Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

К числу наиболее опасных посягательств на целостность государства, УК ФРГ относит измену, которая, в свою очередь, имеет две разновидности, обусловленные федеративным характером государства:

1. государственная измена Федерации,  которая определяется как нарушение целостности ФРГ либо изменение основанного на Конституции ФРГ конституционного правопорядка, совершенные с применением насилия или угрозой его применения (§ 81);

2. государственная измена Земле  (то есть субъекту Федерации), определяемая как совершение насильственных действий по присоединению территории Земли целиком или частично к другой Земле ФРГ или отделению от Земли части ее территории, либо изменению основанного на Основном Законе Земли конституционного порядка (§ 82).

Традиция устанавливать ответственность за посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность государства в статьях о государственной измене присуща и иным странам.

Так, УК Швеции в ст. 1 Главы 19 «О преступлениях  против безопасности королевства» установил: «лицо, которое с намерением того, чтобы Королевство или его часть путем насилия или другими незаконными средствами или с иностранной помощью будет поставлено под иностранное господство или станет зависимым от иностранной державы, или чтобы часть Королевства была таким образом отторгнута, совершает деяние, которое составляет опасность реализации такого намерения, должно быть приговорено за государственную измену».[133] УК Австрии в § 242 определяет государственную измену как применение насилия или угрозу его применения в целях изменения Конституции Австрийской Республики или ее федеральных земель либо отделить от Австрийской Республики принадлежащую ей территорию.[134]При этом австрийский закон, как и немецкий, предусмотрел специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену, если виновное лицо добровольно отказывается от совершения преступного деяния или препятствует его осуществлению. В УК Швейцарии государственная измена определена как действие, направленное, кроме прочего, на то, чтобы отделить швейцарскую территорию от Конфедерации или территорию от кантона.[135] Целостность государства в Йемене также защищена нормой об измене (ст. 102), которая определяется как действие йеменского гражданина, если оно совершено умышленно с целью причинения ущерба независимости Республики, ее единству, территориальной целостности или оборонной мощи.[136]

Государственной изменой являются посягательства на территорию и в  странах Африки – бывших английских колониях. Так, по ганскому законодательству (ст. 180 УК Ганы 1960 г.) государственная измена состоит в следующих действиях: 1) подготовка или попытка свергнуть правительство путем применения незаконных средств; 2) подготовка или попытка изменить законы или политику правительства путем применения силы; 3)подготовка или попытка захватить исполнительную власть путем применения силы; 4) оказание содействия иностранным вооруженным силам, вторгшимся в Гану и стремящимся захватить территорию республики; 5) оказание любой помощи врагам Ганы во время войны. УК Замбии, в 1965 г. изменив текст ст. 42, кроме названных выше форм государственной измены (перечисленных в несколько иной последовательности) предусматривает еще одну: подготовка или попытка при помощи силы создать независимое государство в любой части Замбии или отделить любую часть республики.[137] Принятое дополнение к ст. 42 УК Замбии весьма актуально, так как в современных условиях насильственные сепаратистские действия по созданию независимого государства одного племени являются весьма опасной формой государственной измены. В Африке сотни племен, и даже если некоторые из них пойдут по пути создания сепаратных государств, многие современные африканские государства могут столкнуться с реальной катастрофой в политическом, экономическом и культурном плане. Термин «путем применения силы» означает: «а) применяемая сила используется таким образом, что из-за количества участвующих лиц или применяемых средств может угрожать безопасности государства или причинить смерть, серьезный вред либо порчу имущества; б) демонстрация силы, рассчитанная на то, чтобы вызвать разумное беспокойство, что эта сила будет использована таким образом, как описано выше» (ч. 2 ст. 180 УК Ганы, ч. 2 ст. 42 УК Замбии). По законодательству англоязычных государств Африки субъектом государственной измены может быть гражданин того или иного африканского государства, а также и иностранец, когда его преступные действия осуществляются на территории государства, где он привлекается к уголовной ответственности. Приготовление и покушение на совершение государственной измены рассматриваются как оконченное преступление. Единственным видом наказания за это преступление является смертная казнь, хотя в порядке помилования и в некоторых других случаях она может быть заменена другими наказаниями.

В бывших французских колониях Африки законодательство к тяжким преступлениям  против внутренней безопасности относит  заговор. Так, статья 72 УК Сенегала предусматривает пожизненные каторжные работы за посягательства, цель которых состоит в ниспровержении или изменении установленной конституцией власти незаконными путями либо в возбуждении граждан или жителей к тому, чтобы они вооружались против государственной власти, а также в нарушении целостности государственных территорий. В том случае, если деяние, предусмотренное ст. 72, было совершено с применением оружия, оно карается смертной казнью (ст. 77 УК). Заговор при смягчающих обстоятельствах наказывается тюремным заключением на срок от пяти до десяти лет (ст. 73 УК Сенегала).[138]

В законодательстве всех изученных  стран посягательства на территориальную целостность государства отнесены к группе преступлений против безопасности государства. При этом некоторые законы не дают названия рассматриваемому преступлению. Так, УК Голландии к преступлениям против безопасности государства относит посягательство, совершенное с целью передать Королевство в целом или в части иностранной державе или отделить его часть (ст. 93), а также сговор с целью совершения указанного преступлений (ст. 96).[139]

В установлении ответственности за нарушение территориальной целостности  государства некоторой особенностью отличается Уголовный Кодекс Республики Польша, который в ст. 127 определил  ответственность для лица, которое, имея целью лишение независимости, отделение территории или насильственное изменение конституционного строя Республики Польша, предпримет в сговоре с другими лицами деятельность, направленную непосредственно на осуществление этой цели.[140] Как видим, обязательным признаком данного состава преступления выступает наличие сговора с другими лицами, что делает норму практически неприменимой в ситуации совершения преступления одним лицом, которая вполне возможна, учитывая, что содержание самой деятельности в законе не определено.

В уголовном законодательстве Китая  в главе о преступлениях против государственной безопасности охране территориальной целостности посвящено  несколько статей: ст. 102 установила ответственность за сговор с иностранным государством в ущерб суверенитету, территориальной целостности и безопасности Китайской Народной Республики; ст. 103 – за тяжкие преступления по осуществлению организации, планировании, осуществлению раскола страны, нарушению ее единства и подстрекательство к расколу страны.[141] Исследователи китайского уголовного права отмечают, что «острота и болезненность темы единства государства сохраняется на всем протяжении истории КНР», а борьба с сепаратизмом всегда составляла одно из важнейших направлений политического курса Китая.[142]

Исключительной особенностью Уголовного Кодекса Республики Сан-Марино является то обстоятельство, что в главе о преступлениях против республики он сконструировал норму с уникальным названием, не встречающимся в других законах: «Посягательства на территориальную целостность и вечную свободу Сан-Марино», суть которой состоит в наказании любого лица, совершающего деяние, «направленное на подчинение территории Республики суверенитету другого государства либо на умаление свободы и независимости Сан-Марино».[143] Дополнительно в ст. 326 кодекс установил ответственность для граждан, которые устанавливают связь с иностранным государством путем совершения действия, обозначенных в ст. 324.

Ряд законов дает рассматриваемым  преступлениям наименование восстания. УК Испании, определяя аналогичные действия как восстание, устанавливает наказание для тех, кто восстанет силой для достижения определенных антигосударственных целей, в том числе и в целях объявить независимость части национальной территории.[144] При этом весьма интересные положения относительно борьбы с восставшими зафиксированы в ст. 479: «Как только восстание будет обнаружено, правительственные власти должны потребовать от восставших немедленного роспуска и отступления. Если восставшие не прекратят свою деятельность после предъявления требования, власти должны применить имеющееся оружие для их разгона. Нет необходимости предъявлять такие требования с момента открытия огня восставшими».

Продолжая довольно подробную регламентацию  реализации ответственности за восстание, испанский законодатель установил, что отдельные преступления, совершенные  в процессе восстания или связанные  с его мотивами, наказываются дополнительно соответственно по статьям УК.

И еще одно заслуживающее внимания предписание относительно восстания  в УК Испании. Речь идет о положении, содержащемся в ст. 482, согласно которому должностные лица, которые не оказывали  противодействия восставшим, наказываются абсолютным признанием несоответствующим должности на срок от 12 до 25 лет.

Понятие восстания известно и уголовному законодательству США. Раздел 18 Свода  законов США в § 2383 предусматривает  ответственность тех, кто подстрекает, поднимает, помогает или принимает участие в восстании против власти США или против их законов либо оказывает услуги или поддержку в этом, а § 2384 определяет наказание за мятеж: «если в каком-либо штате, на территории или в каком-либо месте в пределах юрисдикции США двое или более лиц сговариваются силой свергнуть, сбросить или уничтожить Правительство СШ, начать войну против них, силой оказывать сопротивление осуществлению их власти или силой препятствовать, мешать или задерживать исполнение законов США, или силой захватить, взять или завладеть имуществом США против их воли ...».[145]

Восстанием именуется  посягательство на внутреннюю безопасность государства и в Англии. При  этом «для признания деяния восстанием не имеет значения число участников, не требуется, ни чтобы восставшие были вооружены, ни чтобы состоялось сражение. Достаточно, если против короля или его армии была применена сила и восставшие преследовали цель «общего характера» - свержение короля с престола. Устранение королевских советников или тех или других действительных или мнимых злоупотреблений общегосударственного значения и т.п.».[146]

Однако, как видим, прямо  в тексте данных законов не указывается  на то, что восстание направлено против территориальной неприкосновенности государства, хотя применение этих статей в реальном акте территориального мятежа вполне возможно ввиду предельной общности их предписаний.

