Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:14, реферат
Сложившаяся в России на рубеже веков социально-политическая ситуация характеризуется традиционной для всякого общества переходного периода нестабильностью и напряженностью, что проявляется и в динамичной трансформации положения Российского государства на международной арене, и в продолжающемся реформировании политической и экономической систем общества, и в изменении устоявшихся показателей уровня жизни. Положение в государстве осложняется резкой активизацией криминогенных факторов, их системным воздействием на сферу общественных отношений, приводящим к увеличению уровня и темпов роста преступности, изменению ее структурно-криминологических характеристик и утяжелению социальных последствий.
Введение...................................................................................................................
Глава I. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты изучения проблем уголовно-правового обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства ............................................
§ 1. Территориальная целостность и неприкосновенность государства как объект уголовно-правовой охраны .......................................................
§ 2. Эволюция отечественного уголовного законодательства об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности государства ...................................................................................................
§ 3. Эволюция международно-правовых норм о защите территориальной целостности и неприкосновенности государств .....
§ 4. Охрана территориальной целостности и неприкосновенности государства по законодательству зарубежных стран ...........................
Глава II. Ответственность за нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства по современному Российскому законодательству ...................................................................................................
§ 1. Ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или ее применения ...............................................................................
§ 2. Ответственность за нарушение неприкосновенности государственных границ ..............................................................................
§ 3. Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку сепаратистских движений ..........................................................................
Заключение .............................................................................................................
Библиография ........................................................................................................
Соглашаясь с последним вариантом определения формы вины, считаем возможным отметить, что: 1) если при противоправном изменении границы виновный обнаруживает неосторожное отношение к наступающим тяжким последствиям, то содеянное им преступление необходимо рассматривать как преступление, совершенное с двумя формами вины, при условии, что наступление данных тяжких последствий по неосторожности само по себе рассматривается законодателем как преступление; 2) если наступление данных последствий по неосторожности, взятое само по себе, не образует самостоятельного состава преступления, то, очевидно, что квалификация по ч. 2 ст. 323 УК будет невозможна в силу невысокой степени общественной опасности этих последствий, отсутствия у них признака тяжести; 3) если наступление тяжких последствий желалось или допускалось виновным, содеянное им следует рассматривать как умышленное преступление (либо квалифицировать по совокупности, если умышленно причиненные последствия сами по себе оцениваются законодателем как более опасные, нежели это предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 323 УК). Таким образом, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 323 УК, может быть совершено либо умышленно, либо с двумя формами вины.
Следующая группа преступлений против неприкосновенности Государственной границы связана с нарушением правил ее пересечения.
В ст. 271 УК речь идет о нарушении правил международных полетов: несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил; иными словами о нарушении правил перемещения через государственную границу и пролета над территорией России воздушных судов, совершающих международный полет.
Согласно ст. 79 Воздушного Кодекса России международный полет воздушного судна - это полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства, иными словами, это полет, связанный с пересечением государственной границы. Международный полет – есть ни что иное как международная воздушная перевозка, определение которой содержится в ст. 1 Международной конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929 г., с посл. изм. и доп.): «Международной перевозкой в смысле настоящей Конвенции называется всякая перевозка, при которой, согласно определению Сторон, место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это Государство не является Высокой Договаривающейся Стороной. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, не рассматривается в смысле настоящей Конвенции как международная».[278]
Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основным международным
документом, регламентирующим процедуру
международных полетов, является Чикагская
конвенция 1944 года о международной
гражданской авиации,[279] имею
Воздушный кодекс РФ установил, что правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
Взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок пересечения
границы РФ воздушными судами определен ст. 9 Закона
«О Государственной границе», согласно
которой воздушные суда пересекают Государственну
а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не откры
б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Рос
в) залет в запретные
для полетов районы, о которых
г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Ф
Весьма широкий перечень нормативных актов, регламентирующих процедуру международного полета и их разноуровневый характер, безусловно, затрудняют процесс квалификации рассматриваемого преступления. При этом следует обратить внимание, что, несмотря на открытый перечень нарушений правил в ст. 271 УК, не всякое нарушение правил международных полетов может быть квалифицировано как преступление. Так, если в процессе выполнения международного полета нарушаются правила безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта и наступают последствия в виде вреда здоровью, смерти либо причинения крупного ущерба, ответственность виновных наступает по ст. 263 УК РФ. Если же нарушаются правила, не связанные непосредственно с осуществлением полета (например, правила продажи билетов, выдачи багажных квитанций или багажа, соглашения о тарифах на перевозки и т. д.), ответственность по ст. 271 УК также исключается; в этом случае возможно привлечение виновных к административной ответственности или ответственности по иным статьям УК РФ.
По ст. 271 УК могут нести
ответственность лишь лица, нарушившие
установленные правила
По конструкции объективной стороны состав преступления является формальным и не требует наступления последствий для квалификации. Преступление будет считаться оконченным либо в момент незаконного пересечения Государственной границы, либо в момент нарушения иных правил полета.
Как и всякое нарушение
правил, нарушение правил международных
полетов может предполагать невыполнение
предписанных правилами действий, выполнение
запрещенных правилами
Субъективный критерий ответственности за несоблюдение правил предполагает, в первую очередь, наличие вины правонарушителя. Вопрос относительно возможной формы вины в данном преступлении вызывает в науке большие разногласия. Так, П. Ф. Тельнов, А. А. Игнатьев, И. М. Тяжкова пишут, что субъективная сторона нарушения правил полетов может быть выражена как прямым или косвенным умыслом, так и самонадеянностью или небрежностью.[280]Поддерживая эту позицию, В. И. Жулев указывает: «Вряд ли правильно ограничивать эти преступления только умышленными. ... Больше того, умышленное нарушение правил международных полетов является, как правило, следствием иного, более серьезного преступного посягательства (захват и угон самолета, теракт, контрабанда). В чистом же виде рассматриваемое преступление является следствием ошибочных действий экипажа или наземной службы управления полетом и совершается по неосторожности».[281] На противоположных позициях стоят В. Д. Иванов, считающий, что нарушение правил международных полетов предполагает только прямой умысел,[282] А. И. Коробеев, А. И. Чучаев, допускающие лишь умышленный характер действий виновного.[283]
Для ответа на вопрос о
форме вины при нарушении правил
международных полетов
Тем более, как нам представляется, невозможно допустить неосторожное отношение к действиям в тех составах преступлений, в которых говорится о нарушении специальных правил. «Если гражданин действует в сфере нормативно урегулированных общественных отношений в силу своей профессии, он обязан знать определенные правила, а, следовательно, и осознавать общественно опасный характер их нарушения если не знать, то догадываться он должен, как минимум».[286] Осознание же общественно опасного характера совершаемых действий, согласно формулировкам статей 25 и 26 УК РФ, является атрибутом лишь умышленного отношения к действию. Таким образом, нарушение правил международных полетов является умышленным преступлением.
Субъектом нарушения правил международных полетов, согласно закону, выступает физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В рамках характеристики субъекта преступления проблемным представляется вопрос о возможности признания в качестве такового представителей наземных авиаслужб и пассажиров. Так, П. Ф. Тельнов, А. А. Игнатьев, А. И. Чучаев полагают, что ответственность за нарушение правил международных полетов могут нести исключительно члены экипажа воздушного судна, поскольку от них зависит управление полетом, и только они могут нарушить соответствующие правила.[287] В тоже время А. И. Коробеев, И. М. Тяжкова признают возможным квалифицировать по ст. 271 УК действия авиадиспетчеров, которые, к примеру, подают неверные команды, и пассажиров воздушного судна, которые принуждают членов экипажа к нарушению правил полета (согласно теории посредственного причинения).[288]
В решении данного вопроса, на наш взгляд, следует исходить из общетеоретических правил квалификации преступлений, связанных с нарушением специальных правил. Совершенно прав А. А. Тер-Акопов, говоря, что субъектом нарушения специальных правил может быть только лицо, на которое специально возложено выполнение этих правил[289](это положение косвенно вытекает и из содержания ст. 34 УК РФ). Таким образом, субъектом нарушения правил международных полетов могут быть лишь лица, на которых в силу закона или занимаемой должности возложены обязанности по их соблюдению; к таковым относятся лишь члены экипажа и некоторые работники наземных авиационных служб (авиадиспетчеры).
Решение вопроса о квалификации действий пассажиров представляется нам следующим. Если пассажир, применяя насилие или угрожая им, устанавливает свое господство над воздушным судном и навязывает экипажу собственные правила полета, то целесообразно в данном случае вести речь о захвате воздушного судна, преступлении, предусмотренном ст. 211 УК РФ. В подобном случае, при соблюдении требований ст. 40 УК РФ, ответственность членов экипажа воздушного судна и работников наземных исключается. Следует согласиться с А. А. Игнатьевым, что такая квалификация возможна, если угонщики не являются членами экипажа; «если же воздушное судно угоняют за границу лица, от которых зависит управление судном, то их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений» - угон и нарушение правил международных полетов, поскольку угон не всегда обязательно предполагает нарушение правил полетов.[290] В ситуации, когда пассажир, находящийся на борту судна, совершающего международный полет, нарушает установленные правила международных полетов (очевидно, что он не в состоянии нарушить правила, непосредственно связанные с перемещением воздушного судна в воздушном пространстве России; но в нарушение правил может пролетать в Россию без разрешения, без документов и т. д.), он должен при наличии к тому оснований нести ответственность за незаконное пересечение Государственной границы.