Диагностика банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы:
разобраться в первопричинах возникновения кризисов;
дать основные определения и характеристики кризисов в рамках существующих экономических теорий;
описать основные моменты методики диагностики банкротства;
показать практические расчеты по диагностике возможного банкротства на примере ОАО «БКК».

Оглавление

Введение.
Кризисы социально-экономических систем:
Понятие кризиса;
Причины возникновения, классификация кризисов;
Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах;
Диагностика банкротства предприятия:
Признаки и порядок установления банкротства предприятия;
Методика диагностики банкротства;
Практические расчеты возможного банкротства предприятия на примере ООО «БКК»;
Модель интегральной оценки Альтмана,
3 Предотвращение кризиса на предприятии.
Заключение.
Список источников.

Файлы: 1 файл

Антикриз.docx

— 513.62 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.            

  1. Кризисы социально-экономических систем:
    1. Понятие кризиса;            
    2. Причины возникновения, классификация кризисов;      
    3. Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах;                
  2. Диагностика банкротства предприятия:
    1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия;
    2. Методика диагностики банкротства;       
    3. Практические расчеты возможного банкротства предприятия на примере ООО «БКК»;        
      1. Модель интегральной оценки Альтмана,      

3      Предотвращение кризиса на предприятии.

Заключение.             

Список  источников.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий  постоянно принимать решения  в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата  различными кризисными ситуациями, результатом  которых может стать несостоятельность  или банкротство.

В данных обстоятельствах особое значение приобретает «антикризисное управление», как фактор, который должен использоваться не после возникновения кризисных  явлений на предприятии, а заранее, действуя на опережение, выявить и  диагностировать возможные проблемы.

Цели данной работы:

  • разобраться в первопричинах возникновения кризисов;
  • дать основные определения и характеристики кризисов в рамках существующих экономических теорий;
  • описать основные моменты методики диагностики банкротства;
  • показать практические расчеты по диагностике возможного банкротства на примере  ОАО «БКК».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кризисы социально-экономических систем.
    1. Понятие кризиса.

В экономическом цикле  есть характерная черта, а именно кризис, который определяется как внезапная и резкая, как правило, смена тенденции от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности. Греческое слово «кризис» означает решение. Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности существующей тенденции. Основная функция кризиса — разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности. В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий. 
 
Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы: 
 
· кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки; 
 
· кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл; 
 
· существуют фазы экономического цикла; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла: 
 
а) стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу; 
 
б) падение производства и ухудшение экономических показателей — это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее; 
 
в) депрессия — недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается; 
 
г) оживление — начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики; 
 
д) стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом; 
 
· кризисы прогрессивны при всей их болезненности, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции: 
 
а) резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы; 
 
б) расчистку пространства для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла; 
 
в) испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее. 
 
Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на место под солнцем. Кризис — это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции; 
 
· кризисы конечны; они могут предшествовать либо новому этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду; 
 
· поскольку кризисы неповторимы, разнообразны причины и факторы, их вызывающие, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер. 
 
Движущей силой экономического цикла являются инвестиции и инновации. Переход от одной фазы цикла к другой выражается в динамике инвестиций. Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций. Переход от одной фазы цикла к другой обычно начинается с изменения спроса, которое и вызывает колебание инвестиций. Выход из кризиса, оживление обычно начинаются с расширения спроса на потребительские товары и услуги, что создает условия для роста спроса на средства производства; растут инвестиции и занятость, значит, снова происходит рост потребительского спроса. Обязательная составляющая выхода из кризиса — инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек. Государство — инициатор антикризисных программ, осуществляемых при бюджетной поддержке, которые становятся импульсом для оживления экономики. Очевидно, что сущность кризиса и инструменты антикризисного управления можно определить для различных уровней управления экономикой: национальная экономика, отраслевая и региональная экономика, предприятия (организации). Можно ли предвидеть и прогнозировать кризисные ситуации? В одних случаях можно (когда кризисы наступают вследствие перемен, которые мы можем и успеваем понять и оценить), в других — нет. 
 
В самом общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова: 
 
· определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов; 
· понимание причин, сущности и характера данного кризиса; 
· определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и выявление ядра будущей системы; 
· установление поля действия кризиса; 
· изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния; 
· рассмотрение путей выхода из кризиса. Анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один принимается как основной; 
· распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее неизвестные факторы; 
· анализ уроков кризиса. 
 
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно — ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.

 

    1. Причины возникновения, классификация кризисов;

Причины кризиса могут быть различными (См.рис.2). Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Рис.2

 

 

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними:

1. Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией

макроэкономического развития или  даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

2. Внутренние причины кризиса обусловлены рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое  значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или  ее разрушение, оздоровление или возникновение  нового кризиса (См.рис.3).

Рис.3

Кризисы могут возникать как  цепная реакция. Существует возможность  и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными  политическими причинами. Вообще последствия  кризиса теснейшим образом связаны  с двумя факторами: его причинами  и возможностью управления процессами кризисного развития. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже более глубокого и продолжительного.

Практика показывает, что кризисы  неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой  своей сути. Необходимость в разветвленной  классификации кризисов связана  с дифференциацией средств и  способов управления ими. Если есть типология  и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его  остроты, сокращения времени и обеспечения  безболезненности протекания (См.рис. 4).

 По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

По структуре отношений  в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или отдельной организации. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы платежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и топ-менеджеров и др.

 

Рис.4

Вся деятельность человека построена  на удовлетворении его интересов, которые  изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп  или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность  их изменения определяют как возможность  кризисов, так и их необходимость.

Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической  системе, даже кризисов, связанных с  природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать  и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями  труда, отношения к экологическим  проблемам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

В организационном устройстве любой  социально-экономической системы  могут обостряться организационные  отношения, принимая форму организационного кризиса, который может проявляться в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр. В крайнем своем проявлении организационный кризис вызывает паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

Причинами организационного кризиса могут быть:

- чрезмерный или быстрый рост  социально-экономической системы,

- изменения условий ее функционирования  и развития,

- ошибки при частичной реконструкции  организации или

организационной перестраховке, рождающей  бюрократические тенденции.

Психологические кризисы также нередки в современных условия социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным экономическим  кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства, например, отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства.

 

    1. Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах.

 

Предприятия осуществляют свою деятельность во внешней среде, которую формирует  действующая нормативно-правовая база государства, законы рынка, другие предприятия  и организации, являющиеся для данных предприятий поставщиками и потребителями  и т.д. Таким образом, внешняя для  каждого предприятия среда представляет собой сложно организованную систему, куда оно входит одной из составных  частей.

Вместе с тем предприятие  – это тоже система той или  иной сложности. Поэтому факторы  кризисов по отношению к предприятиям дифференцируются на внешние и внутренние.

Основные внешние факторы подразделяются на:

  • Международные

- наличие кризиса в других странах, глобальные экономические или финансовые кризисы;

- международная политика по отношению к стране и политика международных финансовых институтов, наличие ограничений, эмбарго и т.д.;

- наличие международных торговых, тарифных соглашений;

- международная конкуренция.

  • Национальные

- нестабильность политического  курса;

- неустоявшееся, часто меняющееся законодательство;

- чрезмерный монополизм;

- низкий или спадающий  платежеспособный спрос;

- слабый государственный  бюджет и государственный заказ;

- нестабильное состояние  финансовой системы;

- нарушение устоявшихся  партнерских связей;

- высокая инфляция;

- налоговая, кредитная,  валютная политика;

- коррупция, лоббизм,криминализация.

У России, как страны расположенной  на огромной территории, есть специфические  внешние факторы кризиса, связанные  с различием уровней политического, экономического развития, различием  климата регионов.

Это – региональные факторы:

- особое местное, региональное законодательство;

- удаленность от рынков  сбыта;

- отсутствие развитой  экономической инфраструктуры;

- сложные климатические  условия.

Основные  внутренние факторы кризиса предприятия заключаются;

- в низких конкурентных  позициях предприятия(по качеству продукции, доле рынка и т.д.)

- неудачной маркетинговой  политике;

- устаревших технологиях, физическом и моральном износе фондов;

Информация о работе Диагностика банкротства предприятия