Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

- в иных случаях,  установленных федеральными законами, например с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника.

4. Заявления налоговых  и иных уполномоченных в соответствии  с федеральным законодательством органов - в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Данные органы не являются кредиторами по гражданско-правовым обязательствам, а выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализуя свои властные полномочия. Представлять интересы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может ФСДН.

К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению соответствующей  задолженности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете и др. документы.

При соблюдении всех требований, предъявляемых законодательством к заявлению, оно принимается судом, о чем выносится соответствующее определение. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. Наблюдение не вводится в предусмотренных законом случаях: в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан.

Арбитражный суд по заявлению  лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов. Помимо мер, предусмотренных АПК РФ, арбитражный суд вправе обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам, принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.

 Арбитражные  управляющие. Собрание кредиторов

Законодательством предусмотрено, что для проведения процедур банкротства судом назначается арбитражный управляющий: временный, внешний или конкурсный. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

Заинтересованными лицами в отношении должника признаются, в частности руководитель, а также лица, входящие в состав директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер бухгалтер) должника, в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Деятельность арбитражного управляющего является лицензируемой. Соответствующее Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года.

Лицензии выдаются ФСДН. Предусмотрена выдача лицензий трех категорий:             1) лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляю ero при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий;

2) лицензия второй  категории дает право на осуществление  деятельности в ячестве арбитражного  управляющего или его заместителя  при осуществлении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предприниматели, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных и экономически или социально значимых;

    3) лицензия  третьей категории дает право  на осуществление деятельности  арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Для получения лицензии соискатель, помимо документов, предусмотренных ст. 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

 представляет:

- копию свидетельства  о сдаче экзаменов по программе  обучения лицензирующего органа;

- анкету, содержащую сведения  о личностно-деловых и профессиональных  качествах соискателя, по форме,  установленной лицензирующим органом;

- копию трудовой книжки.

Для получения лицензии второй категории дополнительно  представляются копии определений  арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (заместителем) и отчет соискателя по утвержденной форме, подтверждающий стаж работы в качестве арбитражного управляющего не менее 6 месяцев.

Для получения лицензии третьей категории дополнительно  представляются:

- копии определений  арбитражного суда о ранее  состоявшихся назначениях

соискателя;

- утвержденные арбитражным судом копии отчетов арбитражного управляющего о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя лицензии с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;

- свидетельство о сдаче  соискателем экзамена по программе  повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Таким образом, Положение  предусматривает сдачу соискателем  экзаменов двух типов: по программе обучения и по программе повышения квалификации (переподготовки). Свидетельства действительны для получения лицензии в течение одного года с момента их выдачи.

Положение определяет обязанности  лицензиата. В частности, лицензиат  обязан:

- не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении арбитражным управляющим;

- в течение 30 дней  с момента выдачи лицензии  зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на оборотной стороне лицензии;

- уведомить лицензирующий  орган о регистрации в арбитражном  суде в течение 15 дней с момента регистрации.

Лицензирующий орган  в пределах своей компетенции  имеет право проводить проверки деятельности лицензиата. В случае, если лицензиат не выполняет лицензионные условия, требования лицензирующего органа и в других случаях, определенных п. 28 Положения, действие лицензии может быть приостановлено, а лицензирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих  введены в действие с 1 марта 1999 г. До этого момента арбитражными управляющими могли назначаться лица, получившие в установленном порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению. По состоянию на 30 июня 1998 г. действовало 468 аттестованных арбитражных управляющих.

При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных Законом, в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме их требований.

К компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения  о введении и продлении внешнего  управления и об обращении с соответствующим ходатайством в суд;

2) принятие решения  о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения  об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения  об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении его полномочий;

5) решение иных вопросов, предусмотренных Законом.

Решение собрания кредиторов принимается большинством голосов  от числа сов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Решение по некоторым вопросам, например о введении и продлении внешнего управления, принимается большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов, комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания риторов может быть предусмотрено возложение функций комитета на собрание кредиторов. Законом подробно регламентируется порядок созыва собрания кредиторов и избрания комитета кредиторов.

Требования кредиторов фиксируются в реестре. Реестр ведет  арбитражный управляющий. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Разногласия, возникающие     при ведении реестра, рассматриваются арбитражным судом.

     Процедура наблюдения

Наблюдение представляет собой процедуру банкротства, вводимую арбитражным судом с момента вынесения определения о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). С моментом вынесения данного определения Закон связывает весьма существенные правовые последствия, в

частности:

- имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только в

рамках дела о несостоятельности (банкротстве);

- по ходатайству кредитора  приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 57 Закона;

- запрещается удовлетворение  требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;

  - ограничения должника  по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.     Наблюдение вводится судом на три месяца с момента принятия им заявления

о банкротстве.

     Основными  задачами данной процедуры являются  обеспечение сохранности имущества должника и анализ его финансового состояния. Эти задачи обязан грешить временный управляющий, который назначается судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений из ; числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Иные варианты выбора кандидатуры временного управляющего предусмотрены ст. 59 Закона.

Для решения поставленных перед ним задач, временный управляющий наделяется рядом правомочий. Так, он имеет право получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных

или исполненных должником  с нарушением правил, предусмотренных  Законом; обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Введение наблюдения не означает автоматически отстранения  руководителя или иных органов управления должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными Законом. Эти ограничения  можно разделить на три группы:

1. Закон перечисляет  сделки, которые могут совершаться  только с согласия временного  управляющего, например, связанные  с распоряжением недвижимым имуществом; с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов должника; связанные с получением и выдачей займов (кредитов). Перечисленные меры направлены на сохранность имущества должника.

2. Законом установлены  вопросы, решения по которым  не вправе принимать органы  управления должника. Это решения о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов и ряд других.

3. Установлено, что  решение об участии в ассоциациях,  союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных  группах и иных объединениях  юридических лиц может быть принято органами управления должника только с согласия временного управляющего.

Если руководитель не принимает необходимые меры по обеспечению  сохранности имущества, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, арбитражный суд по ходатайству временного управляющего отстраняет руководителя от должности. В этом случае исполнение обязанности руководителя возлагается на временного управляющего.

Необходимость проведения анализа финансового положения  должника объясняется тем, что к моменту введения наблюдения еще недостаточно ясно, является ли должник банкротом фактически, могут ли быть покрыты судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, может ли быть восстановлена платежеспособность.

Анализ баланса предприятия  производится на основании:

- баланса за последний  отчетный период, а также баланса  за первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

- баланса предприятия  за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

При анализе финансового  состояния должника рекомендуется определить состояние структуры баланса. Под неудовлетворительной структурой баланса понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств или превышать ее.

Система критериев для  определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий утверждена Постановлением Правительства

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей