Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:28, курс лекций
Ответы на 14 вопросов.
1.Основные принципы земельного законодательства. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения.
Принципы:
1)
учет значения земли как
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3)
приоритет охраны жизни и
4)
участие граждан, общественных
организаций (объединений) и
5)
единство судьбы земельных
6)
приоритет сохранения особо
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11)
сочетание интересов общества
и законных интересов граждан,
согласно которому
При
регулировании земельных
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Кодексу, федеральным законам.
Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.
На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора.
Объективно существовали, существуют и всегда будут существовать противоречия между публичными интересами, т.е. интересами государства, общества и частными интересами - интересами отдельных групп людей, отдельных лиц. Конфликт общественных и частных интересов часто проявляется в сфере использования и охраны земель, особенно когда возникает необходимость создания объектов недвижимости, требующих больших затрат и поэтому имеющих большую ценность.
Для того чтобы попытаться разрешить эти всегда существующие противоречия, в ст.3 Градостроительного кодекса РФ закреплены основы правового механизма разрешения конфликтных ситуаций, который должен обеспечить баланс государственных, общественных и частных интересов. Общественные интересы ассоциируются с обеспечением благоприятных условий проживания, ограничением вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшением экологической обстановки, развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранением территорий объектов историко-культурного и природного наследия. Большое значение в этом плане имеют нормы земельного законодательства, законодательства о недрах, водного и лесного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды.
В
Конституции РФ закреплены общие
принципы регулирования земельных
отношений в системе
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы - Земельный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ними законы (кодексы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Очень
важным является положение, согласно которому
нормы земельного права, которые
содержатся в других федеральных
законах, законах субъектов РФ, должны
соответствовать ЗК. Значение этой правовой
нормы заключается в том, что по отношению
к любым федеральным законам, которые
регулируют земельные отношения, нормы
ЗК имеют абсолютный приоритет. Естественно,
что такую же юридическую силу ЗК имеет
в отношении законов субъектов Федерации,
что прямо следует из содержания ч.5
ст.76 Конституции
РФ. Теперь субъекты РФ обязаны обеспечить
соответствие своего земельного законодательства
нормам нового ЗК.
2.Отношения, регулируемые земельным законодательством. Субъекты и объекты земельных правоотношений.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Права
иностранных граждан, лиц без
гражданства и иностранных
Для целей Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.