Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.

Оглавление

Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект

— 1.04 Мб (Скачать)

Незаконное пересечение  Государственной границы – последний  из предусмотренных УК РФ составов преступлений, связанных с нарушением неприкосновенности границы. Объективная  сторона данного деяния состоит  в пересечении охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения.

Сразу же обращает на себя внимание ограничение, введенное законодателем  для обозначения границы: состав преступления образует незаконное пересечение  лишь охраняемой Государственной границы. Закон РФ «О государственной границе» (ст. 3) устанавливает, что охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами и пограничными войсками, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Закон не делает каких-либо изъятий или исключений в деле охраны границы; вся граница России подлежит охране. В силу чего ограничительная позиция уголовного закона представляется нам не вполне обоснованной. Однако некоторые авторы пытаются оправдать законодательное решение. Так, С. В. Максимов указывает, что «неохраняемой может быть признана лишь та часть Государственной границы РФ, охрана которой с использованием имеющихся средств объективно невозможна (вертикальная поверхность, проходящая по линии границы на глубине, недосягаемой для имеющихся средств контроля пересечения или предупреждения незаконного пересечения Государственной границы)».[291] Как нам представляется, следует различать охраняемость границы как ее статус (свойство) и охраняемость как насыщенность границы определенными техническими средствами (можно говорить, что в первом случае охраняется сама линия границы, а во втором – ее обозначение). Даже если на границе (на линии и на плоскости) отсутствуют средства контроля движения или иные технические приспособления для охраны, граница не перестает быть охраняемой, функцию охраны границы в любом случае выполняет закон, в том числе и уголовный. В силу изложенного представляется возможным исключить из текста ст. 322 УК указание на охраняемость границы (с этим согласны 68% опрошенных респондентов).

Бланкетный характер диспозиции закона предполагает для квалификации деяния обращение к тем нормативно-правовым актам, которые регламентируют легальный порядок пересечения Государственной границы. Пересечение границы предполагает фактическое физическое перемещение лицами и транспортными средствами линии или проходящей по этой линии вертикальной поверхности, определяющей пределы государственной территории (суши, вод, недр, и воздушного пространства). Правила пересечения государственной границы определены в ст. 9 Закона «О Государственной границе» («Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами»), согласно которой устанавливаются:

а) места пересечения  границы (на суше это пересечение  должно осуществляться только на путях  международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации, на море - в морских коридорах, в воздушном пространстве - по специально выделенным воздушным коридорам пролета);

б) пункты пропуска через государственную границу (лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных), которые могут находиться на удалении от государственной границы.

Пересечение границы  может быть осуществлено в любом  направлении и любым способом (пешком, с использованием транспортного средства, вплавь, по воздуху и т.п.).

Вопрос о документах, которые необходимы при пересечении  Государственной границы Российской Федерации, регламентируется в Законе «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию».

Для выезда из РФ и въезда в РФ граждане РФ обязаны иметь  при себе документ, удостоверяющий их личность. В соответствии со ст. 7 названного закона основными документами, удостоверяющими личность граждан  России, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Иностранные граждане и  лица без гражданства при въезде в Россию и выезде из нее обязаны  предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением России за рубежом либо отечественными органами внутренних или иностранных дел. Виза представляет собой выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. Для иностранных граждан, пребывающих на территорию Российской Федерации на срок более трех месяцев, наряду с иными документами обязателен сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции (ч. 3 ст. 27 указанного закона).

Пересечение границы может быть осуществлено исключительно по подлинным и действительным документам. К недействительным документам относятся поддельные (полностью или частично), выписанные на других лиц, просроченные, с оттисками устаревших печатей, без специальных отметок пограничной службы и иным образом неправильно оформленные заграничные паспорта и визы, а также любые иные документы, которыми оформляется согласно специальному порядку пересечение государственной границы отдельными категориями лиц (ст. 9 Закона).

Наличие указанных документов является основанием для пропуска лиц через границу; пересечение же границы без них – основанием для возбуждения уголовного дела.

Обратим внимание на тот  факт, что в отличие от предшествующего  УК, устанавливавшего ответственность за незаконный въезд или выезд из страны, нынешний закон говорит лишь о пересечении границы без документов. Изменение редакции статьи поставило на повестку дня вопрос о квалификации действий лиц, пересекающих границу при наличии установленных документов, но в неустановленных местах. В условиях прежнего законодательства П. Ф. Тельнов писал, что преступным является любой способ пересечения государственной границы без установленного документа или с установленным документом, но помимо пограничного контрольно-пропускного пункта.[292] В современных условиях В. И. Земцов пишет, что «для состава данного преступления решающее значение имеет не место, где пересечена граница, а наличие или отсутствие у правонарушителя установленного паспорта или разрешения властей. В других случаях нарушения правил пересечения государственной границы, в том числе в неустановленных местах, наступает административная ответственность на основании ст. 183-1 Кодекса об административных правонарушениях»[293] (в действующем КОАП – ст. 18.1 - авторы).

На наш взгляд, декриминализация пересечения Государственной границы  вне установленных мест проведена законодателем не вполне обоснованно. Заметим, что пересечение границы вне установленных мест, но при наличии документов, совершенное в одиночку, квалифицируется как административный проступок, а тоже деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору – как преступление (ч. 2 ст. 322 УК). Более того, пересечение границы даже несколькими лицами при наличии документов, но не в установленном месте, если из этих лиц только один непосредственно пересекал границу, а остальные выполняли пособнические, организаторские или подстрекательские роли (то есть пересечение границы в сложном соучастии), влечет административную ответственность, а групповое пересечение границы (когда непосредственно линию границы пересекают два или более исполнителя) влечет за собой уголовную ответственность.[294] Но и не всякое групповое пересечение границы влечет уголовную ответственность: поскольку ст. 4.3 КОАП в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, называет совершение административного проступка группой лиц, то, очевидно, что пересечение границы группой лиц будет влечь административную ответственность, а пересечение границы группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – уголовную. Как видим, в основу разграничения административного проступка и преступления законодателем положен критерий различной оценки форм соучастия. Сложное соучастие и соисполнительство при незаконном пересечении границы – критерий административного проступка, группа лиц по предварительному сговору или организованная группа – критерий преступления. Такая ситуация нетипична для уголовного закона, где различие в формах соучастия служит основанием дифференциации ответственности и индивидуализации наказания,[295] но не критерием криминализации деяния. На наш взгляд, форма соучастия сама по себе не может служить основанием для отграничения проступка от преступления.[296] А потому мы считаем необходимым внести определенные изменения в уголовное законодательство в части возврата к криминализации незаконного пересечения Государственной границы, совершенного в одиночку или группой лиц, в этом случае установление и дифференциация ответственности за рассматриваемое деяние будут выглядеть более логично (с таким предложением солидарны 79% опрошенных респондентов).

Дифференцирующими ответственность обстоятельствами за незаконное пересечение границы закон называет совершение преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, а равно с применением или угрозой применения насилия. Заметим, что действующая редакция статьи признает эти обстоятельства дифференцирующими лишь для пересечения границы без документов или разрешения; но рассматривает их в качестве основных признаков состава пересечения границы с нарушением иных правил. Таким образом, состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 322 УК является отчасти квалифицированным, отчасти основным. В этой связи трудно согласиться с мнением В. И. Земцова, указывающего, что «руководствуясь буквой закона и общими правилами законодательной техники, следует признать, что в ч. 2 ст. 322 УК излагаются специальные дополнительные признаки основного состава преступления, объективная сторона которого выражается в пересечении охраняемой государственной границы без установленных документов или разрешения. В других случаях даже при наличии квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 322 УК, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК».[297]

Содержание квалифицирующих  признаков рассматриваемого состава преступления (равно как и субъективные признаки состава) достаточно хорошо изучено как в работах общего характера, так в специальных исследованиях, в связи с чем их анализ в настоящей работе мы считаем излишним.

Рассматривая проблемы обеспечения неприкосновенности Государственной границы, следует обратить внимание на предписание, включенное в 2003 году в Закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Согласно ст. 25.10 Закона, физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако анализ положений Уголовного и Административного Кодексов России не позволяет считать, что такая ответственность установлена.

Содействие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном пересечении границы с точки зрения уголовного закона весьма тесно примыкает к организации незаконного пересечения границы; а создание организации, занимающейся незаконным перемещением лиц через границу, можно рассматривать в качестве разновидности криминального бизнеса. Степень общественной опасности подобных действий достаточно велика, ими причиняется ущерб территориальной неприкосновенности России, создаются условия для проникновения на территорию России лиц, самих по себе или в связи с осуществляемой ими деятельностью представляющих опасность для общественной безопасности, обороноспособности, формируются предпосылки роста преступности иностранцев России[298] и т. д.

Организационная деятельность по незаконному пересечению Государственной  границы представляет опасность  в виду ее связи с незаконной миграцией. Как показывают специальные исследования, все большая вовлеченность России в сферу незаконных миграционных процессов проявляется в том, что Россия выступает в них в различных качествах: 1) страны исхода граждан РФ с целью осуществления криминальных намерений, нелегальной трудовой деятельности в экономически более развитых странах; 2) страны транзита иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно перемещающихся либо нелегально переправляемых из стран Азии и Африки в страны Западной Европы и США; 3) страны размещения лиц, ищущих убежища на территории России, но не имеющих законных оснований для получения статуса беженца в РФ; 4) страны временного пребывания наемников – иностранцев, принимающих участие в террористической деятельности на территории Чеченской Республики; 5) страны конечного назначения для граждан ряда стран дальнего зарубежья и государств СНГ, въезжающих на территорию России с целью нелегального занятия формально законными видами трудовой деятельности либо с целью осуществления противоправной, зачастую преступной деятельности.[299] В последнее время, отмечают специалисты, «незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России, особенно в приграничных районах. ... незаконная миграция существенно обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановку в России, негативно воздействует на межнациональные, этнические отношения, на положение и авторитет российского государства на международной арене».[300]

Учитывая эти обстоятельства, представляется уместным воспользоваться  опытом ряда зарубежных стран в части  криминализации организационной деятельности по незаконному пересечению границы. На наш взгляд, состав незаконного пересечения Государственной границы организованной группой не равнозначен составу организации незаконного пересечения Государственной границы; он является более узким, поскольку может быть вменен лишь членам (организаторам и участникам) организованной преступной группы. Состав же организации незаконного пересечения границы должен вменяться тем лицам, которые специализируются, «профессионализируются» на переправке через границу граждан и иностранцев. По сути речь должна идти о криминализации еще одного вида преступной группы в УК. Имеющаяся ст. 210 УК не может быть применена к лицам, организующим «на профессиональной основе» незаконное перемещение через границу, поскольку преступление, предусмотренное ст. 322 УК, не относится к категории тяжких. Вряд ли достаточно для квалификации рассматриваемого вида действий положений ст. 34 УК, допускающих квалифицировать действия лиц, содействующих незаконному пересечению границы по ст. 322 УК со ссылкой на ч. 3 или ч. 5 ст. 33 УК РФ, поскольку такая квалификация не будет отражать общественной опасности совершенного. Таким образом, мы предлагаем законодателю обсудить вопрос о криминализации создания и участия в организованной группе лиц, созданной для организации незаконного пересечения Государственной границы РФ (с этим предложением согласились 80% опрошенных респондентов). Полагаем, что этот вопрос должен стать составной частью проблемы борьбы с незаконным вывозом за границу женщин и детей, торговлей несовершеннолетними, незаконным усыновлением, эксплуатацией проституции третьими лицами.

Информация о работе Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности российского государства сравнительно-правовые и уголовно-правовые аспект