Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

К специальным для физического лица относится:

    1. Характеристика личности – Для физического лица
    2. Для юридического лица – финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится (ст.4.2 КоАП):

    1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    2. Добровольное сообщение лицом о совершенным им административном правонарушении.
    3. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, последствий своего неправомерного деяния, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
    4. Совершение административного правонарушения в состоянии аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
    5. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним (с 16-18 лет)
    6. Совершение административного правонарушения беременной женщиной либо женщиной имеющей малолетнего ребёнка.
    7. Смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства.

 

В статье 4.3 приводятся обстоятельства, отягчающие административную ответственность. К таковым относятся (перечень исчерпывающий):

    1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, прекратить его.
    2. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в 1 год. В п.16 постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП от 11.11.09 года» говорится, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
    3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.
    4. Совершение административного правонарушения группой лиц.
    5. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других ЧО.
    6. Совершение правонарушения в состоянии опьянения (3 разновидности опьянение).

Компетентное лицо, назначающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания, необходимо учитывать, что КоАП допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах, установленных санкцией. Поэтому не может назначаться наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, либо не предусмотренное КоАП. По общему правилу, при совершении лицом 2 и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушений, однако при совершении лицом 1 действия или бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена 2мя и более статьями (их частям) и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же субъекту, административное наказание назначается в пределах  санкции более строгого административного наказания.

В ч.3 ст.4.4 КоАП говорится, что административное наказание назначается:

    1. В пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение предупреждения.
    2. В пределах санкции, при применении которой назначается наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение наказания в виде штрафа.

Важное значение при назначении административного наказания имеют сроки давности в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется периодами времени.

Выделяются 

    1. общие и
    2. специальные сроки

Их применения определяется из характера особенностей фактического состава правонарушения. По общему правилу постановление по делу не может быть вынесено по истечении 2 месяцев  со дня его совершения. Эти сроки не распространяются на нарушения законодательство об экспортном контроле. Внутренних морских водах, таможенного, патентного, антимонопольного. Как правило его исчисления начинается со дня совершения правонарушение. Если правонарушение носит длящиёся характер, то сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения  к административной ответственности  за нарушение отдельных правил антимонопольного законодательства начинают исчисляться  со дня вступления в силу решения  комиссии антимонопольного органа. Которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

При отказе в возбуждении  уголовного дела или его прекращения, но при наличии признаков административного  правонарушения, сроки начинают исчисляться  со дня принятия соответствующего решения.

При применении дисквалификации  её назначении осуществляется не позднее 1ого года со дня совершения правонарушения. По мнению Лепатова, Чанова, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, т.е. со дня следующего за днём совершения или обнаружения правонарушения.

Допускается приостановление течения срока давности. Это допускается в случае удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дел об административном правонарушении по мест его жительства. В этом случае срок приостанавливается с момента удовлетворения его ходатайства, до момента поступления материалов, уполномоченному субъекту по месту его жительства.

Срок в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию составляет 1 год со дня окончания исполнения постановления о его назначении. Повторное совершения административного правонарушения в состоянии «административной наказанности» может повлечь более суровое наказание.

При применении административного  наказания исчисляемого определённым сроком день окончания исполнения наказания  указывается в постановлении о его назначениях.

Судья вправе, при отсутствии спора о возмещении ущерба одновременно с назначением административного  наказания, самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Иные субъекты (не судьи) не вправе принимать подобных решений.

До недавнего  времени квалифицирующими признаками позволяющими отграничить административное правонарушении от преступления служили:

    1. Повторность
    2. Неоднократность
    3. Систематичность совершения административных правонарушений, при условий назначения ха них административных наказаний

В УК содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой «административной преюдицией». Однако УК 1996 года больше не содержит таких составов и повтороне, неоднократное, злостно или систематическое совершения административного правонарушения не может «превратить» его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность. В этом смысле понимание административной преюдицией законодателем исключается.

В рамках арбитражных актов  ст. 69 АПК, закреплены правила процессуальной преюдицальности на рассмотрении дел об административных правонарушениях. В этом смысле преюдиция рассматривается как предрешённость некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать.

ВАС РФ в постановлении  пленума № 13 2006 года отмечает, что  преюдициарное значение имеет фактов решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной  и надзорной инстанции. Которыми принято решение по существу дела. Факты установленные по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

 

Административная  ответственность юридических лиц.

 

Впервые данный вид ответственности  применительно к юридическим  лицам был закреплен в первые в земельном кодексе РСФСР 91 года, в 93 году был принят закон РСФСР об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства.

