии, в которой предусмотрена ответственность за действия против Грузии, направленные на передачу иностранному государству всей территории Грузии или ее части, либо отделение от территории Грузии ее части, которое наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. (ч. 1 ст. 308).[148] Если же эти действия непосредственно повлекли за собой утрату всей территории Грузии или ее части либо иные тяжкие последствия, наказание увеличивается вплоть до пожизненного лишения свободы. Ответственность по ст. 308 могут нести лишь иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Грузии. Если же аналогичные деяния совершаются гражданами Грузии или постоянно проживающими в ней лицами без гражданства, то они согласно ст. 307 УК рассматриваются как государственная измена. Заметим, что ст. 307, давая определение государственной измены путем перечисления конкретных составов преступлений, выполненных гражданами и постоянно проживающими в Грузии апатридами, не содержит санкции, что дает основание считать, что санкция в этом случае аналогична санкциям за указанные конкретные преступления.

Считая территориальную целостность  составной частью конституционного строя, можно к посягательствам  на территориальную неприкосновенность отнести также предусмотренные  в УК Грузии нормы о призывах к насильственному изменению конституционного строя Грузии (ст. 317) и о заговоре и мятеже в тех же целях (ст. 315).

Весьма подробно ответственность  за призывную и организационную  деятельность против территориальной  неприкосновенности регламентирована в УК Латвии. В двух статьях УК Латвии закрепил нормы о призывах к ликвидации государственной независимости Латвийской Республики путем включения Латвии в единое государственной образование с каким-либо другим государством или союзом государств или ликвидации иным способом (ст. 82); и о призывах к подрыву территориальной целостности Латвийской Республики, то есть к отделению не предусмотренным Конституцией Латвийской Республики путем какой-либо части территории Латвии (ст. 83).[149] Соответственно в части второй статей 82 и 83 УК установлена ответственность за организационную деятельность, направленную на ликвидацию государственной независимости или территориальной целостности Латвии. Заметим, что действия, непосредственно состоящие в подрыве территориальной целостности и неприкосновенности в УК Латвии не криминализированы.

Иначе обстоит дело в УК Эстонии. Не уделяя внимания призывной и организационной  деятельности, ст. 62 установила ответственность за действия, направленные против независимости и суверенитета Эстонской Республики. При этом часть первая криминализировала оказание помощи иностранному государству в проведении деятельности в ущерб суверенитету республики, а часть вторая – «действия, направленные на насильственный подрыв независимости и суверенитета Эстонской Республики или насильственное нарушение территориальной целостности Эстонской республики...».[150]

УК Украины установил ответственность  за посягательство на территориальную  целостность и неприкосновенность Украины, определив соответствующий  состав как умышленные действия, совершенные  с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а равно публичные призывы либо распространение материалов с призывами к совершению таких действий (ст. 110).[151]Законодатель предусмотрел и возможность дифференциации ответственности за данное преступление в ситуации его совершения лицом, являющимся представителем власти, или повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или если оно было сопряжено с разжиганием национальной или религиозной розни; а также в ситуации, когда соответствующие действия повлекли за собой гибель людей или иные тяжкие последствия.

Некоторые государства  определяют систему охраны территориальной  неприкосновенности в главе о  государственных преступлениях аналогично российскому закону. УК Азербайджана,[152] УК Таджикистана,[153] УК Казахстана,[154] УК Киргизии[155] установили ответственность за призывы к насильственному изменению территориальной целостности государства, вооруженный мятеж в целях нарушения территориальной целостности. Ряд стран (Азербайджан, Таджикистан, Украина, Узбекистан[156]), следуя традиции, определили в качестве преступления помощь иностранному государству в проведении деятельности в ущерб территориальной целостности государства как часть государственной измены.

Вместе с тем, в законодательстве стран СНГ можно найти нормы, отсутствующие в УК РФ и предусматривающие ответственность за деяния, которые способны выступать способом нарушения целостности государства, если совершаются по сепаратистским мотивам. К их числу следует отнести норму о преступлениях террористического характера: запрете захвата зданий, сооружений, средств сообщения и связи. В УК Казахстана (ст. 238) она изложена следующим образом: захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи, иных коммуникаций или их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения, в целях понуждения государства, организации или граждан совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения захваченного. Норма аналогичного содержания предусмотрена ст. 292 УК Беларуси.[157] Те же функции выполняет ст. 324 УК Грузии, установившая ответственность за технологический терроризм, и ст. 330 УК Грузии, установившая ответственность за захват или блокирование объектов стратегического или особого значения в террористических целях.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект