Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций
Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.
Административное право
Ведяшкин Сергей Викторович – 217 ауд (в Пн 14:00)
Литература:
Учебники
Административное право как отрасль Российского права
Административное право
В буквальном смысле – «административный» - означает управленческий и соответственно «административное право» - понимается как управленческое право или право управления.
«Административное право» опосредует управленческие отношения, придавая им упорядоченный характер и в них практически исключено юридическое равенство их участников. Отлчительными признаками управленческих отношений – является наличие специальных субъектов – органов исполнительной власти. Отношения без их участия, в большинстве случаев, не могут относиться к предмету Административного права.
Признаки управленческих отношений:
Учитывая изложенное, при определении предмета Административного права необходимо учитывать:
По мнению Воловича В.Ф. выделяется следующая классификация «общественных отношений», входящих в предмет Административного права и урегулированные его нормами:
Под воздействием норм АП также находится определённая часть общественных отношения за пределами функционирования исполнительной власти. Возникающих во внутриорганизационной деятельности других ветвей власти. В этой связи управленческие отношения как ядро предмета АП в зависимости от конкретных целей, задач и содержания можно разделить на 2 группы:
Субъектами этих отношений могут
выступать соподчинённые
В общем виде предмет современного административного права, составляет система общественных отношений, возникающих. Изменяющихся и прекращающихся в процессе статики и динамики государственного управления и регулирования. А также реализации исполнительной власти.
В настоящее время остаётся однозначно не решённым вопрос о включении в предмет АП отношений возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Конституции
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Метод
Администротивно-правовое регулирование осуществляется императивными нормами. Усмотрения (диспозитивность) допускается в установленных ими пределах.
Для механизма Администротивно-
Администротивно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношений
Властность и односторонность
как существенные признаки Администротивно-правового
регулирования не исключают в
отдельных случаях
Определение метода правового
регулирования во многом обусловлено
определением предмета отрасли в
большинстве своём это
По мнению Козлова способы правового регулирования составляющие административно-правовой метод подразделяются на:
По его мнению метод АП является единой категорией использующей в уникальном сочетании универсальные правовые средства.
По мнению Манохина напротив, метод АП многогранен в него включаются методы властиподчинения. Рекомендации, согласования и равенства.
В конечном счёте административно-правовой метод соответствует определению императивного метода данного С.С. Алексеевым, он основан на предписаниях и запретах.
Принципы, функции и система АП.
Принцип АП – Ведущие, основные, руководящие идеи и начала закреплённые в законодательстве, определяющие объём, характер и основания правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет АП.
Принципы АП не имеют комплексного закрепления в н\п актах. Они рассредоточены по отдельным н\п актам таким как: Кодекс по административных правонарушения, ФЗ «О государственной гражданской службы» и т.д.
Значение принципов АП можно свести к следующему:
С учётом особенности содержания и регламентации принципы подразделяются на:
Анализ конституции РФ и иных нормативных актов, входящих в систему административного законодательства позволяет выделить следующие принципы:
Эти принципы в административно-правовой литературе именуются как «общие» и наряду с ними выделяются специальные принципы (отраслевые).
К ним относятся:
Функции.
Для современного теории права превалирующими являются понимание функций права как основных, ведущих направлений правового воздействия на общественные отношения входящие в предмет конкретной отрасли.
Применительно к АП –
это отношения в области
В АП доминирует выделение регулятивной и охранительной функции, что является следствием позиции Алексеева, который подразделял функции права на регулятивную, статическую, динамическую и охранительную, отождествляя последнюю с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений и их неприкосновенность.
Формами проявления регулятивной функции АП являются:
Охранительная функция … установленного в сфере гос. управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых отношений.
По мнению Алёхина выделять охранительную функцию АП нет необходимости, поскольку она находится в плоскости регулятивного воздействия норм АП.
Система АП
Система АП – это совокупность относительно самостоятельных элементов отрасли, правовых институтов, содержащих обязательные правила поведения (нормы права) для субъектов управленческих отношений.
Системообразующим критерием АП выступает самостоятельный, единый предмет правового регулирования.
Традиционно сформировалось деление системы АП на общую и особенную части.
В общую часть АП входят институты, нормы которых регулируют все или большинство отношений входящих в предмет отрасли, т.е. в общей части сосредоточенны нормы общего действия.
К ним относятся:
Особенная часть АП включает институты, нормы которых опосредует определённый вид отношений формирующихся в различных сферах гос. управления.
В этой связи выделяют:
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"