Нормы об измене государству  и посягательствах на его территориальную  неприкосновенность в законодательстве зарубежных стран дополняются предписаниями  относительно запрета различного рода объединений, имеющих своей целью  совершение указанных преступлений. Так, УК Австрии в § 246 установил ответственность для того, кто основывает объединение, которое, пусть даже и не в качестве основной, преследует цель незаконным путем подорвать независимость, закрепленную в Конституции форму государственного устройства или конституционные органы Австрийской Республики или ее федеральных земель.

В уголовном законе ФРГ  вопрос о запрещенных обществах  урегулирован несколько подробней. В § 84, 85 установлен запрет на продолжение, несмотря на судебное решение, деятельности партии или объединения, которые объявлены неконституционными; в § 86 определена ответственность за распространение пропагандистских материалов организаций, являющихся неконституционными, а в § 86-а - за использование знаков неконституционных организаций. при этом самим законодателем оговаривается, что суд накладывает запрет на деятельность партий или организаций, если она была направлена против конституционного порядка или против идеи взаимопонимания между народами или продолжала стремления бывших национал-социалистов.

В УК Сан-Марино ответственности  за создание неконституционных обществ  посвящена ст. 339 «Заговор», согласно которой «если трое или более  лиц договариваются совершить преступление, предусмотренное в ст. 324», они  подлежат наказанию. Законом оговорено также, что не подлежат наказанию соучастники, которые, нарушив соглашение между собой, информируют власти.

Защищая неприкосновенность собственной территории от различного рода посягательств, иностранное законодательство содержит и весьма интересные предписания относительно преступлений против безопасности других государств. Так, УК Австрии в § 316 определил ответственность для того, кто, применяя насилие или угрозу его применения, находясь в Австрии, предпримет попытки изменить Конституцию иностранного государства или отделить принадлежащую иностранному государству территорию. Швейцария в ч. 1 ст. 299 УК установила наказание для того, кто нарушает дипломатический территориальный суверенитет иностранного государства, особенно путем незаконного совершения служебных действий на территории чужого государства; а в ч. 2 – для того, кто, используя силу, пытается с территории Швейцарии нарушить государственный строй иностранного государства.

Указанные нормы содержат существенно сниженное, по сравнению с нормами о преступлениях против территориальной целостности собственного государства, наказание. В частности, Австрия карает действия против собственного государства наказанием в виде лишения свободы от 10 до 20 лет, а против иностранного государства – лишением свободы от шести месяцев до пяти лет; Швейцария – тюремным заключением на срок соответственно от года до пяти за первое и от трех дней до трех лет – за второе.

Заметим, что наличие  этих предписаний, на первый взгляд, кажущееся  заслуживающим поддержки, на самом деле существенным образом ущемляет суверенитет иностранных государств. Очевидно, что если лицо, совершившее на территории Австрии или Швейцарии преступление против территориальной целостности и неприкосновенности иностранного государства, не является австрийским или швейцарским гражданином, оно должно быть выдано тому государству, против которого совершило преступление; и в этом случае с неизбежностью возникнет вопрос о возможной для него мере наказания, которая, в силу предусмотренных в большинстве стран предписаний, не сможет превысить максимального наказания, установленного австрийским или швейцарским законом. Если же совершивший данное преступление человек является гражданином Австрии или Швейцарии, он понесет заметно мягкую ответственность, нежели за совершение аналогичных действий против собственного государства. Таким образом, отсутствие аналогичных норм в законодательстве остальных стран не является, на наш взгляд, упущением, напротив, в силу действия положений относительно выдачи лиц, совершивших преступления, представляется вполне оправданным и отражающим как принцип невмешательства во внутренние дела суверенного государства, так и равный подход к охране территориальной целостности любого государства.

При анализе зарубежного  уголовного законодательства обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие из них не предусмотрели непосредственно в тексте закона предписания относительно защиты государственных границ. Те же из стран, которые предусмотрели ответственность за данные преступления, в отличие от России рассматривают их как посягательства на государство (см. приложение 4).

Так, Голландия к преступлениям  против государственной власти отнесла  деяние, зафиксированное в ст. 197-а, согласно которой «лицо, которое  из материальных побуждений помогает другому лицу опасть в Нидерланды или остаться в Нидерландах, или попасть или остаться в любом государстве осуществляющем пограничный контроль также от имени Нидерландов, или которое из материальных побуждений предоставит этому лицу возможность, средства или информацию для этой цели, если оно знает или имеет серьезное основание предполагать, что проникновение и пребывание этого лица незаконно». При этом наказание может быть усилено, если преступление связано с профессиональной или служебной деятельностью лица.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект