Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)
    1. По адресам
      • Организации функционирования органов исполнительной власти
      • Организации и деятельности частных и коммерческих структур
      • Административно-правовой статус граждан, гос. предприятий и учреждений, общественных объединений и религиозных организаций и гос служащих

 

Структура АПН

 

    1. Гипотеза
    2. Диспозиция
    3. Санкция

 

Необходимо отметить что под структурой АПН понимается её внутреннее строение, качественная характеристика связей между её частями (элементами)

 

Гипотеза

Гипотеза – содержит указание на условия её применения.

Гипотеза подразделяется на

    1. абстрактную – указываются общие условия её применения
    2. казуистическую – чёткой определённости или частности

 

Диспозиция это само правило  поведения выраженное в самой  норме. Оно может быть определенной и относительно определённой.

Диспозиции можно подразделить на:

    1. предписывающие
    2. Уполномочивающие
    3. Запрещающие

 

Санкиця содержит указание на меры административного принуждения (наказания) применяемые к нарушителю.

 

Юридическое содержание и юридический характер предписаний, как основания классификации  АПН. 

Важное практическое значение имеет классификация АПН в  зависимости от их конкретного юр. содержания. В её основе находится  тот или иной вариант метода админисративного правового регулирования правового отношения.

С этих позиций выделяются следующие виды АПН:

    1. Обязывающие – т.е. предписывающие предусмотренных данной нормой условиях совершать определённые действия, как правило в таких нормах властные веления могут быть выражены в качестве обязательного предписания
    2. Запрещающие

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

Административные  правоотношения.

 

Понятия и особенности административных правовых отношений (АПО).

 

АПО соответствуют ряду общих  свойственных для всех видов правоотношений признаков и наряду с ними им присущи специфические черты, которые позволяют выделить их из массы подобных категорий и отграничить от них.

 

(Административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права.)

 

АПО это результат регулирования  управленческих общественных отношений  административно-правовыми нормами.

 В свою очередь АПО  выступает формой связи между  его участниками, которая возникает  на основе норм АП.

АПО возникают непосредственно  в процессе реализации предписаний  содержащихся в конкретной правовой норме, что собственно свойственно  и иным видам правовых отношений. Также общей характеристикой применительно к АПО относится установление взаимных прав и обязанностей их участников.

 

Специфическими  чертами АПО являются:

    1. Их формирование, реализация, существование во времени обусловлено отличительной сферой в частности исполнительно-распорядительного характера деятельности субъектов гос. управления.
    2. Возникновение, изменение, прекращение АПО основывается только на административно-правовых нормах в отличии от иных видов правоотношения.

Для их возникновения требуются  определённые условия:

      1. Возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций.
      2. Возникают по поводу осуществления исполнительными органами исключительно управленческих функций.
    1. Участники АПО имеют устойчивую взаимную связь на уровне юридических прав и обязанностей.
    1. Обязательным их участником является орган исполнительной власти (или его должностное лицо)
    2. Носят волевой характер.
    3. Обязательный участник  действует, опираясь на предоставленные ему законом властные полномочия и как следствия АПО, характеризуются юридическим неравенством сторон.
    4. Обеспечивают удовлетворение публичных и частных интересов.
    5. Инициативное возникновение АПО. В том числе и по инициативе подчинённого участника.
    6. Рассмотрение споров в административно-правовой области между участниками АПО разрешается зачастую во внесудебном порядке.
    7. АПО охраняются принудительной силой гос.

 

С учётом общих и специфических  характеристик применительно к  АПО их можно определить как урегулированные  административно-правовыми нормами  управленческие общественные отношения формирующиеся в сфере гос. управления (реализации исполнительной власти)

По мнению отдельных авторов (Манохин) АПО как самостоятельного вида не существует, поскольку их содержание обусловлено содержанием исполнительной власти. Они выполняют исключительно  служебную роль, обеспечивая условия  согласованной деятельности граждан, координацию, защиту и т.д.

 

Виды  АПО.

 

Учитывая разнообразие содержаний и направлений реализации управленческой деятельности осуществляемый государственными органами в сфере исполнительной власти допускается классификация  административных правоотношений по различным  критериям .

Критерий деления на группы и виды предопределенны особенностями  целей и направлений, в соответствии с которыми реализуется деятельность исполнительных органов. Несмотря на общность признаков, отраслевую принадлежность АПО являются отражением наиболее типичных, но в тоже время разнообразных  форм социальных связей.

    1. По характеру правоотношений выделяются:
      1. Вертикальные – в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования, которые зачастую называют властеотношения. Они возникают между соподчинёнными участниками и вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых нет у другой стороны, либо их объём меньше.

В административно-правовой литературе выделяют следующие признаки вертикальных АПО:

        1. Безапелляционность тезиса о неравенстве сторон как ведущего показателя вертикальности
        2. Неравенство сторон предполагает подчинение объекта управления субъекту
        3. Подчинённость в сфере гос. управления носит организационный характер
        4. Многие АПО вертикального типа возникают между несоподчинёнными их участниками
        5. Все вертикальные отношения выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

Общие черты вертикальных АПО это их осуществление в  рамках прямого управляющего воздействия  и приоритета юридически выраженной воли одной стороны

      1. Горизонтальные – признаются те АПО в рамках которых стороны юридически равноправны. В них соответственно исключаются властные веления одной стороны для другой.
        1. Это отношения предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Во многих случаях они служат предпосылкой возникновения вертикальных отношений.
        2. Отношения возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке властного веления.
        3. Это отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение.
        4. Это отношения административно-договорного характера в том числе различного рода соглашения.
    1. ПО этому де критерию (характеру) Козлов подразделяет АПО :
      1. Субординационные – характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъектов управления
      2. Координационные – как правило авторитарность отсутствует.
    1. В зависимости от целей деятельности
      1. Регулятивные
      2. Охранительные
    1. По основаниям возникновения
      1. Возникающие в результате правомерной, нормальной деятельности уполномоченных субъектов.
      2. Деликтные правоотношения, являющиеся следствием правонарушения
    1. По структуре объекта
      1. Простые (соответствующие только административно-правовой характеристике)
      2. Сложные (в том числе имеющие гражданско-правовую характеристику)
    1. По направлениям деятельности:
      1. АПО органов исполнительной власти, общей компетенции в отношении всех субъектов в том числе напрямую им не подчинённые
      2. АПО органов исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов подчиняющихся им.
      3. АПО органов межотраслевой компетенции по решению вопросов надведомственного характера (контроль, надзор и т.д.)
    1. По составу участников
      1. Внешние
      2. Внутренние
    1. По содержанию
      1. Материальные
      2. Процессуальные

 

 

Структура АПО.

 

Под составом (структурой) АПО как правило понимается его внутреннее строение представляющее собой совокупность элементов и способ их взаимосвязей.

Чаще всего к элементам  правоотношения в теории прав относится  субъект, содержание и объект. Но в  науке АП высказаны точки зрения отличающиеся от указанной общетеоретической.

Бахрах отмечает, что к элементам АПО относятся субъекты, объект и содержания. Примечательно, что он выделяет наличие непосредственного и опосредованного объекта отношений, причём непосредственным объектом по его мнению является волевое поведение человека и его деяние.

В содержании различаются 2 стороны:

    1. Материальное
    2. Юридическое – субъективные юридические права и обязанности

 

В результате такой трактовки  элементов волевое поведение субъекта одновременно выступает в качестве объекта правоотношения и материальной стороны его содержания.

 

Большинство учёных под объектом правоотношений понимают то, на что  воздействуют субъективные права и  юридические обязанности субъектов.

В современной  теории права описаны 2 концепции:

    1. Монистическая – объектом правоотношения выступают только действия их субъектов
    2. Плюралистическая – предполагает разнообразность объектов в зависимости от видов правоотношений.

 

Старилов также выделяет 3 элемента правоотношения:

    1. Субъекты
    2. Объекты
    3. Нормативное содержание – составляют права обязанности, запреты и ограничения субъектов, а также процессульно-правовой режим их осуществления.

 

Коренев предложил в качестве элементов рассматривать субъекты, объекты и юридические факты .

По мнению Алёхина напмротив юридические факты не являются элементом правоотношения представляя лишь предпосылку их возникновения.

 

Юридические факты.

Основания возникновения, изменения и прекращения  АПО.

 

Юридический факт порождающее, изменяющее или прекращающее АПО.

Их специфические черты:

    1. Единичные социальные обстоятельства
    2. Выражены во вне как определённая ситуация. Выраженная в административно-правовой норме.
    3. Имеют значение для организации и реализации управления исполнительными органами власти.
    4. Предусмотренные а\п нормами
    5. Влекут последствия регламентированные а\п нормами

 

Классификация юридических  фактов

    1. По правовым последствиям
      1. Правообразующие
      2. Правооизменяющие
      3. Правопрекращающие
    2. По форме
      1. Позитивные
      2. Отрицательные – описанная в нормах права социальная ситуация отсутствует
    3. Наличие или отсутствие волевого акта.
      1. Событие
      2. Деяние

 


 

Физические  лица как субъекты АП.

 

Понятие и виды субъектов АП.

АП  и дееспособность, административная правосубъектность.

 

Все те, кто в соответствии с предписаниями административно-правовых норм наделён конкретным объёмом  прав и обязанностей в сфере государственного управления и регулирования, исполнительно-распорядительные, упорядочивающие, координирующие, организующей деятельности, реализации и обеспечения  в этой сфере прав и законных интересов  граждан и юридических лиц, обеспечение  законности и дисциплины – являются субъектами АП (авторское определение Воловича).

 

Субъект АП необходимо отличать от субъекта АПО. В частности субъект АП, обладая административной правоспособностью, может потенциально стать субъектом АПО.

Субъектом АП присуще  следующие признаки:

    1. Социальный статус
    2. Юридический статус
    3. Административно-правовой статус

 

Выделение данных признаков  основывается на понимании статуса  как социальной так и правовой категории.

Алёхин, Козлов выделяют следующих субъектов АП:

    1. Органы (должностные лица) исполнительной власти
    2. Органы (должностные лица) местного самоуправления
    3. Государственные и муниципальные служащие
    4. Коммерческие и некоммерческие организации в том числе общественные и религиозные объединения, а также граждане.

 

Агапов подразделяет субъектов АП на:

    1. Индивидуальных
    2. Корпоративных -  к корпоративным субъектам он относят участников публично-правовых отношений (муниципальные органы, учреждения, организации) и частноправовых участников (граждане.).

 

По предмету административно-правового  регулирования различаются 

    1. физические лица (гражданин, иностранец, лицо без гражданства а также должностные лица, государственные муниципальные служащие)
    2. Коллективные лица (государственные органы, юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации)

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"