Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:39, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Земельное право"
4.5 Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков
Существующие в законодательстве, помимо права собственности, иные права на земельные участки представляют юридическую возможность несобственнику участка удовлетворять свои потребности за счет эксплуатации данного земельного участка.
К таким правам
относятся пожизненное
Ученые цивилисты
полагают, что указанные правомочия
по своей юридической сути являются
переходными, т.е. будут существовать
в РФ до тех пор, пока не произойдет
полное разграничение государственной,
муниципальной и частной
Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, предоставление земельного участка гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса не допускается. Но если право пожизненного наследуемого владения земельным участком было приобретено гражданином до введения в действие кодекса, то оно сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения устанавливалось в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Субъектом права пожизненного наследуемого владения может быть только гражданин. После введения в действие Земельного кодекса РФ основаниями возникновения права пожизненного наследуемого владения являются два юридических факта:
а) принятие гражданином наследства, когда в наследственную массу входит земельный участок, принадлежавший наследователю на праве пожизненного наследуемого владения;
б) договор купли-продажи недвижимости или иное основание перехода права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве пожизненного наследуемого владения бывшему собственнику недвижимости (ст. 35 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ).
Помимо правомочий
владения и пользования, землевладельцу
принадлежит и право
Граждане, имеющие
земельные участки в
Право постоянного (бессрочного) пользования может возникнуть только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица.
После введения ЗК РФ предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования допускается только государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. При этом граждане вправе приобрести принадлежащие им участки в собственность, а юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, были обязаны до 1 января 2008 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию.
Основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования являются: а) решение уполномоченного государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка указанным в законе лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования; б) правопреемство права постоянного (бессрочного) пользования при реорганизации юридического лица; в) переход права собственности на здания, сооружения, если прежний собственник указанных объектов недвижимости использовал передаваемый участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Владение и пользование земельным участком землепользователем осуществляется в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование. Распоряжаться земельным участком землепользователь не вправе (п. 4 ст. 20 ЗК РФ), но он может добровольно отказаться от принадлежащего ему права. Право постоянного (бессрочного) пользования может быть принудительно прекращено по основаниям, предусмотренным в ст. 45 ЗК РФ.
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является одним из видов ограничений (обременений). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельца или землепользователя принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению участком.
В зависимости
от оснований возникновения и
целей установления сервитуты делятся
на публичные и частные. Публичные
сервитуты могут
Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками.
Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК РФ).
Объектами права
общей собственности выступают
земельные участки, образуемые путем
добровольного объединения
Актуальным видится в отношении земельных правоотношений долевая собственность с выделением земельных участков в натуре. Процедуре выделения земельных долей в натуре предшествует перечень необходимых мероприятий, способствующих дальнейшей обязательной государственной регистрации.
Следует отметить, что на практике именно эта процедура бывает наиболее «проблематичной» и является предметом многих судебных прецедентов.
Вопросы для самопроверки
5 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ (ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ)
5.1 Общая характеристика, система и структура государственного земельного управления
Государственное земельное управление — часть управленческой деятельности государства в целом, это организующая исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед государством и выраженных в законодательстве. Одновременно, специфика земельных правоотношений придает государственному управлению в данной области особенные черты, отражающиеся на содержании функций государственного земельного управления, системе и структуре государственных органов.
Осуществляя управленческую деятельность, исполнительные органы, с одной стороны, оказывают содействие субъектам Российской Федерации в реализации своих прав на земельные участки. С другой стороны выявляются нарушения требований по рациональному использованию и охране земель и определению мер ответственности.
Субъектом отношений государственного земельного управления с одной стороны выступает государство, представляемое соответствующими государственными органами либо иными органами и организациями, которым переданы государственные полномочия. С другой стороны субъектом выступают граждане, государственные и негосударственные организации. Отношения между государственными органами с одной стороны и физическими или юридическими лицами с другой, урегулированные нормами права, именуются управленческими.
Как видно, в целом, управление земельным фондом подразделяется на общее и ведомственное (или отраслевое), которые имеют общность задач, функций и метода воздействия.
5.2 Система органов государственного земельного управления
Систему органов государственного земельного управления образуют органы государственной исполнительной власти, объектом управленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения, включая вопросы собственности на земли, предоставление государственных земель, учет и контроль за землепользованием. Иными словами — система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного законодательства. Могут входить также органы местного самоуправления в той степени, в которой им переданы полномочия государственного земельного управления.
Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и её субъектов.
Государственное земельное управление на федеральном уровне представляет собой деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению исполнения федеральных законов, регулирующих земельные отношения.
На субъектном уровне распространяется на земли, находящиеся в пределах субъекта, а также на земли, приобретенные на территории др. субъектов.
На третьем, низовом уровне вертикали государственного земельного управления находится местное самоуправление. Занимает оно это место только в том случае, когда соответствующие полномочия и функции государственного земельного управления ему переданы.
Управленческие полномочия местных органов самоуправления распространяются на земельные участки в пределах муниципальных образований, а также на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности за пределами границ муниципальных образований.
5.3 Функции государственного земельного управления
Функции государственного земельного управления — виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законодательства. Основными функциями являются:
Для реализации государством своих правомочий по государственному регулированию необходимо обратиться, прежде всего, к правовому режиму земель.
Как уже указывалось выше, все земли подразделяются на категории в зависимости от целевого назначения. В качестве дополнительного необходимого отличительного признака проводится зонирование земель. Зонирование различается на территориальное (как правило, в границах земель населенных пунктов). Соответственно Земельным кодексом РФ, иными кодексами и федеральными законами определяются те категории земель, которые должны находиться исключительно в собственности государства (РФ, субъектов РФ), муниципальных образований. К таковым относят, прежде всего, практически все земли лесного фонда, земли водного фонда (за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться в частной собственности, особо ценные и охраняемые земли (военного назначения, памятники природы, заповедники и т.д.).
Управление земельным фондом на таких территориях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными образованиями.
Оборот таких земель возможен только с соответствующего разрешения собственника. Изменение категории земель, а в некоторых случаях и целевого назначения возможен в исключительных случаях на основании распорядительного акта (например, распоряжения Правительства Российской Федерации).
Особо хочется
отметить функцию, которая связана
с изъятием земельных участков для
государственных или
Ст. 49 ЗК РФ предусматривает,
что такая процедура