Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Важное полномочие арбитражного управляющего — ведение реестра  требований кредиторов. В реестре  указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Разногласия, возникающие между конкурсными! кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, равно как и разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом.

Осуществляя свои права  и обязанности, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего. При отсутствии убытков неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражным управляющим может служить основанием для его отстранения арбитражным судом от исполнения им своих обязанностей. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего , возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Контроль за действиями арбитражного управляющего осуществляет арбитражный суд, собрание кредиторов и комитет кредиторов. Комитет кредиторов, в частности, вправе: требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления, а от конкурсного управляющего — информации о ходе конкурсного производства; обжаловать в арбитражный суд действия внешнего и конкурсного управляющих.

8. Состояние и динамика  общественных отношений, связанных с банкротством хозяйствующих субъектов, во многом определяются уровнем государственного управления ими. Проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства Федеральный закон от 8 января 1998 г. возложил на государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В соответствии с ныне действующим Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 этот орган, как отмечалось выше, именуется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Федеральный закон уточнил  и значительно расширил полномочия этого государственного органа. Последний, в частности: утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих; проводит лицензирование деятельности граждан в качестве арбитражных управляющих и осуществляет отзыв лицензий арбитражных управляющих; организует систему подготовки арбитражных управляющих; обеспечивает реализацию процедуры банкротства отсутствующего должника; способствует созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства; ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство РФ; подготавливает по запросу суда общей юрисдикции, арбитражного суда, прокуратуры или иного уполномоченного органа заключение о наличии признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства; издает в пределах своей компетенции обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства; вправе в целях реализации положений Федерального закона об обеспечении процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных судов создавать специализированный фонд. Положение о фонде утверждается Правительством РФ. В ноябре 1999 г. издано Положение об осуществлении сотрудниками данной Федеральной службы надзора за деятельностью арбитражных управляющих.

9. В заключение  темы, прежде чем переходить к освещению  отдельных процедур банкротства  и практики применения их арбитражными судами, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Ни наше общество, ни государство и его граждане не заинтересованы в том, чтобы субъекты гражданско-правовых отношений заканчивали свою деловую активность банкротством. Факты банкротства нарушают нормальный ритм народного хозяйства, порождают экономические кризисы, социальную и политическую нестабильность, снижают престиж России в мировом сообществе, вызывают недоверие к отечественным хозяйствующим субъектам.

Поэтому одной из ведущих  идей всего российского законодательства в сфере экономики является идея недопущения, предупреждения случаев банкротства хозяйствующих субъектов ив первую очередь ставших главной силой народного хозяйства — коммерческих организаций. Закон одновременно и обязывает, и рекомендует, и просит всех, кто имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, — самих должников, их кредиторов, компетентные государственные органы не доводить дело до суда, найти пути отхода от края пропасти, за которым начинает свой отсчет процесс банкротства. Интересам самих заявителей и успешного проведения рыночных реформ отвечает использование малейшей возможности для возобновления нормальной безубыточной работы честного хозяйствующего субъекта, помочь ему вновь стать платежеспособным. Соответствующие нормы права, обращенные законодателем к "своим" государственным органам, государственным коммерческим и некоммерческим организациям, носят непреклонный, императивный характер. Менее жестки они, когда адресуются частным организациям, что оправдано соображениями о невмешательстве государства в их внутрихозяйственную деятельность.

Так, согласно ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны постоянно принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Еще более строгие предписания даются применительно к случаям, когда у хозяйствующего субъекта складывается непосредственно предбанкротная ситуация. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принять меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Такие меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

 Нередко неплатежеспособность, а следовательно, и возможность банкротства углубляются разного рода слухами о неблагополучном финансово-экономическом состоянии хозяйствующего субъекта. Каждый из нас, очевидно, был свидетелем того, как распространение подобных слухов приводило к массовому оттоку вкладчиков из какого-то коммерческого банка, к расторжению по инициативе напуганной слухами стороны уже заключенных гражданско-правовых договоров. Иногда и сам законодатель поддерживает подобную позицию хозяйствующих субъектов. Например, по кредитному договору (см. п. 1 ст. 819 ГК РФ) банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Договор, как мы видим, является консенсиальным, то есть считается заключенным с момента достижения соглашения сторон. Однако кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

Чтобы предупредить возможность возникновения подобных ситуаций, Федеральный закон от 8 января 1998 г. установил запрёт на опубликование или разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о. признании' должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную Федеральным законом. Наряду с изложенными выше общими правилами Федеральный закон ввел новую конкретную форму недопущения банкротства, которая не была известна прежнему законодательству, — досудебную санацию. Ею охватываются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

В рамках досудебной санации  собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника  юридического лица и иными лицами в качестве мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Представление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в, пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Условия же проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.    

 

   Процедуры  банкротства

Процедуры, применяемые  в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

Все предусмотренные  Законом процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.

К судебным процедурам относятся  наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, а также иные, например упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника. Кроме этого, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.

К внесудебным процедурам возможно отнести досудебную санацию  и добровольное объявление должника о своем банкротстве.

Следует иметь в виду, что из перечисленных процедур к гражданину могут быть применены конкурсное производство, мировое соглашение. Иные процедуры применяются по специальным правилам и с соблюдением условий, предусмотренных Законом.

Судебные процедуры  проходят по решению и под контролем  арбитражного суда. Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров месячной оплаты труда, установленных законом.

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании:

1. Заявления должника. Реализация права на подачу заявления в суд позволяет

 должнику под контролем  суда удовлетворить требования кредиторов и освободить себя от долгов. В ст. 8 Закона содержится новелла - норма, предусматривающая случаи, когда подача заявления в арбитражный суд является не правом, а обязанностью должника. За неисполнение этой обязанности руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности. Решение о подаче заявления должником может быть принято:

- органом управления  юридического лица, который вправе  принимать такое решение в соответствии с учредительными документами;

- органом, уполномоченным  собственником имущества должника - унитарного предприятия. Такое решение, например, от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия может быть принято ФСДН

(п.7 Положения о ФСДН).

     B этом заявлении должны содержаться, кроме данных, предусмотренных

АПК РФ, следующие сведения:

  - известные должнику на момент подачи заявления кредиторы, их реквизиты

 требования, которые  не оспариваются должником;

- сумма требований, которые  не могут быть удовлетворены;

— обоснование невозможности  удовлетворения требований кредиторов;

 - сведения о принятых к производству судами исковых заявлениях к должку, а также об исполнительных и иных документах, предъявленные к бесспорному списанию;

- сведения о наличие у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

- другие необходимые  сведения.

К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, важнейшими из которых являются:

- документы, подтверждающие  наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

- список кредиторов  и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности;

- бухгалтерский баланс  на последнюю отчетную дату либо заменяющие его бухгалтерские документы, документы о составе и стоимости имущества должника-кредитора.

2. Заявления кредитора.  Правом на подачу в арбитражный суд заявления наделены только конкурсные кредиторы, то есть кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местногo самоуправления. ФСДН осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам | и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством

(п. 12 Положения о ФСДН). Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких Кредиторов. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю.

К заявлению кредитора  прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику: их размер, доказательства обоснованности и др.

3. Заявления прокурора.  Прокурор вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в случаях:

- обнаружения им признаков  преднамеренного банкротства. Преднамеренное  банкротство представляет собой  умышленное создание или увеличение  неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, гражданином в личных интересах или интересах других лиц;

- когда у должника  имеется задолженность по обязательным  платежам;

-  в интересах кредитора  по денежным обязательствам Российской  Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей