Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

Метод а\п регулирования можно рассматривать как проявление функции АП. А метод управления – это функция субъекта исполнительной власти.

 

Методы гос  управления могут быть квалифицированны по различным основаниям:

    1. По характеру воздействия на объекты управления
      1. Убеждения и
      2. принуждения (в теории АП они получили наименования как основные, базовые, прямые)
    2. По форме выражения
      1. Правовые
      2. Организационные
    3. По степени управляющего воздействия
      1. Императивные
      2. Уполномочивающие
      3. Поощрительно-рекомендательные
    4. С учётом а\п признаков
      1. Нормативные
      2. Индивидуальные
    5. В зависимости от способа принятия
      1. Коллегиальные
      2. Единоличные
    6. В зависимости от круга субъектов:
      1. Общие и
      2. специальные

 

Конин предлагает методы гос  управления подразделить на

    1. Идеологические
    2. Психологические
    3. Экономические
    4. Организационно-властные

 

В качестве основных методов  стоит рассматривать методы убеждения  и принуждения, на которых основывается или с которыми связываются иные выделяемые в АП методы гос управления.

Значительную (второстепенную) роль в воздействии субъектов  гос управления на объекты управления играют экономические методы, которые в большей степени связаны с убеждением в отличии от принуждения.

По форме они также  являются правовыми, но без связи  их с основными базовыми методами их существование невозможно.

 

 

Убеждение и принуждение как методы гос  управления

 


 

Убеждение и принуждение  являются базовыми, основными методами гос управления. По мнению Воловича между ними сложно провести чёткую грань поскольку убеждение включает в себя определённый момент, аспект принуждения, а методы принуждения  содержат правовые ограничения как  сдерживающего так и стимулирующего характера. Кроме того угроза административного наказания в определённой степени побуждает, стимулирует «к положительным поступкам» (к правомерному поведению). 

Социальное назначение и эффективность этих методов  определяется тем что:

    1. Обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества.
    2. Должны находиться в неразрывном единстве.
    3. Зависят от того насколько социально-адекватно отражают требования жизни экономические и политические потребности развития общества.
    4. Основаны на соотношении убеждения и принуждения, которое обусловлено состоянием и сущностью общества и государства.

 

Цель убеждения сводится к тому, чтобы обеспечить добровольное, сознательное, свободное от внешнего воздействия соблюдение законности и правопорядка.

Принятие решения субъектом, его поведения, сформированное в  рамках воздействия этого метода должно согласовываться с их внутренними  убеждениями.

В административно-правовой литературе обращается внимание на то, что такой эффект может быть обеспечен  только по средствам применения следующих  мер:

    1. Стимулирующих
    2. Воспитательных
    3. Разъяснительных

 

Стимулирующие меры подразделяются на :

    1. Экономические, которые применяются в основном в отношении хозяйствующих субъектов (налоговые, кредитование и т.д.)
    2. Организационные – упрощение существующих юридических процедур.
    3. Социальные – льготирование социально нуждающихся граждан
    4. Поощрения  - они могут быть материальными, моральными, смешанными и т.д.

 

Воспитательные меры призваны обеспечить воздействие на сознание, взгляды, чувства прежде всего физических лиц.

Стоит отметить что они имеют недостаточное распространение в административном праве.

Разъяснительные меры выражаются в поведение публичных мероприятий, касающихся выступлений, интервью с  должностными лицами, инструктаж и  т.д.

Государство обеспечивая защиту прав и свобод отдельных граждан интересов общества в целом принуждает лиц не поддающихся убеждению к соблюдению правопорядка, для этого в основном предусмотрены и установлены различные виды ответственности за совершение правонарушений.

Убеждение при тих обстоятельствах  перестаёт быть единственным средством  воздействия.

Принуждение подразделяется на:

    1. Физическое
    2. Психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствиях)

Целью принуждения является заставить конкретного субъекта соблюдать предписания или воздержаться от определённых действий, принуждение  относится к методу, который формирует  состояние подчинённости субъектов  и представляет собой властное веление  или прямое действие.

Достижение желаемого  результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки  воли субъекта при его внутреннем а нередко внешнем сопротивлении.

Принуждение выражается в  конкретных принудительных мерах применяемых  компетентными государственными органами.

К ним относятся:

    1. Меры юридической ответственности
    2. Меры пресечения
    3. Административно-предупредительные меры

 

Выделяются следующие  признаки принуждения:

    1. Является правовым
    2. Подчиняются общим принципам права
    3. Применяются на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка  и реализации конкретных мер принудительного воздействия

 

Дмитриев полагает что принуждение эффективно лишь в случаях. Когда применяется к меньшинству. Оно должно носить крайний, исключительный характер и исключать произвол государства и его органов.

По мнению Козлова назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей и предупреждении правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания.

 

Административное  принуждение и его особенности.

 

Административное принуждение  это составная часть гос принуждения, которое представляет собой способ принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических  лиц. Его целью является обеспечение  исполнения правил и норм в отраслях, сферах, областях, жизнедеятельности, личности общества и государства.

Административное принуждение  может быть экономическим, физическим, психологическим и идеологическим.

Его воздействие носит многооспектный характер:

    1. Организационный
    2. Правоприменительный
    3. Правообеспечительный и правоохранительный

 

Функции административного  принуждения:

    1. Предотвращения принуждения
    2. Пресечение
    3. Наказание
    4. Процесс восстановления и обеспечения

 

Особенности административного  принуждения в широком смысле предопределены разнообразным назначением  управленческой деятельности, в задачи которой в том числе входит предупреждение и пресечение правонарушений.

Учитывая специфику, особый правовой характер и сущность административного  принуждения выделяются следующие  его признаки (особенности):

    1. Осуществляются только системой уполномоченных на его применения органов, должностных лиц. (имеет место множественность органов его применения). Субъекты применения подразделяются на органы непосредственно-применяющие административное принуждение и на субъектов, которые уполномочены на подобные действия от имени органов управления.
    2. Применяются в отношении субъектов неподчинённых специально-уполномоченным органам, реализующих административное принуждение
    3. Основанием его применения является правонарушение.
    4. Применяются на основании административно-правовых норм
    5. Реализуются в рамках административного производства
    6. Носит оперативный характер и его применение дифференцированно и ставится в зависимость от субъектов, условий и целей.
    7. Обеспечивает охрану административных, трудовых, земельных, гражданских и иных отношений т.е. административное принуждение с этих позиций можно рассматривать как межотраслевую категорию.

 

В литературе предлагаются различные классификации мер  административного принуждения.

В традиционном выделяют:

    1. Административно-предупредительные меры
    2. меры административного пресечения.

 

Наряду с приведёнными Казлов предлагает рассматривать:

    1. Административно-наказательные меры
    2. Административно-востановительные мер
    3. Меры Юридической ответственности

 

Административно-предупредительные  меры.

 

Предупредительные меры реализуются  в одностороннем, обязательным для субъектов подчинения порядке и содержат конкретные, чётко выраженные ограничения и запреты. По существу они относятся к мерам социальной защиты. Обеспечивающие предупреждение правонарушений и обеспечение законности.

Административно-предупредительные  меры крайне разнообразны, но их применение должно быть обусловлено нормативно правовыми актами.

К ним относятся:

    1. Введение карантина
    2. Введение санитарных, противоэпидемиологических мероприятий
    3. Консервация
    4. Обязательный медосмотр
    5. Закрытие границы
    6. Установление режима ЗАТО

 

Могут быть установлены административно-предупредительные  меры в силу сложившихся особых условий (чрезвычайно или военное положение)

К административно-предупредительным  мерам, также можно отнести личный досмотр и досмотр вещей, проверка документов удостоверяющих личность предметов, товаров и т.д.

Выделяются следующие  особенности административно-предупредительных  мер:

    1. Не являются мерой ответственности
    2. Применяются не за правонарушение
    3. Обеспечивают профилактику правонарушений или общественной безопасности
    4. Не являются санкциями административно-правовых норм

 

Административно-предупредительные  меры по их назначению и характеру  подразделяются на 4 группы:

    1. Применяемые в целях предотвращения угрозы, наступление возможных, вредных опасных и тяжких последствий
    2. Направленные на предупреждение всех видов правонарушений
    3. Препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими установленных обязанностей.
    4. Лечебно-принудительные меры принуждения.

 

Меры  административного пресечения.

 

Их основной целью является непосредственное пресечение в принудительном порядке правонарушения (поведение  внешне характеризующегося признаками противоправности). Предотвращения их вредных последствий, а также  применение мер административного  принуждения.

 


 

По мнению Козлова меры административного пресечения могут быть классифицированы на:

    1. Применяемые непосредственно к личности правонарушителя

По мнению Дмитриева их можно подразделить на:

      1. Ординарные – требования прекратить неправомерные действия , непосредственное физическое воздействие на правонарушителя
      2. Специальные – относятся меры связанные с применением огнестрельного оружия
    1. Имущественного характера
    1. Технического характера.
    2. Финансового характера
    3. Медико-санитарного характера
    4. Связанным с лицензионно-разрешительной системой
    5. Специального и исключительного применения

 

По цели и способу воздействия  также выделяются процессуальные меры обеспечения. Их перечень формулирован в ст. 27.1 КоАП РФ. Они могут быть использованы в целях:

    1. пресечения административного правонарушения,
    2. установления личности правонарушителя,
    3. составление протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения
    4. своевременного и правильного обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления

 

К данным мерам  относятся:

    1. Доставления – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении если невозможное его составить на месте, если составление протокола является обязательным
    2. Административное задержание – кратковременное ограничение свободы ФЛ. (Применяется в исключительных случаях для обеспечения рассмотрения административного дела, исполнение постановления по общему правилу срок содержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях до 48 часов)
    3. Личный досмотр; досмотр вещей; транспортных средств; осмотре принадлежащих ЮЛ помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. – личный досмотр, досмотр вещей находящихся при ФЗ – это обследование вещей проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов административного правонарушения. Досмотр транспортных средств также осуществляется без нарушения конструктивной целостности с аналогичной целью.
    4. Отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида
    5. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения –
    6. Задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации – прежде всего допускается при нарушении правил эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
    7. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения составляется их опись и данная мера обеспечивает производство по административному делу.
    8. Привод - применяется к ФЛ либо законным представителям ЮЛ, в отношении которых ведётся производство по делу. Также данная мера может быть использована в отношении законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, также применяется в отношении свидетеля
    9. Временный запрет деятельности – временный запрет деятельности заключается в кртковременном, установленном на срок до рассмотрения административного дела, прекращениядеятельности филиалов, представительств, подразделений ФЛ, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений, а аткже осуществление отдельных видов работ, оказание услуг

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"