Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат
Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях
Возьмем ту же автономную некоммерческую организацию. Она буквально по всем существенным юридическим параметрам совпадает с благотворительными и иными фондами (см. ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в сравнении со ст. 10 этого же Федерального закона). Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Благотворительные и иные фонды, как мы только что видели, могут быть признаны несостоятельными (банкротами), а автономные некоммерческие организации — нет. Почему же? Целесообразно внести изменения в ст. 65 ГК РФ, сделав в ней перечень некоммерческих организаций — потенциально несостоятельных (банкротов) открытым. Это позволит в федеральных законах, которыми будут определяться новые формы некоммерческих организаций, указывать, какие из них подвергаются несостоятельности (банкротству), а какие нет, без постановки вопроса о внесении дополнений в ГК РФ. При разработке же таких федеральных законов остается лишь не забывать вносить в них соответствующие правовые нормы.
б) В число юридических лиц, имеющих узаконенные особенности их банкротства, входят градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг1. В ходе изложения темы, при необходимости, мы будем обращаться к некоторым из этих особенностей. Здесь же обратим внимание читателей на понятийный аппарат, другие важные моменты, знание которых необходимо для правильного уяснения статуса перечисленных юридических лиц — потенциальных банкротов.
Необходимость проявлять осторожность при решении вопроса о банкротстве градообразующих организаций стала очевидной уже в первые годы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Такие организации, например, имеет большинство поселков и многие города северных регионов нашей страны. Их банкротство, в частности, распродажа государственных предприятий и иного имущества с последующим бесконтрольным со стороны государства использованием приобретенных ценностей новым собственником, способно повлечь тяжелые экономические и социальные последствия, лишить работы и всяких средств к существованию десятки тысяч людей.
Еще 2 июня 1994 г. Президент РФ своим Указом № 1114 обязал Правительство РФ утвердить Положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и об особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими. Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 10011. Постановление уточнило, что утвержденное им Положение распространяется на государственные предприятия-должники, а также предприятия-должники, в капитале которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации. Согласно Положению к градообразующим относились: предприятие-должник, на котором занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города (поселка); предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города (поселка). Для оценки предприятия как градообразующего достаточно было хотя бы одного из названных критериев.
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" вопрос решен несколько иначе. Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. К градообразующим приравнены иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство; производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной; произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50> общей суммы выручки. К сельскохозяйственным организациям приравнены рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации выращенной (произведенной; произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности. В случае ликвидации вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций их земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
Правительство РФ еще 2 ноября 1995 г. постановлением № 1081 утвердило Положение об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций1. Это было сделано в целях учета специфики условий функционирования сельскохозяйственных организаций при реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве), предотвращения их банкротства, исключения негативных социальных последствий, связанных с ликвидацией несостоятельных сельскохозяйственных организаций, а также стимулирования становления и развития наиболее прогрессивных форм хозяйствования и преодоления кризиса неплатежей в агропромышленном секторе экономики. Постановление действует в части не противоречащей Федеральному закону от 8 января 1998 г. В частности, при принятии и реализации решений о применении процедур учитываются: необходимость сохранения целевого использования земли как основного средства производства в сельском хозяйстве; специфика земельных отношений, форм собственности на землю; сезонность производства; зависимость результатов производства от природно-климатических условий; необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе организации; территориальная и технологическая взаимоувязанность основного производства и производственной инфраструктуры; градообразующий и селообразующий характер организации.
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В качестве страховой организации договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.
Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" отказался от получившего широкое распространение в нормативно-правовых актах словосочетания "банки и иные кредитные организации", ограничившись краткой формулировкой "кредитные организации". Разумеется, содержащиеся в Федеральном законе правовые нормы, которые адресованы кредитным организациям, распространяются также на банки. Таким образом, понятие "кредитные организации", вслед за Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", используется как родовое понятие, включающее банковские и небанковские кредитные организации.
В феврале 1999 г. принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к отношениям, возникающим при неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов, применяется в части, которая не урегулирована законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Тем самым преимущество в нормативно-правовом регулировании несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций имеет федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) этих организаций. Неизменным осталось прежнее правило: заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом только после отзыва Центральным банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Правовая характеристика профессиональных участников рынка ценных бумаг дана выше, в § 2 темы "Объекты гражданских прав".
В. В отечественном предпринимательстве нередко участвуют иностранные граждане и юридические лица, которые, естественно, могут стать участниками отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством). Важное значение при этом имеет соотношение норм российского национального законодательства, с одной стороны, и норм международного частного права, а также иностранных государств, граждане и юридические лица которых занимаются предпринимательством в России, — с другой. Здесь установлены следующие основополагающие правила: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", применяются правила международного договора Российской Федерации; к отношениям, регулируемым Федеральным законом, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются его положения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; при отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Г. Близким к должнику, но самостоятельным участником связанных с банкротством отношений является представитель работников должника. Работник — это гражданин, который трудится у должника как работодателя на основании трудового договора (контракта). Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием (учреждением, организацией), по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (учреждение, организация) обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Причастность работников к судьбе работодателя, оказавшегося вовлеченным в процесс банкротства, вполне понятна. Они имеют специфические интересы по отстаиванию прав трудового коллектива в целом и своих персональных на сохранение рабочего места, получение причитающейся заработной платы, удовлетворение иных социальных потребностей, вытекающих из коллективного договора и трудового договора (контракта). Работники должника уполномочивают какое-либо лицо, названное в Федеральном законе "представителем работников должника", представлять их интересы при проведении процедур банкротства. Для этого оно наделено особыми полномочиями, реализуемыми, о чем будет сказано ниже, на различных стадиях рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.
2. Непременную предпосылку
Граждане, включая индивидуальных предпринимателей, и юридические лица являются участниками самых различных правоотношений, в которых как стороны этих правоотношений могут оказаться должниками. Возникают естественные вопросы: по состоянию на какое время и какие именно долги — все или только какая-то их часть — учитываются для определения наличия признаков банкротства. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" ввел ряд новых норм, касающихся состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей. Сначала о времени, на которое устанавливается долг. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Что касается конкретного состава и размера долгов, то они различаются в зависимости от того, о каком обязательстве идет речь. По денежным обязательствам принимается во внимание их размер, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В размер этих обязательств не включаются обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия. Не учитывается при определении размера денежных обязательств также подлежащая уплате за их неисполнение или ненадлежащее исполнение неустойка (штрафы, пеня). Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание для определения наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей