Кризисы в развитии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании показателей экономической эффективности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Концепция жизненного цикла предприятия………………………………….5
2. Стадии и фазы жизненного цикла………………………………………….....7
2.1. Стадии становления и роста…………………………………………………9
2.2.Стадии зрелости и спада…………………………………………………….16
2.3.Понятие фазы жизненного цикла…………………………………………...25
3. Особенности развития предприятия на различных стадиях……………….29
4. Кризисы как закономерность развития предприятий………………………34
5. Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Теория антикризисного управления.docx

— 96.97 Кб (Скачать)

По проблематике кризиса  следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь  в противоречия всю систему или  весь процесс развития, так как  все элементы взаимосвязаны и  взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации  и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация  развития кризиса. По структуре отношений  в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены  следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических  кризисов. Экономические кризисы  вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся  кризисы производства и реализации товара, отношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди  экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии  финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают  при развитии противоречий различных  социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают  и отдельно.

В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных  социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы  возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется  обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы  – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это  кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности  в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время  стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при  изменении природных условий, вызванных  деятельностью человека; истощении  ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов  природного равновесия.

 

 

Рис. 1. Классификация кризисов

 

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут  предсказываться и возникают  под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

Неожиданные кризисы возникают  вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий  известные фазы своего наступления  и протекания, существуют также кризисы  явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно  и крайне опасны. Также кризисы  подразделяются на легкие и глубокие.

Глубокие кризисы могут  дестабилизировать части или  всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также  делится на кратковременные и  затяжные.

Фактор времени чрезвычайно  важен в кризисной ситуации, чем  длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны  с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

                                 

Заключение.

  

           Кризис в широком смысле −  неотъемлемая характеристика рыночной  экономики. с практической точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск. В данной работе мною были рассмотрены кризисы в развитии предприятия.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Причинами кризиса  на предприятии могут быть различные  факторы внешней и внутренней среды. Однако, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве  случаев такими факторами являются недостатки управления.

Антикризисное управление −  это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить  временные затруднения, сохранить  и преумножить рыночные позиции  при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы. Элементами антикризисного управления являются:

  • анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
  • познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
  • стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
  • оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
  • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
  • постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

 В последнее время  в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному  управлению. Практически все авторы  сходятся во мнении, что антикризисное  управление должно занять свою  «нишу» в рамках общей теории  управления. Однако само же антикризисное  управление они трактуют по  разному. Наиболее верным является  системный подход к этому понятию,  когда антикризисное управление  трактуется как целый комплекс  взаимосвязанных мероприятий от  диагностики кризиса до применения  особых мероприятий для его  избежания и преодоления. Исходя  из этого определения деятельность  антикризисного управляющего должна  базироваться на основе глубокого  анализа финансового состояния,  деятельности и положения на  рынке предприятия. Только после  такого анализа антикризисный  управляющий должен составить  детально проработанный план  антикризисного управления.

Исходя из литературных источников, рассматривающих проблемы организации  и управления, общепризнанным является тот факт, что кризисная ситуация серьезно угрожает функционированию всей системы и проистекает из внешних  условий. То есть, если меры по выходу из кризиса оказываются недостаточными для устранения проблемы, кризисная  ситуация продолжается. Для организаций  кризис - это дезинтеграция, которая  затрагивает систему не только как  единое целое, но также оказывает  фатальное воздействие на ее первоосновы, ее суть. Таким образом, кризис - это "разрушитель системы", затрагивающий  эмоциональный, познавательный и поведенческий аспекты. Хотя эмпирическое понимание кризиса как непредвиденной скрытой угрозы не выдерживает научной критики, все выше приведенные определения и трактовки кризиса сводятся к понятию "угрозы". В этом отношении следует согласиться с утверждением о том, что "угроза, возможно, является движущей силой большинства событий, которые обозначают термином "кризис". Под "угрозой" мы понимаем внешние изменения, неминуемо сказывающиеся негативно на всей системе.

Утверждение о том, что  результатом угрозы всегда является неконструктивность, мешает осуществлению  конкретных изменений, необходимость  которых может выявить только сам кризис. Таким образом, защитная реакция вынуждает организации "устранять  любой ценой устойчивые предпосылки  к обновлению. В дополнение к вышесказанному "защитная реакция" на кризис не вооружает  нас средствами экстренного решения  проблемы.

В целом, кризисы обычно сокрушают  организации, а также влияют на эмоциональные, когнитивные и поведенческие  возможности ее членов.

Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребованный в условиях современной  России. В нашей стране класс профессиональных управленцев только формируется, и  антикризисное управление, которое  по утверждению экспертов является «чистым видом управления», находится  на переднем плане этого зарождения.

Знать законодательство, ориентироваться  в политической и экономической  ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, проводить содержательные совещания, владеть навыками убеждения, уметь разрешать конфликты и  при этом обладать высокой стрессоустойчивостью - это самые необходимые качества профессионала в антикризисном  управлении, которые и позволяют  ему приобретать успешную репутацию. Все эти качества достигаются  только в повседневном опыте, а современные обучающие технологии - тренинги, стратегические игры, специальные упражнения - помогают достичь желаемого. Экономия времени и предупреждение будущих ошибок - это лишь некоторые выгоды от обучения.

Антикризисный управляющий  не может позволить себе сказать, подобно Сократу, «Я знаю, что я  ничего не знаю». Он должен четко представлять собственные возможности, иметь  картину собственных знаний и  их развивать и дополнять. Что  и приводит в результате к достижению новых профессиональных вершин в  антикризисном управлении. От каждого  антикризисного управляющего в той  или иной степени зависит будущее  России. И единственное, что может  ускорить общий успех - это личный профессионализм. В данной курсовой работе была проведена комплексная  оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием различных  комплексных показателей, а также  при помощи одного из методов комплексного экономического анализа - факторного анализа.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей. В курсовой работе факторному анализу были подвергнуты несколько  показателей финансово-хозяйственной  деятельности организации, в результате чего было выявлено влияние отдельных  факторов на изменение изучаемого показателя.

Для проведения экономического анализа были использованы различные  способы и методы:

- сравнение,

- относительные и средние величины,

- балансовые и так далее.

В ходе проведения комплексного экономического анализа выявлено, что  не все показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за анализируемый  период изменились в положительную  сторону, что характеризует данную организацию, как финансово неустойчивую.

Пока антикризисные мероприятия  управления социально-трудовыми отношениями  в период кризиса выступают как  совокупность мер по «штопанью дыр», а не многоплановый комплекс взаимоувязанных  и взаимообусловленных действия, охватывающих все основные факторы  бизнеса (в том числе - человеческий), на серьезные успехи в рыночных преобразованиях  рассчитывать трудно.

 

                Список использованной литературы:

 

  1. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.
  2. "Антикризисный менеджмент" / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой - М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". - Издательство "ЭКМОС", 1999.
  3. Попов Р.А. "Антикризисное управление". - М.: "Высшая школа", 2003. - с.429.
  4. Александров Г.А. "Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура". - М.: "Бек", 2002. - 544 с.
  5. "Справочник кризисного управляющего" / Под. Ред. Э.А. Уткина - М. - 1999.
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I и II-2001г.
  7. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы управления персоналом в условиях кризиса: Учебник для высших учебных заведений. - М.: ТОО «Люкс-арт», 2008г.
  8. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2009.
  9. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.
  10. Деринг П. Хотите стать коммерсантом? : Справ. пособие: Пер. с нем. М.: Интерэксперт: Экономика, 2010.
  11. О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 07 июля 2002г.
  12. Закон «О собственности в РСФСР», принят 24 декабря 2002г., с изменениями и дополнениями от 24 июня 2002г.
  13. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принят 25декабря 2002г., с изменениями и дополнениями от 24 июня 2002г.

Информация о работе Кризисы в развитии предприятия