Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

До получения вида на жительства иностранный гражданин обязан прожит не менее 1 года  на основании разрешения на временное проживания.

Иностранные граждане имеют  право на свободу передвижения в  личных или деловых целях в  пределах РФ на основании документов, которые выданы в соответствии с  федеральным законодательством. За исключением территорий, посещение  или въезд н которые требует  специальных разрешений.

Временно проживающий  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место  своего проживания в пределах субъекта РФ на территории которого ему разрешено  временное проживание или избирать место своего проживания в не пределов указанных субъектов.

 


 

Разграничение гос. управления и исполнительной власти.

 

Сущность  и содержание гос. управления его  принципы и функции.

 

Формирование, развитие и  совершенствование АП. Связанны прежде всего с гос. управление.

Гос. управление рассматривается  в широком и узком смыслах.

В широком смысле – это вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом.

В этом случае под гос. управлением понимается – целенаправленное, организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. При чём их деятельность ограниченна возложенными на них задачами функциями, позволяя использовать свойственные им методы в соответствующих правовых формах.

Козлов выделяя  характерные черты социального  управления экстраполирует их на гос. управление в частности:

    1. Оно не существует вне социальных связей и совместных действиях.
    2. Его основным назначением, является упорядочение совместной деятельности.
    3. Главным объектом воздействия является поведение участников совместной деятельности
    4. Нуждается в особом механизме его реализации

 

В узком смысле гос. управление - это организующая деятельность органов исполнительной власти. В этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид гос. деятельности, основу которого составляет деятельность исполнительных органов власти.

Определение управления на современном этапе зависит от направления методологического  исследования этого понятия. В основе понимая данной категории лежат не только правовые теории, но и знания кибернетики социологии теории управления, менеджмент и т.д.

Зачастую в административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности гос. управления. Например с организационной точки зрения гос. управление – это упорядочивающее воздействие субъекта управления на объекты управления, т.е. это целенаправленное организующее подзаконное исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти осуществляющих функции гос. управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах общественной жизни.

Учитывая изложенное, можно выделить 3 основных подхода к пониманию гос. управления:

    1. С точки зрения юридической науки – это один из видов гос. деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти.
    2. С точки зрения кибернетики, социологии и общей теории управления  - это целенаправленная и организованное воздействие гос. и его институтов на сферы гос. жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей гос. политики.

 

Менеджмент – управление коллективами по средствам планирования, организации, руководства и контроля.

После принятия Конституции  РФ термин гос. управления не используется. На уровне этого акта введено понятие  – исполнительная власть. Однако это  не означает возникновение необходимости  отказа от такой категории как  гос. управление, поскольку это противоречит административно-правовой доктрине, а  также содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных н\п  актов используется такая категория.

 

Для гос. управления свойственно выделение следующих признаков:

    1. Его субъектами являются органы исполнительной власти и по своей юридической природе, гос. управление изначально это исполнительная деятельность (предполагающая исполнение законов и иных соответствующих им нормативных актов) и распорядительства. Поскольку предполагается использование различных способов юридически властной деятельности в том числе прямого распорядительства.
    2. Государственно-властная сущность проявляющаяся в правотворческой, правоприменительной и правоохранительных формах деятельности органов управления.
    3. Правовой характер, т.е. его организация регламентируется правовыми нормами и оно основывается н правовых предписаниях
    4. Носит подзаконный характер
    5. Предметное содержание. Состоит в исполнении н\п актов, оппасредующих отношения во всех средах общественной жизни

 

Гос. управление также характеризуется  непрерывностью, постоянством, профессиональной основой ориентированной на выполнение его задач и функций.

 

Функции, формы, методы и  стадии являются основными элементами гос. управления.

Функции:

    1. Анализ ситуации – изучение и оценка общественных процессов являются необходимым условием научно обоснованного управления, что обеспечивает оптимальный выбор целей, задач и способов их выполнения
    2. Планирование – выработка путей достижения конкретных результатов, путей и средств их достижения
    3. Прогнозирование – научная выработка стратегии управления и предвидения его результатов исходя из общественных изменения и процессов.
    4. Программирование – вид планирования, который выражается в определении целей деятельности и средств из достижения
    5. Информация – это основная функция деятельности исполнительной власти поскольку взаимный обмен информацией позволяет принимать и направлять соответствующие сигналы обеспечивая возможность корректировать управленческие решения.
    6. Информационное обеспечение – обеспечивает взаимодействие между субъектами управления и объектами
    7. Регулирование –
    8. Организация - обеспечивает формирование системы гос. управления её функционирования и позволяет определить правовое положение органов её составляющих их форм и методов.
    9. Координация – обеспечивает согласование работы различных органов управления
    1. Соглашения между заинтересованными участниками
    1. Либо по средствам властных предписаний уполномоченного гос. органа
    1. Контроль – обеспечивает проверку деятельности на предмет выполения предписаний действующего законодательства. Является средство обеспечений дисциплины и законностию
    2. Целенаправленность – поскольку бесцельного управления не существует, иначе оно будет существовать само по себе и ради себя

 

Для гос. управления свойственен  определённый порядок его осуществления.

Выделяются следующие  стадии:

    1. Определение целей и задач подлежащих выполнению
    2. Подготовка и принятие необходимых решений для их выполнения
    3. Организация выполнения принятых решений
    4. Контроль за их выполнением

 

Исполнительная  власть. Понятие, признаки и принципы.

 

В современной литературе исполнительная власть рассматривается в качестве абстрактной политико-правовой категории. А гос. управление как организационно-правовая категория.

Старилов характеризует  исполнительную власть как абстрактную  политико-правовую категорию указывающую на существование гос. власти, которая призвана исполнять законы, притворять в жизнь их правовые нормы, обеспечить функционирование гос. органов, защищать права и свободы человека и поддерживать общественный порядок и безопасность.

 

Анализ основных административно-правовых подходов к  определению исполнительной власти позволяет сделать основные следующие  выводы:

    1. Исполнительная власть рассматривается не как один из видов гос. деятельности, а как сущность содержания этой деятельности
    2. Гос. управление, как исполнительно-распорядительная деятельность государства осуществляемая уполномоченными гос. органами представляет собой внешнее проявление формул реализации исполнительной власти.
    3. В содержании гос. управления обычно включается все виды подзаконной деятельности специально-уполномоченных гос. органов регулятивного и охранительного характера

 

Ряд учёных понимают под  исполнительной властью в широком  смысле понимают – систему органов  гос. власти осуществляющие практическое управление обществом и исполняющих для этого административное принуждение.

По мнению Бачило исполнительная власть является ветвью гос. власти выраженной системой органов исполнительной власти.

Другие авторы, Алёхин, Козлов, Тихомиров, считают, что исполнительная власть не может пониматься как система  органов гос. власти поскольку к  органам исполнительной власти будут  относится органы, которые по своей сущности к ним не относятся.

Разнообразие в определении  понятия исполнительной власти обусловлено  её сложным и многогранным характером, признаками и отсутствием единого  легального определения

 

Признаки исполнительной власти:

    1. В ст. 10 Конституции закреплён признак самостоятельность, однако речь не идёт о её независимости, поскольку исполнительная власть обусловлена подзаконным характером.
    2. Производный характер исполнительной власти. Исполнительная власть в силу особенности правоприменительной деятельности по исполнению и реализации положений законов и конституции носит вторичный характер .
    3. (Выделяет Бахрах) Административный характер исполнительной власти.
    4. Системность исполнительной власти. Он имеет конституционное основание и закреплён в ст. 77. Закрепляющая единую систему исполнительной власти в стране. Исходя из данного положения Нерсесянц выводит признак структурированности исполнительной власти.
    5. (Старилов выделяет) обеспечительный характер исполнительно власти так как именно она обеспечивает гос. управление, правопорядок и практическую деятельность органов законодательной и судебной власти.

 

Исходя из изложенного, исполнительную власть можно определить как -  самостоятельную  и независимую в рамках принципа разделения властей ветвь гос. вдласти, носящий предметный и организующий характер, структурированную в единую систему органов исполнительной власти обеспечивающие исполнение предписаний н\п актов с учётом их компетенции.

 

Функции исполнительной власти:

    1. Исполнительная (правоприменительная)
    2. Правозащитная
    3. Социально-экономическая
    4. Регулирующая
    5. Нормотворческая
    6. Охранительная

 

В основе их выделения ледит несколько критериев:

    1. Форма реализации
    2. По отраслевому признаку
    3. Организации управленческого процесса

 

Бахрах предлагает другую классификацию этих функция:

    1. Обеспечение безопасности личности, общества и гос.
    2. Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности
    3. Обеспечения социальной политики гос.
    4. Осуществление международных связей.

 

Принципы исполнительной власти:

    1. Народовластие (демократия)
    2. Разделение властей
    3. Федерализма
    4. Сочетания централизации и децентрализации
    5. Единство системы исполнительных органов
    6. Ответственности
    7. Законности
    8. Гласности
    9. Признание соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина

 


 

Правовое  положение органов исполнительной власти (ОИВ), их компетенция и содержание государственно-властных полномочий.

 

ОИВ характеризуются совокупностью  общих и особенных черт:

    • Общие относятся к характеристики органы гос власти (ОГВ)
    • Специфические в определённой степени образуют его административно-правовой статус, который в административно правовой литературе отождествляют с правовым положением ОИВ.

 

В литературе нет единства мнений относительно выделения элементов, образующих а\п статус этих органов.

Можно выделить 2 основных направления  исследователей в этой области:

    1. Связанно с выделением 3ёх основных блоков, к числу которых относят:
      1. Целевой блок – включает нормы о целях, задачах, функциях и принципах деятельности ОИВ.
      2. Организационно-структурный блок – включает нормы регулирующие:
        1. Порядок образования, реорганизации и ликвидации органов
        2. Его структуру
        3. Линейную или функциональную подчинённость
      3. Компетенция - совмещает властные полномочия и подведомственность.
    2. Другие научные концепции относительно элементов а\п статуса акцентируют внимание на функциональной составляющей компетенции, позволяющие распределить полномочия «внутри и вне органа и обеспечить связь функционирующих блоков» посредствам выделения функций на уровне: сфер ведения государства, предметов и сфер ведения системы исполнительной власти + конкретные органы этой ветви.

 

Можно выделить типичные  признаки а\п статуса ОИВ:

    1. Компетенция
    2. Осуществления деятельности от имени государства
    3. Правовое регулирование возможностей применения мер воздействия, в том числе принудительного характера.
    4. Их деятельность в основном сводится к правоприменению
    5. Основаны на принципе профессионализма
    6. Имеют собственную систему и структуру
    7. Финансируются за счёт бюджетных средств
    8. В процессе реализации компетенции принимают акты управления.

 

Полномочия, цели, задачи, функции + организационные формы и методы ОИВ образуют его компетенцию. Реализация принадлежащих им властных полномочий осуществляется прежде всего в административном порядке.

 

Функции ОИВ предопределяют содержание государственно-властных полномочий. В этой сфере, опираясь на содержание указа президента «О системе и структуре ФОИВ», в обобщённом виде можно выделить следующие функции исполнительных органов:

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"