Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:28, курс лекций
Ответы на 14 вопросов.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
2)
земель, находящихся в собственности
субъектов РФ, и земель
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель
сельскохозяйственного
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пункт 1 ст.3 ЗК определяет сущность земельных отношений, являющихся предметом земельного законодательства. Это - отношения по использованию и охране земель в нашей стране как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля становится объектом земельных отношений не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Указанное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.
Земля как объект общественных отношений всегда продолжает оставаться объектом природы. Застроенный земельный участок не перестает быть частью природы. В этом состоит одна из основных особенностей земли и земельных отношений. Возникновение и развитие земельных отношений обусловлены объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства, цель которого заключается в использовании предметов природы и присвоении их для удовлетворения интересов людей. Земельные отношения являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством. Особый характер имущественных отношений по поводу земли отличает их от иных имущественных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.
В целом по отношению к применению норм специального законодательства действует следующий принцип. К земельным отношениям нормы специального законодательства применяются в том случае, если эти отношения не урегулированы в земельном законодательстве.
В ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других случаях прямо указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве, либо используются термины "законодательство о земле" или "федеральное земельное законодательство".
Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.
Следует также обратить внимание, что ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривают и никогда ранее не предусматривали такого вида прав на земельные участки, как право хозяйственного ведения или право оперативного управления.
Рассматривая
землю как единый объект природы, хозяйствования
и собственности, Земельный
кодекс РФ устанавливает
приоритет ее охраны как объекта природы
перед использованием земли как объекта
недвижимости. Если недавно на вопрос
- земельным или гражданским законодательством
следует руководствоваться при совершении
сделок с землей - ответ был неоднозначен,
то теперь всеми признается приоритет
за земельным законодательством, содержание
которого раскрывается в ст.2 ЗК. К нему отнесены
не только федеральные законы и законы
субъектов Федерации, но и акты органов
исполнительной власти субъектов Федерации,
органов местного самоуправления. Именно
в этом, пожалуй, отличительная черта нового Кодекса - большинство земельных
полномочий и функций, ранее сосредоточенных
в центре, передаются непосредственно
на места - субъектам Федерации и муниципальным
образованиям. Имущественные отношения
по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по совершению
сделок с ними (купля-продажа, дарение,
мена, ипотека) регулируются гражданским
законодательством. Но гражданское законодательство
применяется лишь в случае, если иное не
предусмотрено земельным, лесным, водным
законодательством, законодательством
о недрах, об охране окружающей среды,
специальными федеральными законами,
что в полной мере соответствует положениям Конституции РФ. Следовательно,
нормы ГК (в какой-то мере и некоторых
других кодексов) в части, касающейся прав
на земельные участки, должны быть приведены
в соответствие с ЗК. Например, ст.270 ГК, разрешающая землепользователю
с согласия собственника участка передавать
земельный участок в аренду или безвозмездное
пользование, отныне фактически прекратила
свое действие, поскольку в ст.20 ЗК содержится на то
однозначный запрет.
3.Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области земельных отношений.
К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:
1)
установление основ
2)
установление ограничений прав
3)
государственное управление в
области осуществления монитори
4) установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) изъятие для нужд РФ земельных участков, в том числе путем выкупа;
6)
разработка и реализация
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, Кодексом, федеральными законами.
РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).
К полномочиям субъектов РФ относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
В
последние годы в условиях, когда
фактически отсутствовало четкое и
ясное федеральное земельное
законодательство, субъекты Федерации
очень часто весьма широко определяли
в законодательстве сферу своих полномочий
по регулированию земельных отношений.
Примером тому может служить Земельный
кодекс Республики
Татарстан от 10 июля 1998 г. Так, согласно ст.4 Кодекса к ведению Государственного
Совета Республики Татарстан относятся
законодательное регулирование земельных
отношений; утверждение важнейших республиканских
программ, определяющих основные направления
государственной политики в области управления
земельными ресурсами Республики Татарстан;
решение вопросов административно-
В связи с тем, что новый ЗК иначе определяет полномочия субъектов Федерации, очевидно, что их законодательство должно быть приведено в соответствие с нормами федерального земельного законодательства.
Компетенция
органов местного самоуправления установлена
в нескольких законодательных актах. Статья 6 Федерального закона
от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ".