Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании показателей экономической эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Концепция жизненного цикла предприятия………………………………….5
2. Стадии и фазы жизненного цикла………………………………………….....7
2.1. Стадии становления и роста…………………………………………………9
2.2.Стадии зрелости и спада…………………………………………………….16
2.3.Понятие фазы жизненного цикла…………………………………………...25
3. Особенности развития предприятия на различных стадиях……………….29
4. Кризисы как закономерность развития предприятий………………………34
5. Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...47
Становлению
предприятия предшествует стадия исследований
и разработок (ИиР). В процессе функционирования
предприятие обязано
Кроме расходов на ИиР, предприятию необходимы начальные расходы на аренду или покупку нового помещения, оборудования и др. Возможно, потребуется некоторое время для покрытия этих расходов и получения прибыли. Этот период в бизнесе называется «долина смерти», в этот момент бизнес является наиболее уязвимым.
Для вновь
создаваемых предприятий
Важным условием для становления предприятия, как правило, является долевой капитал. С его помощью обеспечивается, по крайней мере, частичное финансирование начальных расходов, связанных с открытием предприятия. Речь идет, прежде всего, о затратах на юридическое оформление документов, организацию бухгалтерского учета, покупку оборудования и текущие расходы. Руководитель начинающего предприятия, его семья или друзья могут вложить свои личные средства, но, как правило, их будет недостаточно, и от него потребуются усилия для привлечения внешнего финансирования.
Одна из
типичных проблем, с которыми сталкиваются
вновь создаваемые компании –
это нежелание финансирующих
организаций кредитовать новое
предприятие, не имеющее хорошей
кредитной репутации, притом, что
процент банкротства новых
Начинающая
компания может оказаться в таком
положении, когда она еще не получает
кредит от поставщиков, но вынуждена
предоставлять кредит своим клиентам
с целью привлечения большего
числа заказов, что вызывает дополнительные
сложности с оборотным
Руководители
начинающих компаний зачастую неопытны
в бизнесе и не имеют опыта
работы на конкретном рынке. Более того,
как правило, у них отсутствует
квалифицированный консультант. Поэтому,
для выживания и развития бизнеса
на протяжении всего цикла работы
предприятия жизненно важным является
своевременная и
Уровень расходов будет в значительной мере зависеть от видов деятельности предприятия – например, предприятиям обрабатывающей промышленности нужны большие средства для приобретения основных фондов, однако всем предприятиям необходимо соответствующее оборудование.
Основные
фонды потребуются для
Обычные банковские
кредиты имеют формальную схему
погашения, и, как правило, доступны
всем видам предприятий. Для вновь
создаваемых предприятий
Альтернативным решением проблемы является лизинг, который может быть использован предприятиями, находящимися на любой стадии развития.
Региональные гранты или займы на развитие иногда могут предоставляться на реализацию специальных проектов, либо в конкретной отрасли промышленности, либо в определенном регионе.
Иногда внутри стадии становления выделяют детство и юность.
Детство – стадия опасная, так как именно в этот период происходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров организации. Основной задачей предприятия в этот период является укрепление своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии – кратковременный успех и обеспечение бурного роста.
Юность – это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период – обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Стадия юности характеризуется тем, что интуитивная оценка риска руководством организации уже не является достаточной, что заставляет менеджеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данный период организация нуждается в появлении специалистов с узкоспециализированными знаниями.
На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.
На стадии роста предприятие, как правило, будет находиться в точке появления прибыли, продвигаясь от убыточности к прибыльности. Поэтому предприятие будет искать новые рынки сбыта для старой продукции, либо ее совершенствовать и выходить на новые рынки с целью дальнейшего увеличения прибыли.
Для расширения и дальнейшего развития предприятию потребуются новые основные фонды, для закупки которых придется привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Новые кредиты будут создавать дополнительную нагрузку на предприятие, и в случае замедленного или неудачного расширения предприятие столкнется с целым рядом новых проблем. Предприятие может попытаться выйти на зарубежные рынки, для этого ему потребуется возможность получения целого сектора финансовых услуг и содействия, включая уменьшение кредитного риска, поиск партнеров и покрытие расходов, связанных с проведением международных торговых операций.
Увеличение
выпуска продукции потребует
дополнительного основного
На этапе
роста деловой активности предприятия
темпы роста продаж резко возрастают,
предприятие признается потребителями,
поставщиками, кредиторами. Производство
отлажено, затраты на него сокращаются,
каналы товародвижения и реклама
налажены. Производство характеризуется
интенсивной модернизацией, растет
качество продукции. На данном этапе
доля заемных средств в активах
предприятия заметно
Для поддержания
эффективности деятельности компании
на данном этапе необходим анализ
показателей рентабельности, особенно
рентабельности продаж. В фазе зарождения
рентабельность могла быть не очень
высокой, так как производство еще
только налаживалось. Но когда предприятие
достигает этапа роста и
2.2. Этап зрелости и спада
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.
Развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и честного управления. В этот период, как правило, руководитель организации удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что снижает его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Таким образом, зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако, именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении.
Период
зрелости наступает в результате
напряжения всех сил предприятия. Наблюдается
полная занятость всех ресурсов (рабочей
силы, земель, мощностей, капитала, предпринимательской
способности и т.п.). При полном
объеме производства должно сформироваться
эффективное использование и
распределение ресурсов (использование
наилучших технологий, техники и
т.п.). К этому моменту можно
утверждать, что компания выдержала
конкурентную борьбу, и теперь важнейшими
в обеспечении эффективности
становятся внутренние факторы. Фирма
начинает стремиться к снижению цен,
созданию систем скидок, обеспечению
сервиса. Для поддержания эффективного
функционирования предприятия в
период зрелости необходимо контролировать
состояние показателей
Вслед за периодом успешного развития, эффективно используя свои возможности и достигая более высокого уровня рентабельности, предприятие займет большую часть своего потенциального рынка.
Выделяют три стадии зрелости организации: ранняя, промежуточная и окончательная.
Период
ранней зрелости характеризуется
Этап зрелости
опасен возможностью появления у
руководства организации
Кривая развития предприятия показывает, что на этой стадии у предприятия существует два основных направления развития. Оно может либо укрепить свои позиции на рынке, либо рассмотреть пути дальнейшего расширения посредством производства новой продукции или выхода на новые рынки.
Предприятие, находящееся на стадии зрелости, может осуществлять обновление основных фондов, а также проведение новых исследований и разработок, то есть расходы типичные для стадий становления и расширения, уделяя основное внимание максимизации отдачи от активов и снижению рисков.
Финансовые потребности будут носить более индивидуальный и специфический характер.
Пересмотр финансовой структуры предприятия может привести к реструктуризации активов, возможно, к обмену долгов на участие в капитале. Такой выбор может оказаться нелегким, особенно если будет означать смену собственности предприятия.
Руководству в этот период особое внимание нужно уделять тщательному контролю за наличностью предприятия, более широко следует использовать сложные финансовые методы и средства для снижения риска и увеличения прибыли.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.
Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.
Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства: