Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

В узком смысле – это  деятельность служащих в государственных  органах не подразделяя должности на государственные или негосударственные

И узкий и широкий подход не соответсвуют ч. 1 ст. 1 ФЗ.

 

В соответствии с действующим  законодательством в систему  гос службы РФ включаются:

    1. гражданская государственная служба. Которая подразделяется на федеральную и субъектов РФ
    2. Воинская служба(федеральная )
    3. Правоохранительная служба (федеральная )

 

Воловичь в свой время выделяя

    1. Дипломатическую службу
    2. Общественную службу
    3. Муниципальную службу
    4. Частную службу.

 

Гос служба в РФ основывается на следующих принципах:

    1. Верховенство конституции РФ
    2. Законности
    3. Следования требованиям государственной и служебной дисциплины
    4. Единство системы государственной власти
    5. Разграничение предметов ведения и полномочий
    6. Приоритета прав и свобод человека и гражданина
    7. Единство основных требований к прохождение гос службы
    8. Гласность
    9. Профессионализм и стабильность
    10. Принцип научности
    11. Принцип политической и юридической ответственности
    12. Принцип отграничения религиозных организация от гос аппарата.

 

Для правовой характеристики гос службы важнейшее значение имеют  нормы конституции. В ст. 32 закреплено право граждан РФ на равный доступ к государственной службы. Это право реализуется ими при поступлении на государственную службу, её прахождении, в соответствии с действующим законодательством.

Правовыми источниками государственной  службы являются внешние формы выражения государственно-служебных отношений, т.е. официальной формы выражения и установления правового статуса гос. служащих, правовые нормы определяющие гос службу как институт АП.


 

 

Понятие, виды и правовое положение государственных  служащих.

 

Гос служащие классифицируются по различным основаниям:

    1. По масштабу деятельности органов государственной власти, в которых задействованы гос служащие.
      1. Государственных федеральный служащие – гражданин осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счёт федерального бюджета.
      2. Гражданские служащие субъектов РФ – гражданин осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств соответствующего регионального бюджета.

 

В РФ существует сводный реестр должностей государственной  службы РФ. Её образуют реестры должностей федеральной гос службы и гос гражданской службы субъектов РФ.

Например: реестр должностей федерального уровня образуют:

      • перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы;
      • перечни типовых воинских должностей
      • перечни типовых должностей правоохранительной службы (они утверждаются президентом РФ; учреждаются федеральными законами или президентом РФ)

 

Региональные должности  утверждаются законом или иным н\п  актом субъекта РФ.

    1. В зависимости от функционального назначения и особенности службы
      1. Государственные гражданские служащие
      2. Военнослужащие
      3. Сотрудники правоохранительной службы.

 

Соответственно выделяются должности:

      1. федеральной или региональной гос. службы
      2. Воинские должности
      3. Должности правоохранительной службы

 

В федеральном или региональном гос органе могут предусматриваться  должности не являющиеся должностями гос службы. Их трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством.

 

Должности гражданской  службы подразделяются на категории  и группы:

    1. Категории:
      1. Руководители – к ним относятся должности руководителей, заместителей руководителей, гос органов и их подразделений (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; представительств. Гос. органов и их подразделений, замещаемые на определённый срок или без определения такого срока их полномочий.)
      2. Помощники – должности учреждаемые для содействия лицам  замещающим гос должности а также руководителям гос органов территориальных подразделений и представительств в реализации их полномочий  (замещаемый на определённый срок ограниченный сроком полномочий указанный руководителем)
      3. Специалисты – должности учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.
      4. Обеспечивающие специалисты – должности учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического и иного обеспечения деятельности гос органов, замещаемые без ограничения сроков полномочий.
    2. Группы
      1. Высшие должности гражданской службы
      2. Главные должности
      3. Ведущие должности
      4. Старшие должности
      5. Младшие должности

 

Должности категорий руководители и помощники подразделяются на:

      1. Высшую
      2. Главную
      3. Ведущую группы

 

Должности категории специалисты подразделяются на:

      1. Высшую
      2. Главную
      3. Ведущую 
      4. старшую группы

 

Обеспечивающие специалисты подразделяются на

      1. Главную
      2. Ведущую
      3. Старшую
      4. Младшую

 

В соответствии со ст. 11 ФЗ о  гос гражданской службе гражданским  служащим присваиваются классные чины в пределах отдельной группы.

 

Ст. 42 ФЗ «О воинской обязанности  и воинской службе» посвящена воинским должностям. В соответствии с ней военнослужащий может занимать только одну воинскую должность, которой должно соответствовать одно воинское звание.

 

Военнослужащие  также подразделяются на составы:

    1. Солдаты, матросы, сержанты, старшины
    2. Прапорщики и мичманы
    3. Офицеры: младшие, старшие и высшие.

 

Воинские должности по функциональному назначению подразделяются на начальник, командир и т.д.

Единый перечень воинских должностей подлежащих замещению высшими  офицерами утверждается президентом  РФ. Иные воинские должности утверждаются в порядке определяемом Мин обороны или руководителем соответствующего федерального органа, в котором предусмотрена воинская служба.

 

Правоохранительная  служба.

К ней относится сотрудники милиции – граждане РФ состоящие на должностях рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания.

Для них устанавливаются  следующие специальные звания:

    1. Рядовой состав
    2. Младший начальствующий состав
    3. Средний начальствующий состав
    4. Старший начальствующий состав
    5. Высший начальствующий состав

 

    1. По объёму должностных  полномочий и их ответственности
      1. Должностные лица
      2. Служащие не являющиеся должностными лицами 
    2. В зависимости от срока службы
      1. Служащие назначаемые на должность на неопределённый срок
      2. Служащие назначаемые на должность с определением срока

 

Правовое положения федерального гос служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ в том числе ограничения обязательства, правила служебного поведения и  ответственность устанавливается  соответствующим федеральным законом  о виде гос службы ( например: ст. 14, 15 закона о службе …; ст. 14-18)

 

Государственная гражданская служба. Понятие, принципы регулирования.

 

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на соответствующих должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных, региональных гос органов, лиц замещающих гос должности РФ или её субъектов.

Гражданская служба подразделяется на: федеральную и региональную.

 

Основными принципами гос гражданской службы являются:

    1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
    2. Единство правовых и организационных основ гражданской службы (федерального и регионального уровня)
    3. Равный доступ граждан владеющих государственным языком РФ к гражданской службе, равные условия её прохождения, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также о других обстоятельств не связанных с профессиональными  и другими качествами служащих
    4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих
    5. Стабильность службы
    6. Доступность инф о гражданской службе
    7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами
    8. Защищённость гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность

 

Ст. 5 ФЗ «О гос гражданской  службе» определяет что регулирование отношений связанных с гражданской службой осуществляется:

    1. Конституцией РФ
    2. Федеральный закон о системе гос службы
    3. ФЗ «О гос гражданской службы»
    4. Иные федеральные законы в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы (закон «Об особенностях прохождения федеральной гос гражданской службы в системе МИДа РФ»)
    5. Указы президента (об утверждении положения о персональных данных гос гражданского служащего РФ и ведении его личного дела).
    6. Постановление правительства
    7. Акты федеральных органов исполнительной власти
    8. Конституции, уставы, законы иные нормативные акты субъектов РФ
    9. Н\п акты государственных органов.

 

Административно-правовое регулирование прохождения государственной  гражданской службы.

 

Профессиональная служебная  деятельность гражданского служащего  осуществляется в соответствии с  должностным регламентом. Который утверждается представителем нанимателя и является частью административного регламента гос органа.

 

В должностной  регламент включается:

    1. Требования к уровню и характеру знаний, образованию, навыкам гос служащего, Стажу в том числе работы по специальности
    2. Должностные обязанности, права и ответственность служащих
    3. Перечень вопросов по которым служащие вправе или обязан самостоятельно принимать решение
    4. Перечень вопросов по которым служащий обязан или в праве участвовать при подготовки проектов нормативных актов или проектов решений.
    5. Сроки и процедуры рассмотрения проектов управленческих решений, порядок согласования и их принятия.
    6. Порядок служебного взаимодействия служащего с иными служащими.
    7. Перечень гос услуг оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом органов. Частью административного регламента является должностной регламент
    8. Показатели эффективности и результативности деятельности служащего

 

Результаты исполнения служащим должностного регламента учитываются

    1. при проведении конкурса на замещения вакантной должноси или включение его в кадровый резерв.
    2. При оценке его профессионально деятельности, аттестации. Квалификационного экзамена либо его поощрение.

Аттестация служащего  проводится в целях определения  его соответсвия занимаемой должности. Непосредственный руководитель готовит мативированный отзыв, к которому прилагаются сведения о выполненных поручениях.

Аттестации не подлежат Руководители и помошники если с ними заключен срочный служебный контракт. Сроки аттестации 1 раз в 3 года (планова аттестация ).

Допускается досрочная (внеочередная ) аттестация в случаях:

    1. Сокращения должностей
    2. В случае изменения условий оплаты труда
    3. По соглашению сторон с учётом результатов годового отчёта.

 

Служащий находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет проходит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска.

 


 

По результатам аттестации гражданского служащего принимаются  одно из следующих решений:

    1. Соответствует замещаемой должности
    2. Соответствует замещаемой должности и включается в кадровый резерв.
    3. Соответствует замещаемой должности при условии прохождения переподготовки или повышения квалификации
    4. Не соответствует замещаемой должности

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"