Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Гражданский кодекс РФ решил  вопрос совершенно иначе. "Предприятие" как организационно-правовая форма сохранена только для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Применительно же ко всем юридическим лицам Гражданский кодекс РФ рассматривает "предприятие" в качестве объекта гражданских прав — относящегося к недвижимым вещам имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Само собой разумеется, что подобный комплекс не может быть субъектом правоотношений. Субъектами прав, обязанностей, ответственности, включая связи по поводу несостоятельности (банкротства), выступают те, у кого предприятия, как имущественные комплексы, находятся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Далее, не оправдало себя главное, исходное положение Закона — сформулированное в ст. 1 легальное определение несостоятельности (банкротства). Согласно ему неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, расценивалась как несостоятельность (банкротство) предприятия лишь "в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника".

В процитированной части  приведенного определения законодатель предпринял попытку увязать применение Закона с характеристикой финансово-экономического состояния должника, со скрытыми от "посторонних глаз" глубинными причинами, приведшими к несостоятельности (банкротству). Закон установил двоякую связь неплатежей с финансово-экономическим состоянием должника.

Первая выражается в  превышении обязательств должника над  его имуществом. Однако сама по себе отмеченная связь не представляет опасности для рыночных отношений. У предпринимателя, умело и надежно организующего свое дело, подобная ситуация бывает даже типичной. Он при отсутствии сколько-нибудь значительных собственных средств берет взаймы у других лиц деньги, сырье, материалы, быстро воплощает их в пользующиеся спросом конкретные товары и, продав их, полностью и своевременно рассчитывается с долгами. Этой линией взаимосвязи надлежало заниматься лишь при наличии факта несостоятельности (банкротства). Выявление стоящих за ней фактических данных (натуральных, стоимостных, ценовых и иных показателей) не представляет особой трудности. "Превышение обязательств должника над его имуществом" мало о чем свидетельствует еще и потому, что при прямо обратной картине — значительном превышении имущества над обязательствами — покрытие последних за счет имущества может стать весьма проблематичным из-за крайне низкой его ликвидности на рынке соответствующих товаров. Будучи выставленным на продажу, оно не возместит и малой толики своей стоимости, зафиксированной в документах должника.

Намного сложнее и  запутаннее была вторая линия связи между несостоятельностью (банкротством) и финансово-экономическим состоянием неплательщика — неудовлетворительная структура баланса должника. Что же это такое? Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" ограничился весьма общей и фактически непригодной для практического применения констатацией, что под неудовлетворительной структурой баланса понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

На пробел в Законе обратил внимание Президент РФ, который своим Указом № 2264 от 22 декабря 1993 г. "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" обязал Правительство РФ утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, что и было сделано постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Установлены следующие три показателя для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей  ликвидности характеризует общую  обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов разделов II и III актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела II пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Этот коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог раздела I пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог раздела I актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов разделов II и III актива баланса).                                     

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует  наличие реальной возможности у  предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

На основании данной системы критериев принимаются  решения: о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным; о наличии реальной возможности у хозяйствующего субъекта-должника — восстановить свою платежеспособность; о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

В постановлении Правительства  от 20 мая 1994 г. содержались также некоторые правила, как на практике пользоваться системой критериев. Однако первые же месяцы применения постановления показали недостаточность содержащихся в нем указаний. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в целях обеспечения единого методического подхода при проведении самой Федеральной службой и ее территориальными агентствами анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов распоряжением от 12 августа 1994 г. утвердила многостраничные Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Через месяц, 12 сентября 1994 г., они были несколько изменены и названы Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности.

Пользуясь перечисленными критериями, можно, по утверждению специалистов, "подвести" под несостоятельность (банкротство) подавляющее большинство российских хозяйствующих субъектов. Ценность критериев в определенных экономических ориентирах состояла главным образом в оценке состояния предприятия, которые полезно знать при решении судьбы хозяйствующего субъекта-должника. В этом смысле они не утратили своего значения и сейчас. Опираться же единственно на них при принятии окончательного решения о несостоятельности (банкротстве) конкретного должника было бы неверно.

Наконец, испытание временем выдержали не все установленные ст. 2 Закона "типы применяемых к должнику процедур" несостоятельности (банкротства). В качестве особой реорганизационной процедуры была выделена санация — оздоровление предприятия-должника. Суть ее предельно проста: добровольное оказание собственником хозяйствующего субъекта, кредиторами и иными лицами финансовой помощи должнику. При этом должник не устраняется от управления своим имуществом, а продолжает полноценную предпринимательскую деятельность. На все время действия санация подчинена погашению имеющихся у хозяйствующего субъекта долгов перед кредиторами.

Привлечение к экономическим  операциям должника капитала кредиторов для погашения задолженности перед ними, уже и без того лишившимися какого-то своего имущества в результате неплатежеспособности должника, создает между ними новую ранее неизвестную нашим хозяйственникам правовую ситуацию, значительно осложняет ход санации. Однако Закон, выделив санацию в особую, отдельную "процедуру", с одной стороны, исключил тем самым возможность ее применения в других "типах процедур", а с другой — излишне усложнил, "обюрократил" процедуру самой санации.

В частности, решение  о санации мог принять только арбитражный суд, и ее применение состояло из многих стадий. Все начинается с подачи должником, собственником хозяйствующего субъекта-должника или его кредиторами ходатайства в арбитражный суд о проведении санации. Вторая стадия — рассмотрение судом поступившего ходатайства. Арбитражный суд может его удовлетворить или отказать в санации. Основанием для удовлетворения ходатайства о проведении санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.

При удовлетворении ходатайства  наступает третья стадия: арбитражный  суд с согласия собственника хозяйствующего субъекта-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. К участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива хозяйствующего субъекта-должника. Если на третьей стадии процесс не завершится, т. е. окажутся желающие участвовать в конкурсе, наступает четвертая стадия: арбитражный суд рассматривает кандидатуры лиц, выразивших желание участвовать в санации, и определяет допущенных к участию в ней.

Затем следует пятая  стадия: в семидневный срок со дня вынесения определения суда участники санации обязаны провести собрание, на котором они вырабатывают соглашение. В соглашении должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.

Шестая стадия заключается  в том, что арбитражный суд  на основании представленного соглашения выносит определение о начале проведения санации в порядке  и на условиях, определенных в соглашении. Суть предпоследней, седьмой стадии — в фактическом проведении санации на основе выполнения принятого участниками санации и одобренного судом соглашения. Общий контроль за санацией осуществляет арбитражный суд.

На заключительной стадии подводятся итоги санации. При неудовлетворительном результате, т. е. недостижении цели санации, арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом). Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) хозяйствующего субъекта.

Проявились и другие несовершенства Закона, о которых  будет сказано ниже, по ходу раскрытия темы. Работа по пересмотру Закона велась в течение нескольких лет. Законодатель не пошел по пути внесения изменений и дополнений в прежний Закон. Государственная Дума РФ 10 декабря 1997 г. приняла новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", 24 декабря его одобрил Совет Федерации РФ и 8 января 1998 г. подписал Президент РФ. Федеральный закон введен в действие с 1 марта 1998 г. Президенту РФ и Правительству РФ предложено привести изданные ими правовые акты в соответствие с новым Федеральным законом. Правительству РФ поручено также принять правовые акты, обеспечивающие реализацию этого Закона. Арбитражными судами Закон применяется при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г.

7. Нынешняя нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных уровней. Входят в нее нормативные акты только федеральных органов государственной власти. Постепенно накапливается и опыт реализации соответствующих актов. По мере все более углубленного изучения и обобщения практики нормативно-правовая основа будет обогащаться и совершенствоваться. Ниже назовем отдельные ее составляющие с краткими комментариями. Содержательно, при необходимости, они будут раскрываться по ходу изложения темы.

Отправной элемент нормативно-правовой основы несостоятельности (банкротства) предпринимателей — федеральные законы. Нормы права, относящиеся к несостоятельности (банкротству), имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Центральное место среди федеральных законов занимает уже упоминавшийся Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Он в соответствии с ГК РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей