Метод а\п регулирования можно
рассматривать как проявление функции
АП. А метод управления – это функция субъекта
исполнительной власти.
Методы гос
управления могут быть квалифицированны
по различным основаниям:
- По характеру воздействия на объекты управления
- Убеждения и
- принуждения (в теории АП они получили наименования как основные, базовые, прямые)
- По форме выражения
- Правовые
- Организационные
- По степени управляющего воздействия
- Императивные
- Уполномочивающие
- Поощрительно-рекомендательные
- С учётом а\п признаков
- Нормативные
- Индивидуальные
- В зависимости от способа принятия
- Коллегиальные
- Единоличные
- В зависимости от круга субъектов:
- Общие и
- специальные
Конин предлагает методы гос
управления подразделить на
- Идеологические
- Психологические
- Экономические
- Организационно-властные
В качестве основных методов
стоит рассматривать методы убеждения
и принуждения, на которых основывается
или с которыми связываются иные выделяемые
в АП методы гос управления.
Значительную (второстепенную)
роль в воздействии субъектов
гос управления на объекты управления
играют экономические методы, которые
в большей степени связаны с убеждением
в отличии от принуждения.
По форме они также
являются правовыми, но без связи
их с основными базовыми методами
их существование невозможно.
Убеждение
и принуждение как методы гос
управления
Убеждение и принуждение
являются базовыми, основными методами
гос управления. По мнению Воловича
между ними сложно провести чёткую
грань поскольку убеждение включает
в себя определённый момент, аспект
принуждения, а методы принуждения
содержат правовые ограничения как
сдерживающего так и стимулирующего характера.
Кроме того угроза административного
наказания в определённой степени побуждает,
стимулирует «к положительным поступкам»
(к правомерному поведению).
Социальное назначение
и эффективность этих методов
определяется тем что:
- Обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества.
- Должны находиться в неразрывном единстве.
- Зависят от того насколько социально-адекватно отражают требования жизни экономические и политические потребности развития общества.
- Основаны на соотношении убеждения и принуждения, которое обусловлено состоянием и сущностью общества и государства.
Цель убеждения сводится
к тому, чтобы обеспечить добровольное,
сознательное, свободное от внешнего
воздействия соблюдение законности
и правопорядка.
Принятие решения субъектом,
его поведения, сформированное в
рамках воздействия этого метода
должно согласовываться с их внутренними
убеждениями.
В административно-правовой
литературе обращается внимание на то,
что такой эффект может быть обеспечен
только по средствам применения следующих
мер:
- Стимулирующих
- Воспитательных
- Разъяснительных
Стимулирующие меры подразделяются
на :
- Экономические, которые применяются в основном в отношении хозяйствующих субъектов (налоговые, кредитование и т.д.)
- Организационные – упрощение существующих юридических процедур.
- Социальные – льготирование социально нуждающихся граждан
- Поощрения - они могут быть материальными, моральными, смешанными и т.д.
Воспитательные меры призваны
обеспечить воздействие на сознание,
взгляды, чувства прежде всего физических
лиц.
Стоит отметить что они имеют
недостаточное распространение в административном
праве.
Разъяснительные меры выражаются
в поведение публичных мероприятий,
касающихся выступлений, интервью с
должностными лицами, инструктаж и
т.д.
Государство обеспечивая защиту
прав и свобод отдельных граждан интересов
общества в целом принуждает лиц не поддающихся
убеждению к соблюдению правопорядка,
для этого в основном предусмотрены и
установлены различные виды ответственности
за совершение правонарушений.
Убеждение при тих обстоятельствах
перестаёт быть единственным средством
воздействия.
Принуждение подразделяется
на:
- Физическое
- Психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствиях)
Целью принуждения является
заставить конкретного субъекта
соблюдать предписания или воздержаться
от определённых действий, принуждение
относится к методу, который формирует
состояние подчинённости субъектов
и представляет собой властное веление
или прямое действие.
Достижение желаемого
результата при использовании метода
принуждения осуществляется вопреки
воли субъекта при его внутреннем
а нередко внешнем сопротивлении.
Принуждение выражается в
конкретных принудительных мерах применяемых
компетентными государственными органами.
К ним относятся:
- Меры юридической ответственности
- Меры пресечения
- Административно-предупредительные меры
Выделяются следующие
признаки принуждения:
- Является правовым
- Подчиняются общим принципам права
- Применяются на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и реализации конкретных мер принудительного воздействия
Дмитриев полагает что принуждение
эффективно лишь в случаях. Когда применяется
к меньшинству. Оно должно носить крайний,
исключительный характер и исключать
произвол государства и его органов.
По мнению Козлова назначение
принуждения состоит в восстановлении
социальной справедливости, воспитании
правонарушителей и предупреждении
правонарушений. В этих условиях особое
значение приобретает неизбежность
наказания.
Административное
принуждение и его особенности.
Административное принуждение
это составная часть гос принуждения,
которое представляет собой способ
принудительного обеспечения должного
поведения физических и юридических
лиц. Его целью является обеспечение
исполнения правил и норм в отраслях,
сферах, областях, жизнедеятельности,
личности общества и государства.
Административное принуждение
может быть экономическим, физическим,
психологическим и идеологическим.
Его воздействие носит многооспектный
характер:
- Организационный
- Правоприменительный
- Правообеспечительный и правоохранительный
Функции административного
принуждения:
- Предотвращения принуждения
- Пресечение
- Наказание
- Процесс восстановления и обеспечения
Особенности административного
принуждения в широком смысле
предопределены разнообразным назначением
управленческой деятельности, в задачи
которой в том числе входит
предупреждение и пресечение правонарушений.
Учитывая специфику, особый
правовой характер и сущность административного
принуждения выделяются следующие
его признаки (особенности):
- Осуществляются только системой уполномоченных на его применения органов, должностных лиц. (имеет место множественность органов его применения). Субъекты применения подразделяются на органы непосредственно-применяющие административное принуждение и на субъектов, которые уполномочены на подобные действия от имени органов управления.
- Применяются в отношении субъектов неподчинённых специально-уполномоченным органам, реализующих административное принуждение
- Основанием его применения является правонарушение.
- Применяются на основании административно-правовых норм
- Реализуются в рамках административного производства
- Носит оперативный характер и его применение дифференцированно и ставится в зависимость от субъектов, условий и целей.
- Обеспечивает охрану административных, трудовых, земельных, гражданских и иных отношений т.е. административное принуждение с этих позиций можно рассматривать как межотраслевую категорию.
В литературе предлагаются
различные классификации мер
административного принуждения.
В традиционном выделяют:
- Административно-предупредительные меры
- меры административного пресечения.
Наряду с приведёнными
Казлов предлагает рассматривать:
- Административно-наказательные меры
- Административно-востановительные мер
- Меры Юридической ответственности
Административно-предупредительные
меры.
Предупредительные меры реализуются
в одностороннем, обязательным для
субъектов подчинения порядке и содержат
конкретные, чётко выраженные ограничения
и запреты. По существу они относятся к
мерам социальной защиты. Обеспечивающие
предупреждение правонарушений и обеспечение
законности.
Административно-предупредительные
меры крайне разнообразны, но их применение
должно быть обусловлено нормативно
правовыми актами.
К ним относятся:
- Введение карантина
- Введение санитарных, противоэпидемиологических мероприятий
- Консервация
- Обязательный медосмотр
- Закрытие границы
- Установление режима ЗАТО
Могут быть установлены административно-предупредительные
меры в силу сложившихся особых условий
(чрезвычайно или военное положение)
К административно-предупредительным
мерам, также можно отнести личный
досмотр и досмотр вещей, проверка
документов удостоверяющих личность предметов,
товаров и т.д.
Выделяются следующие
особенности административно-предупредительных
мер:
- Не являются мерой ответственности
- Применяются не за правонарушение
- Обеспечивают профилактику правонарушений или общественной безопасности
- Не являются санкциями административно-правовых норм
Административно-предупредительные
меры по их назначению и характеру
подразделяются на 4 группы:
- Применяемые в целях предотвращения угрозы, наступление возможных, вредных опасных и тяжких последствий
- Направленные на предупреждение всех видов правонарушений
- Препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими установленных обязанностей.
- Лечебно-принудительные меры принуждения.
Меры
административного пресечения.
Их основной целью является
непосредственное пресечение в принудительном
порядке правонарушения (поведение
внешне характеризующегося признаками
противоправности). Предотвращения их
вредных последствий, а также
применение мер административного
принуждения.
По мнению Козлова
меры административного пресечения могут
быть классифицированы на:
- Применяемые непосредственно к личности правонарушителя
По мнению Дмитриева их
можно подразделить на:
- Ординарные – требования прекратить неправомерные действия , непосредственное физическое воздействие на правонарушителя
- Специальные – относятся меры связанные с применением огнестрельного оружия
- Имущественного характера
- Технического характера.
- Финансового характера
- Медико-санитарного характера
- Связанным с лицензионно-разрешительной системой
- Специального и исключительного применения
По цели и способу воздействия
также выделяются процессуальные меры
обеспечения. Их перечень формулирован
в ст. 27.1 КоАП РФ. Они могут быть использованы
в целях:
- пресечения административного правонарушения,
- установления личности правонарушителя,
- составление протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения
- своевременного и правильного обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления
К данным мерам
относятся:
- Доставления – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении если невозможное его составить на месте, если составление протокола является обязательным
- Административное задержание – кратковременное ограничение свободы ФЛ. (Применяется в исключительных случаях для обеспечения рассмотрения административного дела, исполнение постановления по общему правилу срок содержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях до 48 часов)
- Личный досмотр; досмотр вещей; транспортных средств; осмотре принадлежащих ЮЛ помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. – личный досмотр, досмотр вещей находящихся при ФЗ – это обследование вещей проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов административного правонарушения. Досмотр транспортных средств также осуществляется без нарушения конструктивной целостности с аналогичной целью.
- Отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида
- Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения –
- Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации – прежде всего допускается при нарушении правил эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
- Арест товаров, транспортных средств и иных вещей явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения составляется их опись и данная мера обеспечивает производство по административному делу.
- Привод - применяется к ФЛ либо законным представителям ЮЛ, в отношении которых ведётся производство по делу. Также данная мера может быть использована в отношении законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, также применяется в отношении свидетеля
- Временный запрет деятельности – временный запрет деятельности заключается в кртковременном, установленном на срок до рассмотрения административного дела, прекращениядеятельности филиалов, представительств, подразделений ФЛ, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений, а аткже осуществление отдельных видов работ, оказание услуг