Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности и банкротства.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию, о чем будет сказано несколько ниже. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях

Файлы: 1 файл

Тема 15.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

Предусмотрены сокращенные  сроки для принятия решения арбитражным судом, представления ФСДН кандидатуры конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования.

При обнаружении имущества  отсутствующего должника по ходатайству  конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующего должника осуществляется в очередности, предусмотренной Законом. При обнаружении имущества сумма, вырученная от его продажи, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего.

После расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Положения о банкротстве  отсутствующего должника могут применяться  также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

В целях повышения  эффективности применения процедур банкротства Постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 утверждено Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства.

Постановлением Правительства  РФ определен порядок и условия  применения процедур банкротства, осуществляемых в ускоренном режиме при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве организаций - должников по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Данным актом определены следующие положения:

1. Консолидация требований  к организациям - должникам по  обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При     наличии оснований к организациям - должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, наличии оснований для возбуждения дела о банкротстве налоговые и иные уполномоченные органы, государственные внебюджетные фонды представляют в ФСДН документы, необходимые для обращения в арбитражный суд с единым заявлением, содержащим объединенные требования к должнику по всем обязательным платежам.

2. При рассмотрении  арбитражными судами дел о  банкротстве единую позицию государства вырабатывают коллегии уполномоченных государственных представителей, образуемые ФСДН.

3. Координация деятельности  налоговых и иных уполномоченных  органов и консолидация требований  осуществляются с целью обеспечения  принятия первым собранием кредиторов решения о введении в отношении должника реабилитационной процедуры внешнего управления.

4. В рамках этой  процедуры применяется ускоренный  порядок ее осуществления, который заключается в следующем. На базе всего имущества должника (за исключением имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу) создается открытое акционерное общество с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества. Сохраняются рабочие места. Акции вновь образованного акционерного общества подлежат продаже с привлечением специализированной организации в порядке, устанавливаемом ФСДН.

Средства, вырученные от продажи акций, направляются на удовлетворение требований кредиторов, а оставшиеся средства возвращаются должнику. Если средств, вырученных от продажи акций, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, арбитражный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о прекращении внешнего управления, признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

 Неправомерные  действия в процессе банкротства  и ответственность за их совершение

В целях охраны интересов  заинтересованных лиц законодательством установлено, что считаются неправомерными действия, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными действиями должника, собственника организации-должника, кредиторов или иных лиц. Такие действия определяются через их цель - нанесение ущерба должнику или кредиторам.   Прежде всего к неправомерным относятся действия, подпадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Понятия преднамеренного или фиктивного банкротства даны в ст. 10 Закона. Субъектами таких действий являются руководитель, собственник коммерческой организации, индивидуальный предприниматель, другие лица.

Под фиктивным банкротством понимается обращение должника в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если действия должника квалифицируются в качестве фиктивного банкротства, он должен возместить кредиторам ущерб, причиненный подачей заявления. Такой ущерб может быть вызван приостановлением исполнения судебных решений, исполнительных документов.

Под преднамеренным Закон  понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Последствием преднамеренного банкротства может быть возложение на указанных лиц в случае недостаточности имущества должника субсидиарной ответственности по его обязательствам. Следует отметить, что Закон о банкротстве в данном случае воспроизводит правило ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Постановлении Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 разъяснено, что указанные в ст. 56 ГК РФ лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.

Требования к лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом, взысканные суммы зачисляются  в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов. Положения, предусмотренные ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а также в отношении производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Помимо норм о фиктивном  и преднамеренном банкротстве, в  Законе содержится перечень других действий, относящихся к категории неправомерных. В их числе, например, сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником его имущества.

Такие действия должны быть квалифицированы судом как неправомерные. Лица, совершившие неправомерные действия, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.                                      

Так, ст. 9 Закона предусмотрена ответственность руководителя должника за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд. Руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, возникшими по истечении месячного срока со дня появления обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника.

Руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), не . выполнившие обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы). В настоящее время порядок их дисквалификации федеральным законодательством не предусмотрен.

В соответствии со ст. 184 Закона в случаях нарушения требований добровольного объявления о банкротстве, сокрытия должником имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента ликвидации должника.

Уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность  руководителя должника, собственника предприятия, индивидуального предпринимателя за различные неправомерные действия при банкротстве.

Так, в соответствии с  п. 1 ст. 195 Уголовного кодекса РФ уголовно наказуемыми признаются действия руководителя должника или индивидуального предпринимателя по сокрытию имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере или местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства. Пункт 2 ст. 195 УК РФ предусматривает уголовную ответственность тех же лиц, знающих о неплатежеспособности, за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб.

Уголовный закон предусматривает  наказание и за фиктивное и  преднамеренное банкротство. Следует при этом отметить, что данные понятия, употребляемые в Уголовном кодексе РФ, отличаются от аналогичных рассмотренных выше понятий Закона о банкротстве.

В соответствии со ст. 197 УК РФ фиктивным банкротством признается заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или очки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно неуплаты долгов, если эти деяния причинили крупный ущерб. Под преднамеренным банкротством в качестве состава преступления понимается умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индиви-льным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, прилившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (ст. 196 УК РФ). Руководитель должника или индивидуальный предприниматель при определенных условиях могут стать субъектами и таких преступлений, как: получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации или индивидуального предпринимателя, это деяние причинило крупный ущерб (п. 1 ст. 176 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оп-ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта т. 177 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Предпринимательство  как способ хозяйствования находится в постоянном движении и развитии. Все более широко проникая в российскую экономику, оно обогащается новыми чертами и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются еще недавно принятые федеральные законы, указы Президента РФ и иные акты. Эти обстоятельства обязывают каждого во избежание ошибок быть внимательным при изучении юридического механизма, регулирующего предпринимательскую деятельность, постоянно следить за происходящими в нем изменениями. В данном учебнике использовано законодательство, действовавшее по состоянию на 1 августа 1999 г.

В отдельных случаях динамика законодательства оказалась такой, что. не позволила  во время работы над учебником  включить в него некоторые темы. Это, в частности, относится к  правовым проблемам приватизации государственного и муниципального имущества. В условиях СССР последовательно проводилась политика, направленная на огосударствление собственности. Форму государственной все чаще приобретала собственность колхозная и кооперативная. Дело быстро шло к формированию единой государственной социалистической собственности. С началом экономических реформ Конституция России (с вносившимися в нее до принятия в декабря 1993 г. ныне действующей Конституции многочисленными изменениями и дополнениями) официально закрепила многообразие форм собственности, без чего не могли сколько-нибудь эффективно проводиться преобразования в народном хозяйстве, внедряться предпринимательство.

Со 2 августа 1997 г. утратил силу Закон  РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 3 июля 1991 г. и стал действовать Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Приватизация есть процесс, обратный огосударствлению. Под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

К сожалению, в полной мере воспользоваться  нормами нового Федерального закона невозможно, так как до сих пор  нет государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации, которая призвана организационно и юридико-технически обеспечить проведение Закона в жизнь. Она утверждается федеральным законом, устанавливает приоритеты в

осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предпринимателей