Диагностика причин кризиса на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление в узком смысле это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Финансовый анализ деятельности предприятия (методика проведения финансового анализа)
Анализ имущественного положения предприятия
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Анализ прибыли предприятия

Глава 2. Финансовый анализ деятельности
Анализ имущественного положения предприятия
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Анализ прибыли предприятия

Глава 3. Диагностика причин кризиса на предприятии

Глава 4. Контроль прокуратуры за деятельностью предприятия в период кризиса

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Иванова Ксения 814-Нс.docx

— 96.72 Кб (Скачать)

 

Чтобы анализировать финансовую устойчивость предприятия используются абсолютные и относительные показатели деятельности предприятия.

 

Абсолютные показатели

Название показателя

На начало года

На конец года

Собственные оборотные средства (СОС)

176955

183470

Запасы и затраты (ЗЗ)

576961

639118

«Нормальные» источники  формирования запасов (ИФЗ)

187541

195569


 

У предприятия на начало и на конец года наблюдается неустойчивое положение финансовое положение, а это означает, что предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники, которые не всегда являются обоснованными.

Относительные показатели

Название показателя

На начало года

На конец года

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,70

0,70

Коэффициент финансовой зависимости

1,43

1,42

Коэффициент маневренности

0,48

0,50

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

0,01

0,04

Коэффициент долгосрочных привлеченных заемных средств

0,006

0,02

Коэффициент соотношения  привлеченных и собственных средств

0,43

0,42


 

На предприятии наблюдается неустойчивое финансовое положение. На основании относительных показателей можно сделать вывод о том, что наметилась тенденция к его улучшению, т.е.:

  1. Коэффициент концентрации собственного капитала довольно высокий, и это хорошо для деятельности предприятия.
  2. Коэффициент финансовой зависимости уменьшился незначительно на 0,01, но можно сказать о том, что уменьшилась доля заемных средств – это благоприятная тенденция.
  3. Коэффициент маневренности увеличился, т.е. вложения в оборотные средства увеличились – это положительный момент.
  4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений увеличился, это отрицательный момент, т.е. основные средства предприятия, принадлежат инвесторам, а не владельцам предприятия.
  5. Коэффициент долгосрочных привлеченных заемных средств увеличился, это неблагоприятно влияет на деятельность предприятия, т.к. это означает усиление зависимости предприятия от внешних кредиторов и инвесторов.
  6. Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств уменьшился, это положительная черта, т.к. означает, что финансовая устойчивость предприятия от кредиторов и инвесторов стала меньше.

 

    1. Анализ прибыли предприятия

 

Наименование показателя

На начло года

На конец года

Чистая прибыль

-4047

4457

Рентабельность продукции 

0,008

0,038

Рентабельность основной деятельности

0,008

0,04

Рентабельность основного  капитала

-0,008

+0,008

Период окупаемости

-90,38

83,07


 

Наметилась тенденция  к улучшению деятельности предприятия, так как основные показатели увеличиваются.

 

Глава 3. Диагностика  причин кризиса на предприятии

 

Любая организация, начиная  с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации . Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

В тот момент, когда организация  начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержки малого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии. Кризисы часто возникают и в зрелых организациях , которые утрачивают свою положительную динамику и способность добиваться соразмерной прибыли.

Кризисы в организации  могут проявляться: в форме ужесточения  конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное  устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств - также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому антикризисное управление, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности.

Кризисное финансовое состояние  компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования  в управлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает "решение", "поворотный пункт" или "исход". Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.

Причинами кризисного состояния  организации могут являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов; злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов; введение новых законов или других нормативных актов, изменения в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия и т. д. Каковы бы ни были явные причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризиса в организации является низкий уровень профессионализма менеджмента компании.

Диагностика кризисов в организации - это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и "узких" мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.

Методы диагностики кризиса  в организации включают: мониторинг внешней среды и системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы, аудит финансового состояния, анализ кредитной политики и задолженности компании, определение рисков, оценку текущего состояния организации и прогнозирование ее возможных состояний в будущем.

Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т. д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления.

Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния  и конкурентного статуса фирмы, предложенный отечественными исследователями 2 позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.

Рассмотрим группы показателей (сигналов о нарастании угроз), которые  помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации.

  1. Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов.
  2. Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.
  3. Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.
  4. Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
  5. Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.
  6. Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
  7. Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.
  8. Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.
  9. Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.
  10. Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.
  11. Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

Диагностика кризисов, проводимая в рамках системного подхода, дает возможность получить наиболее полное представление об исследуемом объекте. В практике предприятий часто используются методы анализа, которые позволяют с минимальными затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать будущие тенденции развития.

Управление рисками , их хеджирование необходимо для предупреждения неблагоприятных тенденций развития организации. Чтобы определить риски, можно использовать статистический, экспертный и комбинированный методы. Анализ риска начинается с выявления его источников и причин. Риск измеряется как вероятность определенного уровня потерь. Так, в качестве допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск сопряжен уже не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты приходится возмещать за свой счет. Наиболее опасным для предпринимателя является катастрофический риск , приводящий к банкротству организации, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

Суть статистического  метода заключается в том, что  изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается величина и частота получения экономической отдачи, а затем составляется прогноз на будущее. Под отдачей понимается экономическая рентабельность и эффективность затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к расходам, необходимым для ее получения.

Если кризис наступил, формируется антикризисная команда , в которую могут войти независимые аудиторы, консультанты по бизнесу и другие эксперты. Менеджеры компании должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов. Созданная аналитическая группа устанавливает причины, приведшие компанию к существующему плачевному состоянию, определяет пути выхода из кризиса.

Для оценки текущего состояния  предприятия используются современные  инструменты финансового анализа : горизонтальный и вертикальный виды анализа, расчет финансовых коэффициентов, анализ ликвидности баланса, экспресс-анализ общей направленности финансово-хозяйственной деятельности, оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.

Валовой финансовый результат компании представляет собой сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, подразделений, товарных групп. Чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

Информация о работе Диагностика причин кризиса на предприятии