С принятием обновленного КоАП РФ комплексно получил регламентацию вопрос об административной ответственности юридических лиц. В соответствии с ГК РФ, юридическим лицом признается организация которая имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и способно быть истцом и ответчиком в суде. Они подлежат государственной регистрации, которая определяется ФЗ от 8.08.2001. С этого момента и внесении сведений юридического лица в ЕГЮЛ возникает юридическая правосубъектность лица, в том числе право быть субъектом административной ответственности.

Юридические лица подлежат административной ответственности  за административные правонарушения в  случаях предусмотренных особенной  частью КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Если в отдельных статьях не указано, что установленные нормы применяются только к физическому или юридическому лицу, данные нормы подлежат применению в отношении и физических и юридических лиц, за исключением случаев если по смыслу данные нормы могут быть применены только к физическому лицу.

Выделяются следующие  особенности административной ответственности  юридических лиц:


 

  1. Допускается привлечение к ответственности тех юридических лиц, которые административное правонарушение не совершали, но являются правопреемниками юридических лиц правонарушителей. КоАП РФ в известной части воспринял положения ГК в части перехода прав и обязанностей реорганизуемой организации. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При разделении юридического лица и при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности привлекается та организация, которой в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании одного вида юридического лица в другой к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В указанных случаях при организации административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых КоАП или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность. Но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае имеет место двух основных компонентов:
        1. Имелась возможность для исполнения норм и правил (объективный фактор)
        2. Не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (субъективный фактор)
  2. Назначение административного наказание юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. По мнению президиума ВАС изложенного в постановлении от 24.02.04 часть 3 статьи 2.1 КоАП не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события административного правонарушения, к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само лицо, его руководитель и/или его работники. Но каждое из перечисленных лиц подвергается административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения
  3. К юридическому лицу могут применятся только отдельные виды перечисленные в части 2 статьи 3.2 КоАП. В связи с введением относительно нового наказания в виде административного приостановления деятельности ИП, ЮЛ, их филиалов, представительств, структурных подразделений, и учитывая, что КоАП не предусматривает в качестве самостоятельных объектов структурные подразделения и т.д. есть основание полагать, что приминительно к этим объектам меры административного наказания будут налагаться на конкретное юридическое лицо

 

Административный  процесс

 

Понятие административного  процесса, принципы и особенности

Одной из форм государственного управления является административный процесс (неоднозначно его отождествление с формой государственного управления, однако бытует мнение, что он поглощается  иной формой государственного управления, которая сводится к изданию индивидуальных правовых актов). В юридической литературе применительно к административному  процессу предлагается значительное количество общих определений, таких как  собственно процесс, процедура и  юридический процесс.

В самом общем виде Волович  определял административный процесс  как совокупность процессуальных норм, которые устанавливают определенную процедуру, порядок деятельности, государственных органов и должностных лиц. В юридической литературе встречается понимание административного процесса в узком и широком смыслах, это обусловлено его содержанием. В 60-х годах XX века, с появлением первых исследований в области административного процесса он трактовался в узком смысле (Салищева). Административный процесс ей отождествлялся, прежде всего, с судебным процессом и далее этого она не шла. Она покинула наш мир.

В современной административно-правовой литературе в узком смысле понимание  административного процесса практически  не изменилось. Административный процесс  в этом смысле отождествляется с  урегулированной законами административно-процессуальной деятельностью субъектов административной юстиции по применению норм материального  права, при разрешении административно-правовых споров, рассмотрению дел об административных правонарушениях, речь идет об административно-юрисдикционной деятельности. Исполнительные органы осуществляют функции правовой охраны.

Широкое понимание административного  процесса нашло отражение в работах  Козлова, Сорокина, Попова, Дмитриева. В этом случае, административный процесс  сводится к совокупности последовательных действий урегулированных правовой нормой, обеспечивающей определенный порядок деятельности исполнительных органов и направленность по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических  документов, разрешений, лицензий и  т.д. В этом случае речь идет об административных процедурах наряду с юрисдикционной деятельностью. Содержание широкого подхода предопределяет, что уполномоченные субъекты совершают распорядительные действия по осуществлению установленных административных процедур. Нормы, которые опосредуют деятельность исполнительных органов относятся к административно-правовым нормам (выделяются два их вида: административно-процедурные и административно-процессуальные). В совокупности, эти нормы образуют административно-процессуальное право, которое регулирует общественные отношения в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"