Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат
Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях
Характерная особенность Закона состоит в том, что он вобрал в себя нормы и материального, и процессуального права, т. е. установил не только правила поведения участников общественных отношений по поводу несостоятельности, но и механизм реализации материальных норм. Некоторые нормы, устанавливающие порядок судебного рассмотрения дел этой категории, отражены в АПК РФ. Упоминавшиеся выше федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты впредь до приведения их в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону. Правительство РФ уже приняло ряд актов, в частности — Постановление от 22 мая 1998 г. № 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедуры банкротства", утверждено Положение от 25 мая 1998 г. об ускоренном порядке применения процедуры банкротства1, а постановлением от 1 июня 1998 г. — новое Положение "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению"2.
8. Подводя итог сказанному в § 1 настоящей темы, следует отметить два обстоятельства.
А. При изучении несостоятельности (банкротства) как нового феномена нашей экономики надлежит, прежде всего, отчетливо уяснить нынешнюю специфику его правового регулирования, нашедшую отражение в Федеральном законе от 8 января 1998 г. Последний, по сравнению с прежним Законом, закрепил сложившуюся в настоящее время качественно новую систему реальных общественных отношений по поводу несостоятельности (банкротства). По структуре и содержанию Федеральный закон представляет собой нормативный акт, максимально приближающийся к высшей форме систематизации норм права — кодификации. В нем отчетливо выделяются традиционные для кодексов общая и особенная части. В общей части сосредоточены положения, фиксирующие статику связанных с несостоятельностью (банкротством) общественных отношений и возможных их участников. Особенная часть передает динамику этих отношений, поведение, деятельность соответствующих субъектов. Кроме того, в обособленную часть выделены положения об отличительных чертах несостоятельности (банкротства) некоторых категорий должников (юридических и физических лиц) и отдельных процедур несостоятельности (банкротства).
Таким образом, мы имеем дело с тремя уровнями нормативно-правового регулирования несостоятельности (банкротства). Первый содержит самые общие нормы, действие которых распространяется на все связанные с несостоятельностью (банкротством) общественные отношения. Второй уровень включает правовые нормы, опосредующие предусмотренные Федеральным законом общие процедуры несостоятельности (банкротства). Третий уровень устанавливает исключения из общих правил первого и второго уровней. Нормы-исключения касаются поименно названных в Федеральном законе субъектов несостоятельности (банкротства) и ее процедур. Таких норм немного, сосредоточены они в заключительных VIII—X и XII главах Федерального закона. В правореа-лизующей деятельности предпочтение отдано именно этим нормам. Если ими предусмотрено иное, то более общие нормы не применяются. Другими словами, нормы первого и второго уровней "работают" при регулировании соответствующих общественных отношений только в том случае, если на возникающие вопросы нет ответа в нормах третьего уровня.
; Б. Необходимо раскрыть
скобки в названии
Своеобразную компромиссную
позицию занял новый
Попутно заметим, что введение в скобках после, надо полагать, основного термина, еще какого-то другого — не лучшее "достижение" законодательной техники и было бы полезно от него отказаться. Прочитав такой текст, будь то правоприменитель или рядовой гражданин, должен решить нелегкую задачу: что означают скобки, что за ними скрывается и какую связь имеет с доско-бочным термином. Вспомним теперь уже давние Конституции СССР и РСФСР. После слова "Конституция" нам в скобках как бы поясняли: "Основной Закон". В действующей Конституции РФ скобок нет, в самом тексте тоже нигде не говорится, что она — основной закон. Более того, согласно Конституции РФ есть только два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Значит, наша Конституция сейчас не есть основной закон? Очевидно, конституция как учредительный документ по определению должна стоять в иерархии нормативных правовых актов выше любого закона. Но все еще в научной литературе, учебниках, государственных решениях часто называют Конституцию РФ Основным законом — такова сила консервативной правовой инерции.
Или еще один пример. Многие десятилетия рабочие и служащие при поступлении на работу в соответствии с Кодексом законов о труде РФ заключали трудовой договор. Затем после слова "договор" вдруг появились скобки с термином "контракт". "Договор" — слово русское и обозначает соглашение. "Контракт" — иностранного происхождения, но обозначает то же самое: соглашение. Сразу возникли дискуссии по вопросу о том, что общего у "договора" и "контракта" и что их различает, пока сам законодатель не сказал, что это — одно и то же. Но тогда зачем и для кого "напускался туман"?
А как же быть с "несостоятельностью" и "банкротством"? Думается, что здесь ситуация другая, нежели с "договором (контрактом)". Заглянув в любой словарь, мы узнаем, что оба термина многозначны и используются не только в правовом, но также в политическом, нравственном и ином лексиконе. Их требуется адаптировать к экономическим отношениям. В уяснении смысла обоих терминов надо учесть то, что рядом с ними во всех нормативно-правовых актах присутствует третий "близнец" — неплатежеспособность. И тогда "дерево" этих понятий можно выстроить следующим образом. Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество — становится несостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя — банкрот. Им его наделяет арбитражный суд.
Изложенная правовая ситуация сравнима с той, что имеет место в отношении лица, совершившего преступление. Он также проходит через различные "качества": подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Но только суд вправе в своем приговоре назвать такое лицо преступником. Так и хозяйствующий субъект может быть и неплательщиком, несостоятельным. JIo единственным государственным органом, могущим официально объявить его банкротом, является арбитражный суд.
Юридический смысл и значение приведенной градации состоит в том, что несостоятельный хозяйствующий субъект при определенных условиях может вернуть себе качество простого неплательщика, продолжить предпринимательскую деятельность, "нажить богатства" и рассчитаться с долгами. Для банкрота путей назад нет. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В момент вынесения судом такого решения в отношении индивидуального предпринимателя утрачивает силу его регистрация в таком качестве. Поэтому с точки зрения "конечного результата" правового регулирования института несостоятельности (банкротства) было бы правильнее и сам закон назвать короче и яснее — "О банкротстве". Все же остальное — лишь ступеньки на пути к нему, перечисление которых в названии закона представляется излишним. В тексте темы используется терминология, адекватная Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение
1. Развертывание механизма правового регулирования банкротства, как и любого иного общественного отношения, начинается с определения участников соответствующих общественных отношений, в данном случае — лиц, на которых распространяется действие законодательства о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" внес сюда много нового, уточнил набор и статус должников-банкротов.
А. Прежде всего, существенно расширен круг потенциально несостоятельных (банкротов) физических лиц. Теперь четко различаются три их категории. Как и ранее, к ним в полном согласии со ст. 25 ГК РФ отнесен гражданин — индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, вытекающие из осуществляемой им предприниматель-
590
Тема 15. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
ской деятельности. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.
Кроме индивидуальных предпринимателей банкротами могут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Прежнее законодательство такой возможности не допускало. Поскольку приведенная новелла противоречит ГК РФ, то она будет введена в действие только с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Кодекс. Это полностью соответствует фундаментальному правилу, гласящему, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Думается, в орбиту банкротства целесообразно вовлекать не поголовно всех граждан-должников, а лишь тех из них, которые в нарушение действующего законодательства фактически, но без надлежащего юридического оформления, в частности, без государственной регистрации, занимаются предпринимательством.
Наконец, еще одну категорию физических лиц — потенциальных банкротов составляют индивидуальные предприниматели — главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В прежнем Законе о несостоятельности (банкротстве) о них ничего не говорилось. Причина заключалась в том, что в начале 90-х годов фермерство только начинало внедряться в сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства учреждались как юридические лица и функционировали именно в таком качестве. С 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственной регистрации своего хозяйства.
Особенности банкротства
гражданина, индивидуального
В целом иерархия различных правовых норм, относящихся к банкротству граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, установлена следующим образом. Преимущество в регулировании общественных отношений,связанных с их банкротством, имеет Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Что касается норм, содержащихся в иных федеральных законах, то они могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в этот- Федеральный закон.
Б. Применительно к банкротству
юридических лиц новый
а) Из только что приведенного законоположения следует полная ясность в отношении коммерческих организаций: их исчерпывающий перечень дан в главе четвертой части первой ГК РФ, ни в каких иных актах устанавливаться организационно-правовые сфор-мы коммерческих организаций не могут и все они, за исключением казенных предприятий, число которых пока незначительно, подпадают под действие механизма несостоятельности (банкроте тва). Есть, однако, серьезные основания, чтобы поставить под сомнение изложенный в ст. 65 ГК РФ подход к несостоятельности (банкротству) некоммерческих организаций. В ней выделены две их организационно-правовые формы, конкретные субъекты которых: могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Значит, под "пресс" несостоятельности (банкротства) не подпадают из названных в ГК РФ следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Но организационно-правовые формы некоммерческих организаций определяются не только ГК РФ, но и другими законами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях"1 уже дополнил их перечень, имеющийся в Кодексе, двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. А как быть с ними, могут ли они стать несостоятельными (банкротами)? Из приведенной выше нормы ГК РФ следует однозначный вывод: нет, не могут. В этой связи Кодекс заслуживает критики за его внутреннюю противоречивость: не дав полного перечня организационно-правовых форм нeкомеpческих организаций и оставив открытой дверь для допуска на рынок всевозможных иных их форм, он, вместе с тем, исчерпывающе перечислил те из форм, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Как следствие, все вновь возникающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, независимо от характера их предпринимательской деятельности, не могут быть причислены к потенциально несостоятельным (банкротам), что вряд ли можно признать справедливым, да и правомерным.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей