Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

в) преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия;

г)  фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно и для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.

Перечисленные составы  преступления предусмотрены ст. 195— 197 УК РФ. Совершение указанных деяний влечет различные виды наказаний вплоть до лишения свободы.

6. Пожалуй, главными  действующими лицами драмы, разыгрывающейся в процессе банкротства хозяйствующих субъектов и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, выступают кредиторы. Ведь они потеряли свое имущество и сохранили лишь надежду вернуть хоть что-то. По одному и тому же делу о банкротстве они могут быть представлены одним, десятками, сотнями и многими тысячами субъектов. Но понятие кредитора сложно не только количественно, но и содержательно, качественно. В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" оно используется не как однозначное.

Прежде всего формально, юридически, статус кредитора имеют далеко не все, у кого есть имущественные претензии к потенциальному банкроту. Кредитором именуется лишь сторона в денежном обязательстве должника. Им могут быть российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Правом же на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Федеральным законом конкурсными кредиторами. Конкурсные кредиторы есть кредиторы по денежным обязательствам. В их число не входят граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) должника — юридического лица по. обязательствам, вытекающим из такого участия.

Правом на подачу заявления  кредитора в арбитражный суд  от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования обладают уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления. К кредиторам приравнены налоговые и другие уполномоченные органы. Но они формально к кредиторам не относятся и руководствуются общими правилами, регулирующими деятельность

кредиторов, если в отношении  них Федеральным законом не предусмотрено иное.       

Кредиторы, как правило, разобщены территориально и организационно, преследуют в процессе банкротства не всегда совпадающие, а нередко и противоречащие друг другу интересы. Важно поэтому добиваться сглаживания противоречий между ними, нивелирования интересов, объединения их усилий с устремлениями других участников процесса в достижении позитивных конечных результатов, максимально удовлетворяющих всех его участников. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" закрепил систему форм, как раз и призванных выразить и защитить интересы кредиторов.

Высшей и наиболее демократичной формой является собрание кредиторов. Она используется во всех процедурах банкротства — наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве, мировом соглашении и иных, установленных Федеральным законом.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам — налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсный кредитор, налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов.

К компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе о банкротстве. В частности, оно принимает решение о введении той или иной процедуры банкротства (кроме наблюдения) и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Если иное не предусмотрено Федеральным законом, собрание кредиторов — правомочно, независимо от числа представленных в нем голосов конкурсных кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов. Федеральным законом установлены исключения из данного правила, когда для принятия собранием решения необходимо большинство голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов {см., например, ст. 14 п. 2).

Обеспечить созыв собрания, на котором было бы представлено большинство голосов конкурсных кредиторов в случае множественности и территориальной разобщенности кредиторов, бывает весьма затруднительно, а то и невозможно. Прогнозируя подобную ситуацию, Федеральный закон предложил следующий выход из нее. Если на первом собрании нет необходимого для принятия решений числа голосов, то созывается повторное собрание кредиторов. Оно правомочно принимать решения большинством голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.Еще одной формой представления и защиты интересов конкурсных кредиторов является комитет кредиторов. Решения об избрании членов комитета кредиторов и определении их количественного состава принимает собрание кредиторов. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

Члены комитета кредиторов избираются на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более одиннадцати человек. Члены комитета кредиторов могут из своего состава избрать председателя комитета. Если в комитете кредиторов более пяти членов, председатель комитета избирается в обязательном порядке. О полномочиях председателя комитета в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" ничего не говорится. Их определяют сами члены комитета при выборе председателя из своего состава. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа его членов. По решению собрания кредиторов полномочия всех членов комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно. Такое решение может быть принято только в отношении всех членов комитета кредиторов.

Особая значимость собрания кредиторов и комитета кредиторов подчеркивается тем обстоятельством, что при проведении процедур банкротства они представляют интересы всех кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

7. Одним из наиболее активно действующих в процессе банкротства призван быть арбитражный управляющий. Он от начала до конца выступает координационным центром причастных к банкротству лиц, в том числе координации их действий с арбитражным судом. В ходе изложения материалов темы мы убедимся, что арбитражный управляющий — центральная фигура, обеспечивающая реализацию законодательства о несостоятельности (банкротстве). От его усилий, честности, знаний, прежде всего правовых, во многом зависят реальная отдача от судебных и внесудебных процедур, осуществляемых в связи с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов-должников, а также результаты банкротства. Поэтому к арбитражным управляющим предъявляются особо высокие требования.

По старому Закону о несостоятельности (банкротстве) арбитражным управляющим именовалось лицо, назначенное арбитражным судом, которому передавались функции внешнего управления имуществом должника. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. арбитражный управляющий — родовое понятие: лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных этим Федеральным законом. Арбитражный управляющий выступает теперь в трех различных ипостасях. Им может быть временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.                                             

Арбитражному управляющему надлежит своей деятельностью отражать, согласовывать и примирять интересы должника, кредиторов, иных участников процесса банкротства и, наконец, общества и государства. Данное обстоятельство находит выражение прежде всего в особых правовых требованиях к арбитражному управляющему, а именно:

 а) по общему  правилу арбитражным управляющим  может быть назначено физическое  лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Приведенные качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий, несколько отличны от тех, которые содержались в Законе о несостоятельности (банкротстве). Там имелось более конкретное требование: арбитражному управляющему надлежало быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы.

В прежнем Законе ничего не было сказано и о "заинтересованном лице". Само по себе это понятие не ново в российском законодательстве. Оно, например, значится в ст. 81—84 Федерального закона "Об акционерных обществах", где подробно изложен статус "заинтересованных лиц" в связи с их участием в совершаемых акционерным обществом сделках. Согласно ст. 18 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заинтересованными лицами в отношении должника признаются: юридическое лицо, которое является материнским или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Заинтересованными в отношении должника являются также лица, находящиеся с перечисленными выше физическими лицами в отношениях близкого родства: супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги). Перечисленные лица являются также заинтересованными лицами в отношении гражданина. В изложенном порядке определяются заинтересованные лица и в отношении арбитражного управляющего, а также кредиторов;

б) арбитражные управляющие  действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству. Исключения из этого правила устанавливаются самим Федеральным законом от 8 января 1998 г. Так, внешним управляющим крестьянского (фермерского) хозяйства может быть назначено лицо, не имеющее такой лицензии. Отзыв в установленном федеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей. Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего. О своей регистрации арбитражный управляющий уведомляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Требование о наличии  лицензии у арбитражного управляющего — новое в нашем законодательстве. Порядок ее выдачи будет установлен федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации1. Новые нормы о лицензировании деятельности арбитражных управляющих ввены в действие с 1 марта 1999 г. До введения в действие указанных положений лица, получившие в установленном порядке аттестат специалиста по антикризисному управлению, могли назначаться арбитражными управляющими и могли зарегистрироваться в соответствующем арбитражном суде. Организовать систему подготовки арбитражных и конкурсных управляющих постановление Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" поручало Правительству РФ. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими была возложена на Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Федеральная служба 13 сентября 1994 г. утвердила Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению. Аттестат антикризисного управляющего и является основанием для рассмотрения вопроса о назначении его владельца в качестве арбитражного управляющего.

в) Арбитражным управляющим  не могут быть назначены: лица, осуществлявшие ранее управление делами должника —- юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет; лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость.

г)  По Закону О' несостоятельности (банкротстве) кандидат в арбитражные  управляющие представлял в арбитражный  суд декларацию о своих доходах и имущественном состоянии. По окончании выполнения своих функций арбитражный управляющий такую же декларацию направлял в арбитражный суд повторно. Подобной правовой нормы в Федеральном законе от 8 января 1998 г. нет, с чем трудно согласиться. Закрепленные в этом законе многообразные полномочия арбитражного управляющего при "умелом" их использовании позволяют ему обогатиться за чужой счет, и декларирование доходов было бы вовсе не лишним.

Для осуществления своих  функций арбитражный управляющий наделен необходимыми правами и обязанностями. Он имеет право: созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Федеральным законом; получать вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено Федеральным законом или соглашением с кредиторами; подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. К числу обязанностей отнесены, например, принятие мер по защите имущества должника; анализ финансового состояния должника; анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника, его положения на товарных рынках; рассмотрение заявленных требований кредиторов.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей