Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

   Особенности банкротства отдельных видов субъектов

Законодательство о  несостоятельности (банкротстве) создает в рамках общего режима специальные режимы признания несостоятельными (банкротами) отдельных должников: градообразующих, сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, также граждан, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Не имея возможности подробно остановиться на особенностях банкротства всех названных субъектов, обратим внимание на особенности банкротства индивидуального предпринимателя, градообразующих и кредитных организаций. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам  или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) индивидуальных предпринимателей, применяются общие правила, регулирующие несостоятельность (банкротство) юридических лиц, с определенными особенностями. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим предпринимателем, кредитором по обязательствам, не связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по уплате ^Обязательных платежей, а также прокурором. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе также предъявить свои требования.

 Последствием признания  индивидуального предпринимателя банкротом является то, что с момента вынесения такого решения судом утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Такой субъект не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

К другим последствиям признания  гражданина банкротом относятся  следующие:

- сроки исполнения  обязательств гражданина считаются  наступившими;

-  прекращается начисление  неустоек (штрафов, пени), процентов  и иных финансовых санкций  по всем обязательствам;

- прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о взыскании алиментов, а также по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.О принятом судом решении уведомляются все известные кредиторы.

Срок для предъявления ими претензий не может превышать  двух месяцев.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя  в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам физического лица, закреплен гражданско-процессуальным законодательством.

Арбитражный суд вправе по мотивированному заявлению гражданина и иных лиц, участвующих в деле, исключить из конкурсной массы и иное имущество, например, неликвидное или доход от реализации которого не повлияет существенным образом на удовлетворения требований кредиторов. Перечень имущества гражданина, исключаемого из конкурсной массы, утверждается судом.

Решение арбитражного суда о признании индивидуального  предпринимателя банкротом направляется судебному исполнителю для продажи имущества должника. Суммы, вырученные от продажи имущества, а также имевшиеся в наличии денежные средства должника, вносятся на депозит арбитражного суда. За счет этих сумм происходит удовлетворение предъявленных и признанных судом требований кредиторов.

Порядок и очередность  удовлетворения требований кредиторов индивидуального предпринимателя и организации аналогичны, за исключением требований о взыскании алиментов, которые удовлетворяются в первую очередь. Кроме того, во внеочередном порядке покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда.

При недостаточности имущества кредитор вправе требовать выдела доли индивидуального предпринимателя, которая причиталась бы ему при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.

После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были заявлены такие обязательства или нет. Должник освобождается также от исполнения заявленных и учтенных при признании предпринимателя банкротом требований, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Требования граждан, перед  которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера, не учтенные при признании предпринимателя банкротом, сохраняют силу и могут быть предъявлены к должнику как физическому лицу.

Особенности банкротства  градообразующих организаций устанавливаются  исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий.

К градообразующим организациям относятся юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины числа населения соответствующего населенного пункта. Предусмотренные для таких организаций правила применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Решение об отнесении  предприятия к градообразующим  принимается ФСДН России и согласовывается  с органом исполнительной власти, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). При рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве таких лиц могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Федерации. Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представленными поручительства по обязательствам должника. Лица представившие поручительство, вправе предложить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Внешнее управление градообразующей  организацией может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления и плана финансового оздоровления. Такой план может предусматривать осуществление инвестиций в ее деятельность, трудоустройство работников, создание новых рабочих мест, иные способы восстановления платежеспособности. При наличии поручительства соответствующих органов срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет.

В процессе судебной санации  Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование в лице уполномоченных органов в любое время вправе рассчитаться с кредиторами в порядке установленной очередности. В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается.

В ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия. По ходатайству органа государственной власти или местного самоуправления продажа предприятия (бизнеса) производится путем проведения конкурса, обязательными условиями которого являются:

     - сохранение  рабочих мест для не менее  чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

- обязанность покупателя  в случае изменения профиля  деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

Если не поступило  соответствующего ходатайства или  предприятие не было продано на условиях конкурса, оно подлежит продаже на аукционе.

В случае признания градообразующей  организации банкротом ее имущество  выставляется на продажу на первых торгах как единый имущественный комплекс. Если предприятие не будет продано на первых торгах, его продажа осуществляется в общем порядке.

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций  установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Данный Закон регулирует особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации, а также порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности. При этом регулированию последней группы отношений уделено в законе большее внимание.В отличие от иных субъектов, кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства). В качестве мер по предупреждению банкротства названы:

1) финансовое оздоровление  кредитной организации;

2) назначение временной  администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной  организации. Закон определяет:

- основания для осуществления  данных мер;

- обязанности кредитной  организации, ее учредителей (участников);

-  право Банка России  потребовать от кредитной организации осуществить меры по финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию;

- порядок проведения  процедур предупреждения банкротства.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом, а обязанностью Банка России (ст. 37).

Арбитражный суд может  возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации  в совокупности составляют не менее  одной тысячи минимальных размеров оплаты труда и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

При рассмотрении арбитражным  судом дела о банкротстве кредитной  организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.

Арбитражный управляющий  должен иметь лицензию, а также  соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат.

Среди особенностей проведения конкурсного производства кредитной организации можно назвать следующие.

В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной  организации, открытый в учреждении Банка России. Публикация сведений о банкротстве, помимо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ», осуществляется в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту расположения кредитной организации.

Запись о признании  кредитной организации банкротом  и об открытии конкурсного производства производится Банком России в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства, ежемесячно получая бухгалтерскую и статистическую отчетность. В Банк России представляются промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Особенностью распределения  конкурсной массы является то, что  в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада  договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми

кредитная организация  несет ответственность за причинение вреда жизни или

здоровью.

 Ликвидация кредитной  организации считается завершенной,  а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации организации.

 Упрощенные  процедуры банкротства

 Упрощенные процедуры  банкротства предусмотрены Законом для двух категорий субъектов: ликвидируемого и отсутствующего должника. Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть  подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника.

Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решения  о признании

 должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Обязанности

конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Предусмотрен сокращенный, месячный срок для предъявления требований  кредиторами.

Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника - гражданина или руководителя должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым и иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей