Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

Понятие территории государства относится  к области международного и конституционного права, и достаточно глубоко разработано отечественной наукой.[9] Не углубляясь в анализ существующих теорий понимания территории государства, тем более что такая задача уже неоднократно решалась,[10] отметим, что под территорией государства следует понимать ту часть земного шара, которая принадлежит в соответствии с общепризнанными принципами международного права определенному государству как субъекту международного права и в пределах которой политическая организация власти этого субъекта осуществляет свое территориальное верховенство. Понимание государственной территории мало изменилось на протяжении XX столетия. Л. А. Камаровский и В. А. Ульяницкий в 1908 году писали, что «под государственной территорией разумеется пространство земли, воду и воздуха, подчиненное исключительно верховной власти одного данного государства – его территориальной власти, которая выражается в исключительном господстве его над определенной территорией и над всем тем, что на ней находиться».[11] Аналогичным образом понятие государственной территории определяется и Законом РФ «О государственной границе» от 01. 04. 1993 г.[12] Согласно ст. 1 Закона граница устанавливает пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Необходимым условием правильного  понимания сущности государственной  территории является дополнительное решение двух вопросов: вопроса о наличии у государства юридического права на территорию и вопроса о разграничении понятий территориального верховенства и юрисдикции государства.

Первый вопрос достаточно широко обсуждался представителями объектной, патримониальной концепции территории. В итоге возобладала теория, согласно которой «права территориального верховенства сводятся к совокупности публичных прав, а не частной собственности».[13] Иными словами у государства (как аппарата публичного управления) нет права собственности на территорию в его гражданско-правовом понимании. О праве государства на территорию можно рассуждать лишь, рассматривая государство как субъект международного права. И с этой точки зрения не вызывает возражений позиция Ю. Г. Барсегова о том, что «соответствие фактического территориального владения государства праву наций на самоопределение дает последнему юридический титул, право на владение и распоряжение территорией».[14] И, следовательно, несоответствие принадлежности территории воле населения, проживающего на ней, лишает данное государство права на территорию.[15]

В рамках второго вопроса заметим, что территориальное верховенство власти как составная часть государственного суверенитета означает, что на определенной территории эта высшая власть осуществляется системой специально созданных органов (законодательных, исполнительных, судебных), деятельность ее исключает деятельность на этой же территории публичной власти другого государства, и распространяется она как на своих, так и на иностранных граждан. Понятие же юрисдикции государства означает обычно права судебных и административных органов по разрешению и рассмотрению каких-либо дел в соответствии с их компетенцией.[16] Понятие юрисдикции уже в плане функциональных возможностей государства. В тоже время юрисдикция государства может распространяться и на районы, в которых государство не осуществляет территориального верховенства, что позволяет говорить о больших пространственных пределах юрисдикции государства по сравнению с пространством его территориального верховенства.

Территория государства как  пространственный предел его суверенитета, и территориальные границы его  юрисдикции определяется, как правило, в Конституции этого государства. В Российской Конституции наиболее полное определение территории содержится в ч. 1 ст. 67, согласно которой «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В тоже время ч. 2 этой статьи установила, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

Приведенные положения  составляют юридический стержень универсального понятия «территория». В данном контексте  территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества, некая основа существования социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство выступает как иностранная, внешняя сила.[17] При этом Конституция четко выделяет два вида пространства: собственно территорию, в которой Российская Федерация осуществляет абсолютную юрисдикцию; и пространства, на которых она осуществляет некоторые суверенные права (континентальный шельф[18] и исключительную экономическую зону[19]).

В территорию России включаются:

1. сухопутная территория;

2. водная территория, включающая внутренние воды РФ  и территориальное море;

3. земные недра в  пределах сухопутной и водной  территории;

4. воздушное пространство до  его границ с космосом.

Понятия и статус каждой из составляющих определен международными и национальными нормативными актами.

Так, согласно Закону РФ «О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31. 07. 1998 г. (с посл. изм.)[20] внутренние морские воды Российской Федерации – это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К ним относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям». Территориальное море Российской Федерации, согласно этому же закону, - есть примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от установленных исходных линий, иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с международными нормами. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Конституция РФ не перечисляет недра  в составе территории России. Тем  не менее, по сложившейся практике они также входят в понятие государственной территории. В соответствии с законом РФ «О недрах Российской Федерации» от 03. 03. 1995 г. (с посл. изм.)[21] недрами признается часть земной коры, расположенная ниже уровня почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воздушное пространство Российской Федерации согласно общепринятым международным нормам простирается ввысь на расстояние 100 – 110 км от уровня моря, то есть до того уровня, за которым искусственные аппараты могут свободно вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Боковые границы воздушного пространства РФ ограничены вертикальной плоскостью, проходящей через линию государственной границы.

К территории России некоторыми юристами причисляется и так называемая арктическая  территория, не упоминаемая отдельно в ст. 67 Конституции.[22] Заметим, что понятие арктической территории, являясь географическим, включает в себя как территории некоторых субъектов РФ, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, с правовым статусом которых не возникает проблем, так и пространства Северного Ледовитого Океана, международно-правовой и конституционно-правовой статус которого определен не достаточно полно. Вопрос советской арктической зоны был урегулирован в Постановлении Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территориейСоюза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 г. Постановление ЦИК объявляло, что территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32 градуса 4 минуты 35 секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 минут 30 секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе.[23] Однако со статусом этой территории дело обстоит не так просто, проблема Северного Ледовитого океана выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями, поскольку находится за пределами государственной границы и за границами территориального моря. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а посему может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран мира (Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии), которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории.[24] В решении вопроса об определении статуса арктической территории положительную роль может сыграть принятие Государственной Думой соответствующего закона «Об арктической зоне Российской Федерации».

Большая же часть территории России является сухопутным пространством  площадью 17075,4 тыс. кв. км. Сухопутная территория России в пределах ее государственной границы складывается из территорий ее субъектов. При этом наибольшие правовые сложности и политические спекуляции при определении Российской территории возникают в связи с соотнесением территории России и территорий ее субъектов. М. В. Баглай и В. А. Туманов пишут, что отношение между этими понятиями простое: территория России включает в себя территории ее субъектов.[25] О. Е. Кутафин пишет, что «Российская Федерация имеет свою территорию, которая складывается из территорий ее субъектов».[26] И. Н. Барциц и И. В. Левакин, напротив, говорят, что территория России не есть простое сложение территорий ее субъектов.[27]

Основанием для различного понимания  соотношения территории России и  ее субъектов во многом служит и  сам текст Конституции РФ. Как  справедливо замечает В. Г. Вишняков, в Конституции не фиксируется положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 статьи 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют единую территорию единого государства.[28] Не вносит ясности в этот вопрос и текст Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации.

Территориальный и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации  определяется их основными законами (Конституциями и Уставами). Нами были проанализированы тексты Основных Законов субъектов РФ,[29] в основном все они признают себя и свою территорию неотъемлемой частью Федерации, утверждают целостность своей территории. Приведем соответствующие положения Конституций и Уставов субъектов Южного Федерального округа. Так, согласно Конституции Республики Ингушетия, возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства (статья 10). В соответствии со ст. 3 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, она основана на единстве равноправных народов Кабардино-Балкарии и неделима. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Кабардино-Балкарии, являются антиконституционными; ст. 5 Конституции гарантирует целостность и неприкосновенность территории Кабардино-Балкарской Республики, объявляет защиту государственности Кабардино-Балкарской Республики важнейшей функцией государства. На основании ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики ее территория является единой и неделимой, и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации, ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики. Согласно ст. 9 Конституции Республики Северная Осетия – Алания территория Республики едина и неделима, а действия, направленные на отторжение территории Республики Северная Осетия – Алания, недопустимы и преследуются по закону. Конституция Республики Адыгея в ст. 4 установила, что территория Республики целостна и неделима, а ст. 55 закрепила, что она является неприкосновенной и не может быть изменена без согласия Республики Адыгея. Согласно ст. 69 Конституции Республики Дагестан его территория едина, ее статус и границы не могут быть изменены без волеизъявления дагестанского народа. В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики ее территория является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 Конституции Республика Калмыкия есть равноправный субъект Российской Федерации, является ее составной, неделимой частью. А в соответствии со ст. 6 территория и статус Республики Калмыкия не могут быть изменены без ее согласия. Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. На основании Устава Ставропольского края (ст. 1) край является равноправным субъектом Российской Федерации, ее неделимой частью и не имеет права выхода из состава Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Ставропольский край как субъект Российской Федерации имеет собственную территорию, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и определена существующими административными границами. В соответствии со ст. 2 Устава Ростовская область неотделима от Российской Федерации, на всю территорию Ростовской области распространяется суверенитет Российской Федерации. Согласно ст. 1 Устава Краснодарского края он является неотъемлемой составной частью Российской Федерации, на территорию края распространяется суверенитет Российской Федерации, на ней действуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Пропаганда сепаратизма и агитация за выход края из состава Российской Федерации запрещены. Статья 2 также определяет, что Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края; территория края обладает внутренней целостностью и делится на административно-территориальные единицы; создание национально-государственных и национально-территориальных образований на территории Краснодарского края не допускается, свобода национального развития обеспечивается иными средствами. В соответствии со ст. 1 Устава Астраханская область является равноправным субъектом Российской Федерации, на территорию которого распространяется суверенитет Российской Федерации. Территория Астраханской области согласно ст. 3 Устава является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и не может быть изменена без согласия граждан Российской Федерации, проживающих в области, выраженного через областной референдум. Волгоградская область в соответствии со ст. 1 Устава имеет свою территорию, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Она определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект