Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

В тоже время некоторые субъекты решают проблему определения статуса своей территории несколько иначе. Так, ст. 1 Конституции Республики Тыва определила, что Тыва – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации, имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва. Республика Тыва признает свое нахождение в составе Российской Федерации на основе Федеративного договора и договорных отношений как в федеративном, демократическом, правовом государстве, признающем и поддерживающем Декларацию о государственном суверенитете Республики Тыва, ее право на самоопределение. Основой государственного суверенитета является право республики на свою территорию, природные богатства, определение государственного устройства, внешней и внутренней политики. Республика Татарстан в ст. 61 своей Конституции установила, что она – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.[30]Конституция Татарстана содержит также статью, объявляющую территорию республики «неприкосновенной» (статья 60).

Для окончательного решения вопроса  о соотношении понятий территория России и территория субъекта РФ, необходимо обращение к понятию государственной территории, под которой, как мы уже говорили, в теории государства понимается правомерно находящаяся под его суверенитетом часть земной поверхности (включая сушу, воду, недра под ними и воздушное пространство над ними). И когда статья 4 (пункт 3) Конституции закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, то имеется в виду не только неприкосновенность внешних границ государства, но и целостности государства, недопустимость разделения на самостоятельные части государственной территории. Россия — не сумма частей, а единое, целостное государство. И понятие государственная территория выражает политическую природу и суть самого государства, которое не может иметь территории, принадлежащие различным субъектам власти. Российская Федерация обладает всей полнотой государственной власти на всей территории Федерации, и никакая другая власть на территории России не может, согласно п. 4 статьи 3 Конституции, присваивать власть федеральных органов, а тем более ставить себя над ними.

Статья 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации относит к исключительному  ведению России территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (п. 1 ст. 4 Конституции). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.

Принцип государственной целостности  не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации, где подчеркивается п. 3 статьи 5 Конституции: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».[31]

Изложенное позволяет установить, что для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.[32]

Понятие территориальной целостности  государства вобрало в себя и  международно-правовые и государственно-правовые аспекты. Российская Конституция неоднократно упоминает термины «целостность и неприкосновенность территории» (ч. 3 ст. 4), «целостность Российской Федерации» (ч. 5 ст. 13), государственная целостность» (ч. 2 ст. 80). Хорошо известны эти понятия и международному праву. Устав ООН (1945 г.) в п. 4 ст. 2 провозглашает, что «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Декларация  
о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом  
Организации Объединенных Наций (1970 г.), в числе первых закрепила принцип, согласно которому «каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций».

Неприкосновенность и целостность государственной территории принадлежит к числу основных принципов современного международного права. Его называют «ведущим принципом международного права».[33] «Принцип территориальной целостности и неприкосновенности создает политическую и юридическую базу для обеспечения независимого развития государств, сохранения целостности их территории и неприкосновенности их границ. Он служит правовой основой для борьбы за сохранение единых, жизнеспособных государств, могущих дать отпор агрессивным силам».[34]

Содержание принципа территориальной  целостности и неприкосновенности государств достаточно подробно проанализировано отечественными специалистами. Так, Б. М. Клименко указывает, что данный принцип накладывает на государства четыре обязательства:

1.      не приобретать чужой территории путем угрозы силой или ее применения;

2.      уважать неприкосновенность государственных границ;

3.      не использовать иностранной территории без согласия ее суверена;

4.      не использовать своей территории таким образом, чтобы этим наносился ущерб территориям других государств.[35]

Несколько подробней  раскрывает содержание принципа Л. И. Волова, выделяя в нем ряд обязательств и запретов. В частности автор  указывает, что анализируемый принцип  накладывает на государства следующие обязательства:

1.      не совершать нападения, вторжения в пределы территории других стран и оккупации чужих территорий;

2.      воздержаться от насильственного захвата всей или части территории иностранного государства (аннексии);

3.      не осуществлять насильственного расчленения какого-либо государства;

4.      не признавать территориальных изменений, явившихся результатом применения силу или угрозы ее применения;

5.      не нарушать извне национального единства страны;

6.      не инспирировать и не поощрять сепаратистских движений с целью искусственного раздела территории вопреки государственным и национальным интересам;

7.      не использовать свою территорию таким образом, чтобы этим наносился ущерб территориям иностранных государств.

Одновременно, пишет Л. И. Волова, принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств устанавливает запреты на: расположение вооруженных сил одного государства на территории другого вопреки требованию правительства и народа; использование иностранной территории без согласия суверена; создание военных без на чужих территориях без согласия государства принадлежности этих территорий; предоставление своей территории другому государству для нарушения территориальной целостности третьего государства; нарушение границ; засылку банд и наемников на территорию иностранного государства; все виды подрывной деятельности; угрозы и применение силы с целью понуждения государства к отказу от своей территории.[36]

Проанализировав приведенные теоретические  позиции, замечаем, что принципиальных отличий между ними не имеется. Л. И. Волова детализировала некоторые  положения теории Б. М. Клименко, дополнив их одним принципиально новым  положением – о недопустимости организации и поддержки сепаратистских движений. Указанное дополнение приобретает особую значимость в условиях современной России. Сепаратизм, понимаемый как выдвижение какой-либо национальной или этнической группой требования об отделении, деятельность, направленная на создание одной из наций или этнических групп самостоятельной государственности на национальной почве или этнической основе путем выхода из состава государства без учета каких-либо иных правовых оснований, а также интересов других народов региона,[37] стал угрозой не только национальной безопасности России, но и одним самых мощных дестабилизирующих факторов во всем мире. Б. М. Клименко высказал мнение о том, что «территориальным конфликтом является и сепаратизм».[38] Л. И. Волова же полагает, что инспирируемые извне сепаратистские движения являются не территориальными конфликтами, а своеобразным видом посягательства на единство государств и целостность их территории.[39] Вместе с тем, при любом понимании, очевидно, что сепаратизм существенным образом нарушает территориальную целостность и неприкосновенность государств.

В итоге можно сказать, что требования принципа территориальной целостности  и неприкосновенности состоят в  следующем:

1.      не приобретать чужой территории путем угрозы силой или ее применения (то есть отказаться от завоеваний как средства приращения территории государства и решать все территориальные споры исключительно мирными средствами);

2.      уважать неприкосновенность государственных границ (то есть считать незыблемой саму линию государственной границы на местности, не допускать пересечения границы без разрешения властей и вне установленных правил, не допускать пограничных инцидентов);

3.      не инспирировать и не поддерживать сепаратистских движений (то есть не допускать пропаганды сепаратизма, не создавать сепаратистские организации и не поощрять их деятельность, не оказывать помощи сепаратистским движениям);

4.      не использовать иностранной территории без согласия ее суверена (то есть полностью подчиняться национальному законодательству при транзите товаров, услуг, разработке природных ресурсов и т. д. в каком-либо государстве);

5.      не использовать своей территории таким образом, чтобы этим наносился ущерб территориям других государств (то есть осуществление суверенных прав на собственной территории, как то разработка природных ресурсов, возведение и эксплуатация промышленных, ирригационных и иных объектов и т. п., не должно причинять ущерба суверенным правам соседних государств на использование международных рек, на чистый воздух и т. д.).

Нормативными источниками  приведенных положений могут  служить следующие международно-правовые акты: Устав ООН (1945 г.), Резолюция  Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ «Пограничные споры между  африканскими государствами» (1964 г.), Декларация о принципах международного права (1970 г.), Декларация об укреплении международной безопасности (1970 г.), документ под названием «Принципы сотрудничества между СССР и Францией» (1971 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.), Стокгольмская Декларация «Об окружающей человека среде» (1972 г.), Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.) и некоторые другие.

В науке было высказано  мнение о том, что принцип территориальной  целостности гарантирует территориальное  верховенство государство только от посягательств извне.[40] В тоже время, как справедливо замечает Б. С. Эбзеев, конституционная норма о защите территориальной целостности России отражает не только внешнеполитический аспект суверенитета государства, но и имеет принципиальное внутригосударственное значение, сущность которого заключается в следующих положениях: «1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта РФ».[41]

Таким образом, можно  утверждать, что и в сфере международных  отношений, и во внутриполитической жизни государства, принцип территориальной целостности охраняет первейшее право каждого государства – исключительное право на его территорию. «Правам государства на владение, пользование и распоряжение территорией, - пишет Б. М. Клименко, - соответствует обязанность других государств уважать эти права. Эта обязанность является содержанием принципа неприкосновенности и целостности государственной территории».[42]

Как видим, принцип территориальной целостности и неприкосновенности напрямую связывается с правом государства на территорию и с правом наций на самоопределение, также получившим свое закрепление в Уставе ООН (1945 г.), Декларации о принципах международного права (1970 г.) и других нормативных актах. В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Каждое государство, указывается в Декларации, обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы, добиваясь осуществления своего права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. В тоже время, указывается в Декларации, ничто из указанного выше, не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Соотношение принципов территориальной  целостности и права наций  на самоопределение – одна из сложных  задач наук международного и конституционного права.[43] При этом основная сложность их совмещения видится в том, что право наций на самоопределение (согласно упомянутой выше Декларации 1970 г.) предполагает отделение от государства национальной территории и тем самым нарушение его территориальной целостности. Однако, отделение – не единственная форма реализации права на самоопределение. Как правильно полагает Л. И. Волова, «отделение – в какой-то мере исключительный вариант, применяемый в особых случаях, когда имеются насильственные, искусственные связи между частями территории, разрыв которых необходим для свободного развития данного народа в направлении прогресса».[44]В подобных случаях резонно возникает вопрос о юридическом праве государства на территорию, которая требует отделения. Отсутствие такого права лишает государство на незыблемость территории, а, следовательно, и противоречия между правом на самоопределение и территориальной целостностью в данном случае не возникает. Основанием права на территорию для государства, как было указано выше, является соблюдение права проживающих на этой территории наций на самоопределение.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект