Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)
  1. Замечание
  2. Выговор
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии
  4. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы
  5. Увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям.

До применения дисциплинарного  взыскания необходимо затребовать  от гражданского служащего объяснения в письменной форме. В случае отказа дать объяснение, составляется акт  об этом, отказ не является препятствием для применения взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно  после обнаружения дисциплинарного  проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В указанный  период не включаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывание его  в отпуске и других случаях  отсутствия его на службе по уважительным причинам и времени проведения служебной  проверки.

Дисциплинарное взыскание  не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудита – позднее 2 лет со дня совершения проступка.  В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается  гражданскому служащему под роспись  в течение 5 дней со дня его издания. Данный акт может быть обжалован в комиссию по служебным спорам или в суд. Назначенное дисциплинарное взыскание действует 1 год со дня его применения. Взыскание может быть снято досрочно.

Дисциплинарный проступок  применительно к военнослужащим представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которая в соответствии с законодательством не влечет за собой административной или уголовной  ответственности. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать  военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное деяния умышленно или по неосторожности. За дисциплинарный проступок к лицу призванному на службу или военнослужащему применяются взыскания:

  1. Выговор
  2. Строгий выговор
  3. Лишение очередного увольнения
  4. Лишение нагрудного знака отличника
  5. Предупреждение о неполном служебном соответствии
  6. Снижение в воинской должности или в воинском звании на 1 ступень
  7. Досрочное увольнение со службы в связи с неисполнением контракта
  8. Отчисление с военно-образовательного учреждение
  9. Отчисление с военных сборов
  10. Дисциплинарный арест

Обеспечение законности и дисциплины

Понятие и виды способов обеспечения законности в  государственном управлении

Принцип законности закреплен в статье 15 К РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К РФ. Законность в государственном управлении можно рассматривать, как точное и единообразное понимание толкования и исполнения К РФ, законов и иных нормативно-правовых актов всеми органами исполнительно власти, должностными лицами и теми, кому обращены юридические требования  субъектов управления. Особое значение имеет соблюдение законности в управленческой сфере, это обусловлено тем, что:

  1. В рамках ее реализации осуществляется правотворческая деятельность, касающаяся разнообразных сфер жизни общества.
  2. Органы управления наделены полномочиями по применению административного принуждения. 
  3. Круг субъектов, осуществляющих управленческую деятельность, значителен и обширен.

Законность государственного управления тесно связана с такой  категорией, как дисциплина. Они  являются (законность и дисциплина) относительно самостоятельными категориями, в то же время усматривается их неразрывная связь. По мнению Алехина, законность служит основой дисциплины и обеспечивает ее защиту. Следовательно, законность в определенной степени  поддерживает и укрепляет дисциплину. Стоит отметить, что законность государственного управления также связана с ее целесообразностью. Соотношение этих категорий сводится к тому, что:

  1. Орган управления выбирает наилучший вариант поведения с точки зрения его целесообразности.
  2. При отсутствии правового предписания субъект управления должен руководствоваться целесообразностью.
  3. При наличии нормативного предписания исключается использование целесообразности.
  4. Любые законные предписания являются целесообразными.

Государство закрепляет систему  организационно-правовых средств, которые  направлены своим содержанием на обеспечение законности в государственном  управлении. Данные средства обеспечивают возможность следить за соблюдением  законности органами исполнительной власти и должностными лицами. В административном праве эти средства получили название «способы обеспечения законности в  государственном управлении». Выделяются следующие их виды:

  1. Контроль в государственном управлении (государственный контроль)
  2. Надзор (административный и органов прокуратуры)
  3. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Контроль и надзор обладают общими признаками, а именно относятся  к числу пресекательных и принудительных мер. В литературе неоднозначно решается вопрос о соотношении этих категорий:

  1. Отождествление терминов
  2. Надзор – разновидность контроля
  3. За ними признается самостоятельное значение

В общем виде контроль можно  определить, как систему наблюдений за деятельностью подконтрольных объектов в целях установления соответствия их деятельности регламентированным правилам.

Надзор в основном осуществляется в отношении неподконтрольных (неподчиненных) субъектов, его реализация необусловлена  вмешательством в деятельность поднадзорного  субъекта и имеет своей целью  выявление правонарушений субъектов, в отношении которых ведется  надзор. Основными критериями, различающими контроль и надзор являются:

  1. Наличие или отсутствие подчиненности
  2. Наличие возможности или ее отсутствие вмешиваться в деятельность подконтрольного или поднадзорного субъекта
  3. Применение дисциплинарных взысканий и отмена правовых актов в ходе проведения контрольных предприятий
  4. Плановость контрольных и надзорных предприятий

Обжалование действий и решения  органов исполнительной власти и  их должностных лиц состоит в  том, что каждый вправе обратиться с  жалобой в суд, если считает, что  неправомерными действиями государственных  органов, органов местного самоуправления, юридических или должностных  лиц нарушены его права и свободы.

Сущность и  виды контроля в государственном  управлении

Контроль, являясь частью  государственного управления, осуществляется от имени государства с использованием соответствующих властных полномочий.  Он призван обеспечить строгое и  неуклонное исполнение законов и  подзаконных актов, соблюдение дисциплины исполнительными органами, их должностными лицами, а также физическими и  юридическими лицами. Сущность государственного контроля составляют:

  1. Наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта
  2. Получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
  3. Принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
  4. Выявление причин и условий, способствующих правонарушениям
  5. Принятие мер по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Государственный контроль в  зависимости от объема проверяемой  деятельности подразделяется на общий и специальный. Общий предполагает проверку всего комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку деятельности субъекта по отдельным вопросам его компетенции. В зависимости от стадии проведения контроля выделяют :

  1. Предварительный

Он обеспечивает предупреждение и профилактику правонарушения

  1. Текущий

В данном случае оценке подлежит  законность совершаемых действий

  1. Последующий

Целью данного контроля является проверка исполнения соответствующих  решений и предписаний контролирующих органов

Выделение предварительного контроля не всегда поддерживается, поскольку  проконтролировать можно лишь совершаемое  или совершенное действие. В зависимости  от направленности контрольных мероприятий  внутрь системы органов власти или  вне ее на подведомственные структуры государственный контроль подразделяется:

  1. внутренний
  2. внешний.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера  их полномочий выделяется контроль, осуществляемый:

  1. Президентом РФ

Данный контроль, как главы  государства осуществляется в 2 основных формах:

А) непосредственный контроль Президента

Осуществляется Президентов  в области подборки и расстановки  кадров, при формировании Правительства  федерации, назначает по представлению  премьер-министра на должность руководителей  министерств, представителей РФ в иностранных  государствах. Возможность участия  в заседаниях Правительства РФ дает возможность контролировать принимаемые  решения этим органам; контроль за законностью актов органов исполнительной власти (Правительства РФ).

В) Президентский контроль через соответствующие структуры

К числу президентских  структур обеспечивающих возможность  осуществления государственного президентского контроля относятся:

    1. Администрация Президента, важнейшей функцией которой является контроль за деятельностью органов исполнительной власти, контрольное управление президента осуществляет контроль за исполнением федеральными и региональными органами государственной власти, К РФ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, контроль за реализацией национальный проектов и проверку исполнения поручений президента.
    2. Полномочные представители президента в федеральных округах. Они организовывают контроль за исполнением федерального законодательства, а также контроль за реализацией федеральных целевых программ и т.д. 
    3. Совет Безопасности
  1. Органами законодательной (представительной) власти

Контроль органов законодательной (представительной) власти регламентирован К РФ. Совет федерации осуществляет контроль при утверждении указов президента о введение военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территорий РФ. К числу контрольных полномочий Государственной Думы относятся:

- Дача согласия Президенту  на назначение председателя правительства 

- Решение вопросов о  доверии Правительству

- Выдвижение обвинения  против Президента для отрешения  его от должности 

Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом РФ представляемого Правительством бюджета. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует счетную палату. Контрольные полномочия счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, на все организации и объединения, если они получают, перечисляют, используют  средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы или преимущества.

 

  1. Органами исполнительной власти

Контроль подразделяется на : 
1)  Общий

Осуществляется органами общей компетенции (Правительством РФ – руководит и контролирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти, в том числе  в сфере образования, реорганизации  и ликвидации их территориальных  подразделений, контролирует исполнение нормативно-правовых актов; исполнительные органы субъектов РФ). Целью осуществления  общего контроля является обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных органов. Ведомственный  контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им служб и агентств.

2) Надведомственнный

Осуществляется преимущественно  органами специальной компетенции.

 

  1. Органами судебной власти

Субъектами является КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные  суды. Содержанием данного вида контроля является правовая оценка действий и  решений должностных лиц и  органов исполнительной власти, выявление  нарушений законности, условий и  причин, порождающих нарушение законодательства, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение виновных к  ответственности.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"