Курс лекций по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:39, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Земельное право"

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

Земельное право

ВВЕДЕНИЕ

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования  и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный  правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

Тем, кто изучил историю  государства российского, известна распространенная притча, будто древние жители российской территории, недовольные отсутствием порядка на своей земле, пригласили управлять своими землями князей из рода Рюриковичей.

С тех пор земельный  правопорядок российского государства  от века к веку совершенствовался. Российское земельное право функционирует как одна из важнейших отраслей российской правовой системы. Знание земельного права, его принципов, земельно-правовых норм, правовых институтов и их предмета регулирования вооружает каждого студента юридического института объемом необходимого знания о сущности земельного правопорядка, который должен сложиться в результате реализации основных задач земельной реформы в России.

В материалах курса  изложены основные положения законодательства, регулирующего земельные отношения на территории Российской Федерации. При этом земельное законодательство характеризуется и анализируется в систематизированном порядке, исходя из положений учебной программы, разработанной для обучения студентов Московского института экономики, менеджмента и права. Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины «Земельное право», в том числе для успешного прохождения текущего и итогового контроля, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и рекомендованной литературы (см. Список рекомендованной литературы).

 

  1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
    1. Значение и состояние земель

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).

Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.

В России, как  и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время  возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное  использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой  задачи решающая роль принадлежит праву  как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия  поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

1.2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское  право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию  и охране земель в Российской Федерации  как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Эти отношения земельный  кодекс именует «земельными». В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать  нормативной концепции, земельное  право можно определить как систему  юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений.

Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы  регулирования земельных отношений:

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права. Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному  правилу в теории права институты  земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей  части содержат нормы, имеющие общее  для всей отрасли значение.

Критерием выделения  институтов особенной части признается принадлежность земельного участка  к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть  земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты  различают также специальную  часть учебного курса земельного права, которая включает порядок  рассмотрения разрешения земельных  споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

 

1.3. Принципы земельного права

Принципы земельного законодательства определены в ст. 1 Земельного кодекса РФ. К ним относятся:

  • Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
  • Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
  • Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
  • Участие граждан и общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  • Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
  • Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
  • Платность использования земли.
  • Деление земель по целевому назначению на категории.
  • Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
  • Дифференцированный подход к установлению правового режима земель с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов
  • Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.

1.4. Разграничение  норм земельного, гражданского и  административного права

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — недвижимое имущество, отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.

Соотношение земельного права с  водным, лесным, градостроительным, горным правом и правовой охраной природы

Связь земельного права, регулирующего  отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, градостроительным, горным правом обусловлена тем, что Земля — важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению почвы, её эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию  и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Следует отметить, что действующее  законодательство постоянно изменяется. По состоянию на 1 марта 2008 года введен в действие Федеральный закон  «О кадастре объектов недвижимости». Разрабатываются подзаконные акты во исполнение ранее принятых Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, планируется внести изменения в нормативные правовые акты, касающиеся дальнейшего совершенствования «дачной амнистии». Законы существенно дополнят земельное законодательство в вопросах оборота земель соответствующих категорий.

Понятие и классификация источников земельного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, Конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство подразделяется на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и Субъектов РФ, субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

Информация о работе Курс лекций по "Земельному праву"