Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

Административное право

Ведяшкин  Сергей Викторович – 217 ауд (в Пн 14:00)

Литература:

  1. Конституция РФ (основы административного законодательства)
  2. КоАП – единственный кодифицированный акт системы административного законодательства
  3. ФкЗ о «правительстве РФ»
  4. ФЗ о «прокуратуре»
  5. ФЗ о «чрезвычайном положении»
  6. ФЗ о «милиции»
  7. ФЗ о «государственной гражданской службе РФ»
  8. Указ Президента о «системе и структуре ФоиВ»

Учебники

  1. Попов Л. Л. – «Административное право» 2010 г.
  2. Дмитриев, Полянский, Трофимов – «Административное право» 2009 г
  3. Алехин. Козлов, Кармалицкий – «Административное право России ч.1.2» 2009 г.
  4. Бахрах – «Административное право» 2010 г.
  5. Козлов – «Административное право» 2009-2010 г.

 

Административное  право как отрасль Российского  права

  1. Понятие, предмет и метод Административного права РФ

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено  определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

В буквальном смысле – «административный» - означает управленческий и соответственно «административное право» - понимается как управленческое право или право управления.

«Административное право» опосредует управленческие отношения, придавая им упорядоченный характер и в них практически исключено юридическое равенство их участников. Отлчительными признаками управленческих отношений – является наличие специальных субъектов – органов исполнительной власти. Отношения без их участия, в большинстве случаев, не могут относиться к предмету Административного права.

Признаки  управленческих отношений:

      • Основание возникновения управленческих отношений

 

      • Нахождение сторон в отношениях субординации

 

 

      • Они являются разновидностью организационных отношений, путём упорядоченности деятельности

 

      • Сфера их возникновения – система государственного управления

 

Учитывая изложенное, при определении предмета Административного права необходимо учитывать:

  1. Сферу государственного управления, которая охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности.
  2. Наличие в сфере государственного управления действующего субъекта исполнительной власти.
  3. Практическую реализацию распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По мнению Воловича В.Ф. выделяется следующая классификация «общественных отношений», входящих в предмет Административного права и урегулированные его нормами:

    • Организация и функционирование публичного, государственного управления и регулирования;
    • Взаимоотношения органов исполнительной власти, органов государственного управления с гражданами, юридическими лицами различных организационно-правовых форм (коммерческие/некоммерческие);
    • Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина;
    • Установление порядка совершения управленческих действий, совершаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами;
    • Юридическая форма укрепления организованности в обществе (административный правопорядок), укрепление государственной дисциплины, законности и правопорядка;
    • Установление административно-правовых режимов (г. Северск – закрытое административно-территориальное образование);
    • Административно-деликтное регулирование отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения (административная ответственность);
    • Отношения в области административной юстиции;

Под воздействием норм АП также находится  определённая часть общественных отношения  за пределами функционирования исполнительной власти. Возникающих во внутриорганизационной деятельности других ветвей власти. В этой связи управленческие отношения как ядро предмета АП в зависимости от конкретных целей, задач и содержания можно разделить на 2 группы:

    1. Внутренние (внутриорганизационные) – их содержанием является :
      • Функционирование управленческих структур
      • Выработка взаимодействия между ними.
      • Распределение обязанностей, прав и ответственностей между работниками аппарата органа управления.

Субъектами этих отношений могут  выступать соподчинённые исполнительные органы, их структурные подразделения  а также должностные лица

    1. Внешние – к ним относятся отношения связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, которые в большинстве случаев не входят в систему исполнительной власти.

В общем виде предмет современного административного права, составляет система общественных отношений, возникающих. Изменяющихся и прекращающихся в процессе статики и динамики государственного управления и регулирования. А также реализации исполнительной власти.

В настоящее время остаётся однозначно не решённым вопрос о включении в предмет АП отношений возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В этой связи в науке  АП нет единственного мнения на то что органы местного самоуправления подчинены единой задачей российской системой управления, обеспечивают реализацию исполнительной системы., что в конечном счёте свидетельствует о их близости, родстве, едином начале с системой гос. управления.

 

Метод

 

Администротивно-правовое регулирование  осуществляется императивными нормами. Усмотрения (диспозитивность) допускается  в установленных ими пределах.

Для механизма Администротивно-правовое регулирования наиболее характерны или типичны правовые средства распорядительного  типа, то есть предписания. Своё выражения  они находят в том, что одной  стороне регулируемых отношений  представлены юридически властные полномочия, которые имеют своего адресата (другая сторона). Последний обязан подчиниться предписаниям исходящим от носителя распорядительных прав.

Администротивно-правовое регулирование  предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношений

Властность и односторонность  как существенные признаки Администротивно-правового  регулирования не исключают в  отдельных случаях использование  дополнительных средств в которых предполагается равенство участников управленческих отноешний (в рамках административного договора.)

 

Определение метода правового  регулирования во многом обусловлено  определением предмета отрасли в  большинстве своём это позволяет  представителем административно-правовой науки предлагать своё определение  метода АП и его содержания.

 

По мнению Козлова способы  правового регулирования составляющие административно-правовой метод подразделяются на:

    1. Предписания
    2. Запреты
    3. Дозволения.

По его мнению метод  АП является единой категорией использующей в уникальном сочетании универсальные  правовые средства.

 

По мнению Манохина напротив, метод АП многогранен в него включаются методы властиподчинения. Рекомендации, согласования и равенства.

В конечном счёте административно-правовой метод соответствует определению императивного метода данного С.С. Алексеевым, он основан на предписаниях и запретах.

 

Принципы, функции и система АП.

 

Принцип АП – Ведущие, основные, руководящие идеи и начала закреплённые в законодательстве, определяющие объём, характер и основания правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет АП.

Принципы АП не имеют комплексного закрепления в н\п актах. Они  рассредоточены по отдельным н\п  актам таким как: Кодекс по административных правонарушения, ФЗ «О государственной гражданской службы» и т.д.

Значение принципов АП можно свести к следующему:

  1. Определяют направление развития административного законодательства.
  2. Являются основой систематизации, каркасом отрасли.
  3. Могут служить средством устранения пробелов административного законодательства

 

С учётом особенности  содержания и регламентации принципы подразделяются на:

    1. Общие
    2. Отраслевые
    3. Внутриотраслевые (присуще отдельному институту)

 

Анализ конституции РФ и иных нормативных актов, входящих в систему административного законодательства позволяет выделить следующие принципы:

    1. Единство исполнительной власти в РФ
    2. Разделение осуществления гос. власти.
    3. Приоритета личности, её прав и свобод
    4. Федерализма
    5. Законности
    6. Гласности
    7. Ответственности

 

Эти принципы в административно-правовой литературе именуются как «общие» и наряду с ними выделяются специальные принципы (отраслевые).

К ним относятся:

    1. Принцип контроля
    2. Профессионализма и компетенции
    3. Иерархичности системы управления.
    4. Специализации элементов системы управления

 

Функции.

Для современного теории права  превалирующими являются понимание функций права как основных, ведущих направлений правового воздействия на общественные отношения входящие в предмет конкретной отрасли.

Применительно к АП –  это отношения в области организации, функционирования и реализации исполнительной власти

В АП доминирует выделение регулятивной и охранительной функции, что является следствием позиции Алексеева, который подразделял функции права на регулятивную, статическую, динамическую и охранительную, отождествляя последнюю с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений и их неприкосновенность.

Формами проявления регулятивной функции АП являются:

    1. Правоисполнительная функция (поскольку АП есть юридическая форма реализации исполнительной власти)
    2. Правотворческая функция является выражением, нормотворческих полномочий субъектов исполнительной власти
    3. Организационная функция проистекающая из организационного характера государственно-управленчиской деятельности
    4. Координационная функция – она обеспечивает взаимодействие всех элементов системы гос. управления.

 

Охранительная функция …  установленного в сфере гос. управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых отношений.

По мнению Алёхина выделять охранительную функцию АП нет необходимости, поскольку она находится в плоскости регулятивного воздействия норм АП.

 

Система АП

Система АП – это совокупность относительно самостоятельных элементов отрасли, правовых институтов, содержащих обязательные правила поведения (нормы права) для субъектов управленческих отношений.

Системообразующим критерием  АП выступает самостоятельный, единый предмет правового регулирования.

Традиционно сформировалось деление системы АП на общую и особенную части.

 

В общую часть АП входят институты, нормы которых регулируют все или большинство отношений входящих в предмет отрасли, т.е. в общей части сосредоточенны нормы общего действия.

К ним относятся:

    1. Общие положения – включаются нормы цели, задачи. Принципы и нормы дефиниции
    2. Административно правовые нормы –
    3. Административно-правовые положения
    4. Источники АП
    5. Субъекты административных правоотношений
    6. Организация и деятельность органов исполнительной власти
    7. Формы и методы реализации исполнительной власти
    8. Механизм обеспечения законности гос. управления
    9. Административная ответственность и административное принуждение.

 

Особенная часть АП включает институты, нормы которых опосредует определённый вид отношений формирующихся в различных сферах гос. управления.

В этой связи выделяют:

    1. Управление административно-политической сферой. Которая включает управление в области безопасности, внутренними делами, иностранными делами и в области юстиции.
    2. Управление экономической сферой, включая управление гос. имуществом, предпринимательство, с\х и т.д.
    3. Управление социально-культурной сферой: управление образованием, управление в области науки, культуры, здравоохранения и социального обеспечения.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"