Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства несостоятельности (банкротстве) предприятий». Этот акт в настоящее ля применяется в части, не противоречащей Закону. (Проведение анализа финансового состояния предприятия может быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия, которые были утверждены приказом министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г.

 Важной обязанностью временного управляющего является установление размера требований кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, размер трений которых установлен. Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника.

На первом собрании кредиторов принимаются важнейшие решения, во многом определяющие будущую судьбу должника: о введении внешнего управления;  обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об определении количественного состава и об избрании комитета кредиторов, иные решения.

Конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы имеют собрании кредиторов количество голосов, пропорциональное сумме их требований. Решение принимается большинством голосов. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов:

- при выявлении признаков  банкротства, но при наличии в то же время реальной возможности восстановления платежеспособности должника приостанавливает производство по делу и выносит определение о введении внешнего

правления;

- принимает решение  о признании должника несостоятельным  (банкротом) |и открытии конкурсного  производства;

- выносит определение  об утверждении мирового соглашения.

Арбитражный суд не связан решением собрания кредиторов. Например, арбитражный суд в определенных Законом случаях может вынести определение о введении внешнего управления, хотя первым собранием кредиторов и было принято иное решение.

С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.

5. Внешнее управление

Особенностью рассмотрения дел о банкротстве является то, что арбитражный суд, установив факт несостоятельности должника, не выносит решение об объявлении лица банкротом, а дает ему шанс восстановить платежеспособность и тем самым избежать конкурсного производства.

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Основаниями проведения внешнего управления являются:

- определение суда о его введении, принятое на основании решения или ходатайства первого собрания кредиторов либо по собственной инициативе;

-  установление необходимости  и целесообразности проведения  внешнего управления исходя из  представленных в обоснование ходатайства документов. Термин «необходимость» означает, что без данной процедуры в сложившейся ситуации обойтись нельзя. Термин «целесообразность» - уверенность у лиц, обратившихся с ходатайством, и у суда в том, что проведение данной процедуры позволит достичь цель восстановления платежеспособности;

-  установление судом  реальной возможности восстановления  платежеспособности организации.

Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев. Этот срок может быть продлен судом  не более чем на шесть месяцев. Правовые последствия введения внешнего управления:

-  руководитель должника  отстраняется от должности, управление  делами должника возлагается  на временного управляющего;

- прекращаются полномочия  органов управления, собственника  имущества унитарного предприятия. Бухгалтерская и иная документация, печати, штампы, материальные и иные ценности передаются внешнему управляющему;

- снимаются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

- аресты имущества  должника и иные ограничения  должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

На период проведения внешнего управления вводится мораторий  на удовлетворение требований кредиторов к должнику, который следует рассматривать как льготу, предоставленную неплатежеспособному предприятию. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. На сумму данных требований кредиторов начисляются проценты в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Действие моратория не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Органами, осуществляющими  внешнее управление, выступают внешний управляющий, собрание кредиторов, арбитражный суд.

Внешний управляющий  назначается арбитражным судом. Кандидатуры могут быть предложены должником и кредиторами, иными лицами, участвующими в деле о банкротстве. Порядок представления кандидатуры и назначения, освобождения внешнего управляющего урегулирован ст. 71, 72 Закона.

Временного управляющего Закон наделяет широким кругом прав, среди которых:

1. Право самостоятельно  распоряжаться имуществом должника. Крупные сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом, балансовая стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника на момент заключения сделки, и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов.

2. Право заявлять отказ  от исполнения договоров должника. Отказ может

быть заявлен:

а) в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления;

б) в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично;

в) при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 77 Закона, например если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника

лишь в долгосрочной перспективе. Контрагент вправе потребовать от должника вмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора.

3. Право заключать  от имени должника мировое  соглашение.

4. Право обращаться  в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными сделок должника по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 78 Закона. Так, может быть признана недействительной судом сделка должника, заключенная или совершенная с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления, если указанная сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими.

Правам внешнего управляющего корреспондируют определенные Законом

 обязанности:

- принять в ведение  имущество должника и провести  его инвентаризацию;

- открыть специальный  счет для проведения внешнего  управления и расчетов с кредиторами;

- вести бухгалтерский,  статистический учет и отчетность;

- заявлять в установленном  порядке возражения по предъявленным  к должнику требованиям кредиторов;

- принимать меры по  взысканию задолженности перед  должником;

- рассматривать требования  кредиторов, вести реестр требований.

Одной из важнейших обязанностей внешнего управляющего является разработка не позднее одного месяца со дня своего назначения и представление на утверждение собранию кредиторов плат внешнего управления. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, срок восстановления платежеспособности. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии установленных Законом признаков банкротства.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

- перепрофилирование  производства;

- закрытие нерентабельных  производств;

- ликвидация дебиторской  задолженности;

- продажа части имущества  должника;

- уступка прав требования  должника;

- исполнение обязательств  должника собственником имущества должника -унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

- продажа предприятия  (бизнеса) должника.

Продажа предприятия (бизнеса) представляет большой интерес и  имеет социальное значение, поскольку позволяет продолжить деятельность предприятия без расторжения трудовых договоров. При этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Их перечень приведен в ст. 132 Гражданского кодекса РФ и в ст. 86 Закона. Не включаются в состав предприятия при продаже денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника. В случае, когда основной вид деятельности должника является лицензируемым, покупатель приобретает преимущественное право на получение лицензии.

Продажа предприятия (бизнеса) производится путем проведения открытых торгов, как правило, в форме аукциона. В случаях, когда за счет вырученной от продажи предприятия суммы должник имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. Если сумма, вырученная от продажи предприятия, недостаточна для удовлетворения требовании кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При недостижении мирового соглашения арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам реализации плана внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет, который должен содержать:

- баланс должника на  последнюю отчетную дату;

- счет прибылей и  убытков должника;

- сведения о наличии  свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника;

- расшифровку оставшейся  дебиторской задолженности должника  и сведения об оставшихся нереализованных правах требования должника;

- иные сведения о  возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности.

К отчету прикладывается реестр требований кредиторов.

Одновременно с представлением отчета, в зависимости от результатов  проведения внешнего управления, внешний управляющий выступает перед собранием кредиторов с одним из следующих предложений:

- о прекращении внешнего  управления в связи с восстановлением  платежеспособности должника;

- о заключении мирового  соглашения;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении внешнего  управления и об обращении в арбитражный суд ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного

производства.

   Рассмотренный собранием кредиторов отчет вместе с протоколом собрания, котором фиксируется принятое кредиторами решение, направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания.

Изучив указанные документы и приложения к ним, арбитражный суд принимает

одно из следующих решений:

1) утверждает отчет  внешнего управляющего и переходит к расчетам с кредиторами, если платежеспособность должника восстановлена, о чем принято соответствующее решение собранием кредиторов. Срок окончания расчетов с кредиторами : может превышать шести месяцев с даты вынесения соответствующего определения. Расчеты производятся в соответствии с реестром требований в порядке, предусмотренном ст. 94 Закона. Обращает на себя внимание то, что данная статья устанавливает лишь две привилегированные очереди погашения задолженности, погашенными считаются удовлетворенные требования, требования, по которым достигнуто соглашение об отступном, о новации либо о прекращении обязательства иным образом, а также иные требования в соответствии с Законом;

2) отказывает в утверждении  отчета, если будут установлены  обоснованность жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника. В этом случае арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Аналогичное

решение принимается  судом в случае непредставления  отчета управляющего в шестимесячный срок с момента окончания срока внешнего управления или при наличии ходатайства собрания кредиторов о вынесении подобного решения;

3) утверждает мировое  соглашение.

Ц В заключение отметим, что Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года предусматривал в целях восстановления платежеспособности должников проведение одной из двух реорганизационных процедур: санации или внешнего управления.

      Санация  представляла собой реорганизационную  процедуру, направленную на  восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой  помощи. Правоприменительная практика показала, что санация в качестве самостоятельной процедуры практически не использовалась. Финансовое оздоровление вполне укладывается в рамки процедуры внешнего управления. Кроме того, неудачным оказался сам термин «реорганизационные» процедуры. Его использование влекло за собой путаницу, так как в праве под «реорганизацией» традиционно понимают одну из форм прекращения юридических лиц. Новый закон отказался от термина «реорганизационные» процедуры, а в качестве процедуры реабилитации должников предусмотрел внешнее управление (судебную санацию).

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей