Кризисы в развитии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании показателей экономической эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Концепция жизненного цикла предприятия………………………………….5
2. Стадии и фазы жизненного цикла………………………………………….....7
2.1. Стадии становления и роста…………………………………………………9
2.2.Стадии зрелости и спада…………………………………………………….16
2.3.Понятие фазы жизненного цикла…………………………………………...25
3. Особенности развития предприятия на различных стадиях……………….29
4. Кризисы как закономерность развития предприятий………………………34
5. Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Теория антикризисного управления.docx

— 96.97 Кб (Скачать)

 

 

  Минский филиал  государственного образовательного  учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики  и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ


 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория антикризисного управления»

Тема   

Кризисы в развитии предприятия

 
 
 
 

 

 

 

 

Студент 

                   Головач Светлана Евгеньевна

     

28/11/2012

   

Ф.И.О., № зачетки

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

             

Минск2011

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Концепция жизненного цикла предприятия………………………………….5

2. Стадии и фазы жизненного  цикла………………………………………….....7

2.1. Стадии становления  и роста…………………………………………………9

2.2.Стадии зрелости и  спада…………………………………………………….16

2.3.Понятие фазы жизненного  цикла…………………………………………...25

3. Особенности развития  предприятия на различных стадиях……………….29

4. Кризисы как закономерность  развития предприятий………………………34

5. Причины и последствия  кризисов на различных стадиях  жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...37

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые  организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни  организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации  развиваются быстрее других и  делают свое дело лучше, чем другие.

Актуальность  работы объясняется тем, что в  современном бизнесе преуспевающий  менеджер должен четко ориентироваться  в окружающем нас мире и своевременно реагировать на складывающуюся ситуацию. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к  стратегическим задачам. Не зная, на какой  стадии развития находится предприятие, руководитель предприятия не сможет разработать верную стратегию, не сможет оценить, насколько принятый стиль  руководства соответствует этому  этапу. Эти знания имеют большую  практическую ценность независимо от того, являетесь ли вы менеджером государственного, частного или (в особенности) своего собственного предприятия.

Именно  поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Концепции жизненного цикла уделено довольно большое внимание в литературе, мы рассмотрим литературные источники  в главе 1.

Экономисты, как правило, рассматривают предприятие, как субъект хозяйствования, которое  в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость и спад. На этапе роста иногда выделяют детство и юность. Вслед за стадией спада может последовать ликвидация или возрождение в результате реорганизации.

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях  жизненного цикла.

В нашей  работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте  его экономической эффективности  на основании показателей экономической  эффективности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
  • подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция жизненного цикла  предприятия

 

Жизненный цикл организации непосредственным образом связан с жизненным циклом продукции. Современные концепции  жизненного цикла позаимствованы из изучения эволюции товара: замысел  и разработка концепции, массовое производство, момент ликвидации средств производства этого товара. Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынка. Жизненный  цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы  рождения, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые  исключительные характеристики, которые  требуют определенной модификации  понятия жизненного цикла.

Большинство авторов предлагают следующий вариант деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки.

1. Этап предпринимательства.  Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

З. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки  структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии и фазы  жизненного  цикла

 

На каждой стадии жизненного цикла у предприятия  возникают конкретные потребности, как финансового, так и нефинансового  характера. Многие из них остаются постоянными  на протяжении всего жизненного цикла  предприятия, но изменения конъюнктуры  приводят к модификации большинства  из них, соответственно меняются и способы  решения финансовых и нефинансовых проблем. Одной из задач настоящей  работы является рассмотрение финансовых вопросов, которые больше всего волнуют  менеджеров на протяжении всего пути развития предприятия.

Состояние эффективно функционирующего предприятия  не возникает само по себе, а, возникнув, не может существовать вечно. Это  обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды фирмы. Предприятие как финансово-экономический  механизм имеет определенный жизненный  цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими  ее дальнейшее существование в первоначальном виде, определенным периодом времени. Продолжительность жизненного цикла  предприятия для различных стран  и отраслей будет разной, тем не менее, характер кривой для всех предприятий  одинаков. Кривая жизненного цикла  состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость  предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или  иной отрезок времени.

Задачей руководства  предприятия является определение  момента проведения комплекса мероприятий  по увеличению эффективности его  деятельности с учетом организационно-экономических  особенностей этапа жизненного цикла.

На всех стадиях жизненного цикла предприятия  важна эффективность его деятельности. Эффективность функционирования любого предприятия зависит от его способности  приносить необходимую прибыль. Повышение эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели производства.

В современной  экономической литературе имеется  множество различных методик  оценки эффективности. Их анализ может  способствовать отбору оптимального количества показателей, которые наиболее точно  будут отражать эффективность деятельности предприятия. Общая эффективность  представлена совокупностью показателей, характеризующих оценку деятельности предприятий на определенном этапе  жизненного цикла.1

В условиях рыночной экономики, одним из важнейших  элементов в системе управления предприятия, является анализ финансово-экономического состояния, поскольку он позволяет  выявить проблемные стороны в  деятельности предприятия и определить пути их решения.

Для каждого  этапа характерен определенный набор  финансово-экономических показателей, позволяющих определить эффективность  его функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Стадии становления и роста

 

Первая  стадия – создание предприятия и  его становление. О возникновении  субъекта хозяйствования свидетельствует  факт его регистрации в соответствующих  органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы  деятельности предприятия, определение  целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной  структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

Этап зарождения характеризуется постепенным внедрением на рынок, в это время происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На стадии становления предприятие  начинает осуществлять продажу своей  продукции или услуг.

Рождение  любой организации связано с  необходимостью удовлетворения интересов  нового покупателя, с поиском и  занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии – выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному. Также необходимо определить нишу на рынке, возможности конкурентов, требуемые ресурсы и возможности их получения.

Очень важно  отслеживать прогнозные показатели, характерные для фазы зарождения, сравнивать их с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять  динамике структуры активов. Объемы производства и продаж на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как  каналы поставки сырья и продажи  готовой продукции не отлажены, возникают  трудности с производством и  со сбытом. К новому предприятию  относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на рекламу велики. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. В это время предприятие имеет довольно большую долю заемных средств, поэтому его финансовый риск довольно высок, что порождает требование стабилизировать финансовые показатели.

Информация о работе Кризисы в развитии предприятия