Диагностика причин кризиса на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление в узком смысле это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Финансовый анализ деятельности предприятия (методика проведения финансового анализа)
Анализ имущественного положения предприятия
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Анализ прибыли предприятия

Глава 2. Финансовый анализ деятельности
Анализ имущественного положения предприятия
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Анализ прибыли предприятия

Глава 3. Диагностика причин кризиса на предприятии

Глава 4. Контроль прокуратуры за деятельностью предприятия в период кризиса

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Иванова Ксения 814-Нс.docx

— 96.72 Кб (Скачать)

Анализ финансовых коэффициентов предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов организации. Значение коэффициентов зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятий. Оценка финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов может проводится по следующим группам: платежеспособность, рентабельность, финансовая устойчивость, деловая активность, ликвидность.

Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Неустойчивое финансовое положение характеризуется нарушением платежеспособности: предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Кризисное финансовое положение характеризует предприятие на грани банкротства, просроченные кредиторская и дебиторская задолженности которого не могут быть погашены в срок.

К финансовым коэффициентам, применяемым для оценки финансовой устойчивости предприятия можно отнести коэффициенты: автономии, соотношения заемных и собственных средств, обеспеченности собственными средствами, маневренности, прогноза банкротства и др.

Платежеспособность предприятия определяется наличием у него возможности и способности своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия сделок, а также на наличие возможности получения кредитов.

Ликвидность предприятия определяется исходя из имеющихся у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Показатели деловой активности предприятия включают: выручку от реализации, чистую прибыль, производительность труда, коэффициент общей оборачиваемости капитала и оборотных средств, средний срок оборота дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и собственного капитала.

Анализ кредиторской и  дебиторской задолженности поможет определить основные направления для ее реструктуризации, т. е. уменьшения совокупного долга и его ускоренного погашения. Проводится инвентаризация задолженности, которая делится на: текущую, просроченную, пени и штрафы. Работа по ликвидации задолженности предприятия требует как анализа суммы требований, так и определения средств, которыми располагает предприятие для погашения долгов, составления прогноза движения денежных средств.

Диагностика кризисов включает в себя комплекс методов, необходимых  для оценки текущего состояния организации, выявления причин ухудшения количественных и качественных показателей ее деятельности. Разумеется, диагностика сама по себе не может решить проблему. Необходимо устранить истинную причину кризиса, сгладить его негативные проявления, устранить последствия. Наряду с такими мероприятиями, как сокращение издержек, расширение ассортимента, реструктуризация долгов, в условиях кризиса возникает потребность в кардинальных мерах по оздоровлению предприятия, реорганизации его деятельности, стратегических инновационных изменениях.

 

Глава 4. Контроль прокуратуры за деятельностью предприятия  в период кризиса

 

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

По содержанию и структуре состоит  из двух частей: Общей и Особенной.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека

и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных  задач прокурорского надзора  осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры.

Поскольку прокурорский надзор –  это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.

Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования.

Функции и направления  деятельности прокуратуры РФ – это  правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов  субъектов РФ, а также за исполнением  законов субъектов РФ, принятых ими  согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять  к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю  расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании  преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное  расследование преступлений.

Генеральный прокурор РФ участвует  в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями  об изменении, дополнении, отмене или  принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Основные направления  деятельности прокуратуры обусловлены  различными факторами политического, социально-экономического и иного  характера.

Постоянные направления  деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния  правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. 

Список используемой литературы

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. Пособие / Подгот. Г.К. Талем и Г.Б. Юном. — М.: Дело, 2001.
  3. Антикризисное управление предприятиями: Учеб. пособие / Под
  4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова.
  5. Багровец А.Н. Антикризисное управление в организации: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Баканов М.И., Шеремет АД. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
  8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Ника-Центр, 1999.
  9. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. — М.; СПб.: Герда, 2001.
  10. Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Дэниэлс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 2001.
  12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2002.
  13. Киреевский К.В. Основы менеджмента и управления. - М.: , 2005.
  14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  15. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. — М.: Экономика, 2000.
  17. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий».
  18. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа».
  19. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16-н «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций».
  20. Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31 -р «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установленного неудовлетворительной структуры баланса».
  21. Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».
  22. Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению России от 27 августа 1998 г. № 16-р «О порядке и условиях применения процедур банкротства в ускоренном режиме (реорганизация — ликвидация предприятия)».
  23. Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 8 октября 1999 г. № 33-р «Методические рекомендации по проведению экспертизы и наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства».ред. А.Н. Ряховской. — М.: ИПК Госслужащих, 2001.
  24. Стивен Росс, Рендольф Вестерфильд, Брэдфорд Джордан. Основы корпоративных финансов. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  25. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Х.Абрютина М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. — М.: Дело и сервис, 1999.
  26. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012)
  27. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства. — М.: Омега-Л, 2004.
  28. Шеремет А.Д., СайфулинР.С, Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  29. Ю.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности. — М.: Дело и сервис, 2000.

Информация о работе Диагностика причин кризиса на предприятии