Причины кризиса Российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………..
Глава I. Причины кризиса Российской экономики…..
1.1. Что такое кризис……………………………………..
1.2. Понятие кризисов и причины их возникновения……
1.3. Симптомы, факторы и причины кризиса………………
Глава II. Механизмы кризиса Российской экономики………..
2.1.

Файлы: 1 файл

курсовая по антикризисному управлению.docx

— 23.97 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………..

Глава I. Причины кризиса Российской экономики…..

1.1. Что такое кризис……………………………………..

1.2. Понятие кризисов и причины их возникновения……

1.3. Симптомы, факторы и причины кризиса………………

Глава II. Механизмы кризиса Российской экономики………..

2.1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  Вступление  экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

  В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

  Решение задач по предотвращению кризисных  явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой в России — «антикризисное управление».

  Основной  целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

  Наиболее  подробно в своей работе хочу рассмотреть  факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии. А также определить некоторые пути их решения.

  Кризисным явлениям подвержены организации любых  форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

     Целью контрольной работы является раскрыть понятие кризисов,  причины их возникновения, симптомы и факторы  кризисов, а также  последствия  кризисов для  предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Причины кризиса Российской экономики.

1.1. Что такое кризис?

    В настоящее  время разработано несколько  подходов к определению понятия  кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение , изменение  в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью  совершенствования деятельности организации  в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей  или меньшей степени дестабилизирует  ситуацию.

    Другие  современные авторы характеризуют  кризис как такое состояние организации, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых  внутренних изменений. Очевидно, что  каждая организация испытывает это  состояние, переходя от стадии становления  до стадии роста, от стадии стабилизации до стадии спада и т.д. масштабность данного определения не принимается  в расчет микрокризисы, которыми сопровождается любая деятельность организации  в условиях рынка. Другие авторы определяют кризис через описание его характеристик.

    Например  Н. А. Горелов указывает, что "…возникновение кризисной ситуации сопровождается:

    наличием  угроз для реализации наиболее важных целей организации 

    дефицитом времени для принятия решения  по урегулированию кризиса 

    давлением окружающих лиц, принимающих решение.

    В любом  случае кризисная ситуации характеризуется  тремя важными свойствами, которые  можно обозначить как силу, масштаб  и длительность кризиса.

    Сила: чем больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем сильнее , например, личностный, групповой, общественный кризис.

    Масштаб: чем большая часть системы  находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение.

    Длительность: чем дольше система находится  в кризисном состоянии, тем более  серьезными могут оказаться его  негативные последствия.

    Кризис( с греч.) - решение, крутой перелом, тяжелое  переходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом  общем виде кризис есть нарушение  равновесия системы и в то же время  переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная  ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация - это любое  отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала  и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации  профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных , так  и положительных последствии.

    Кризисное состояние организации - явление, характеризующееся  признаками необратимости отдельных  процессов, вызванных кризисной  ситуацией, требующих более масштабного  вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Понятие кризисов и причины их возникновения.

    Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

    Кризисные ситуации могут возникать на любой  стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

    Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

    Очень важными в решении проблем  управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

    Практика  показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

    Кризисные ситуации прежде всего выражаются в  колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

    До  банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства. 

    Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

    Например, в организации причинами могут  быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

    С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. К внутренним факторам относятся:

    - управленческие: высокий уровень  предпринимательского риска, недостаточное  знание коньюктуры рынка, неэффективный  финансовый менеджмент, отсутствие  гибкости управления и т.д.;

    - производственные: устаревшие и  изношенные основные фонды, низкая  производительность труда, высокая  материалоемкость, высокие энергозатраты;

    - рыночные: низкая конкурентноспособность, зависимость от узкого круга  поставщиков и покупателей.

       Внешние причины определяются состоянием экономики (рост инфляции, нестабильность налоговой системы, рост безработицы, снижение уровня доходов населения), деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. А также влияние оказывают рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютного рынка.

          Так как внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

          Это может объясняться  многими причинами, среди которых  есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.

    Однако  возможно и такое положение, при  котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, скорее всего, могут быть внутренние факторы развития.

    К проблеме возникновения кризисов в организации  следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

          Чтобы иметь возможность  своевременно запускать программы  антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.  
 

    1.3. Симптомы, факторы и причины кризиса.

    Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными. При этом очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления.

    Симптомы  кризиса проявляются как в  показателях, так и в тенденциях их изменения. Так, анализ показателей  фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового  состояния, текучесть персонала, трудовая дисциплина, удовлетворенность трудом, уровень конфликтности и т.п. могут  характеризовать положение организации  относительно наступления кризиса. Симптомы не всегда отражают причины  кризиса. Причины нередко кроются  глубже внешнего проявления кризисных  признаков. Тем не менее, симптомы позволяют  установить причины. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

    Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

    Факторы кризиса - события, или зафиксированное  состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении  кризиса.

    В организации факторами кризиса  персонала могут являться низкая производительность труда, нарушение  трудовой дисциплины, высокая текучесть  кадров. Причиной могут быть недостатки системы мотивирования, отсутствие социальной защищенности, низкий уровень  квалификации работников. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных  тенденций в динамике показателей  производительности труда, конфликты, ухудшение морально-психологического климата.

Информация о работе Причины кризиса Российской экономики