Курс лекций по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:39, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Земельное право"

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, распространена классификация  нормативных актов по юридической  силе на законы и подзаконные акты.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся  ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной  задачей. Это в первую очередь  связано с определением соотношения  системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права  являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части  положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает  земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные  договоры и соглашения, заключаемые  в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конституционные основы правового  регулирования земельных отношений

Конституция РФ выступает в качестве основополагающего  источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 Конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так  и косвенно регулирующих земельные  отношения. Заметное место в Конституции  занимают вопросы собственности  на землю (ст. 8, 9 и 36).

В ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского законодательства.

Федеральное земельное законодательство

Федеральное земельное  законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные  нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное  законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя  политику государства по реформированию земельных отношений.

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных  отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Финансовые  аспекты земельных отношений  до 2006 года в основном определялись Законом «О плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон детально определял порядок исчисления и взимания платежей за использование земель различного целевого назначения, а также распределения полученных средств. Его особенностью являлось то, что он не охватывал все виды земельных платежей. Новые положения, закрепляющие платность землепользования, отражены в Налоговом кодексе РФ и введены с 2006 года (Отдельная глава ч.2 НК РФ «Земельный налог»). Иные вопросы налогообложения продажи земельных участков, взимания платы за перерегистрацию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.

Порядок ведения  государственного учета земельных  участков установлен в Федеральном  законе «О государственном земельном  кадастре».

Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Значительное  число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих, наряду с земельными, также иные разновидности общественных отношений. Первое место по объему и значимости правовых норм среди данной группы законов принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения.

Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права собственности  на землю, а также вопросы организации  государственного управления в данной области содержатся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Новеллой 2008 г. явилось вступление с 1 марта 2008 г. Федерального закона «О кадастре объектов недвижимости», который систематизировал и закрепил необходимость строгого учета различных форм земельной собственности, определил перечень необходимых документов, необходимых для государственной регистрации и т.д.

Перечисленные выше нормативно-правовые акты (НПА) являются основными в системе земельного права, но не исчерпывающими. Полный перечень этих документов указан в Списке рекомендованной литературы.

Вопросы для самопроверки

  • Раскройте понятие земельного права.
  • Охарактеризуйте предмет земельного права и методы правового регулирования земельного права как отдельной отрасли права и учебной дисциплины.
  • Перечислите и охарактеризуйте основные принципы земельного права.
  • Раскройте понятие системы земельного права.
  • Объясните особенности соотношения земельного законодательства с другими (смежными) отраслями права.
  • Дайте понятие и классифицируйте виды источников земельного права.
  • Определите соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области земельных правоотношений.
  • Дайте общую характеристику нормативно-правовых актов органов специальной компетенции и исполнительной власти, регулирующих земельные правоотношения.

 

3 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

3.1 Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды

 

По поводу распределения, использования и охраны земель между  органами власти, организациями и  частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами  земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные  нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются или прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права.

Права и обязанности  участников и субъектов земельных  правоотношений, предусмотренные нормами  земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения:

  • общие;
  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления и контроля;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

 

3.2 Субъекты земельных правоотношений

Различают два  аспекта понятия субъектов земельных  правоотношений. В первом случае о  субъекте говорится как о возможном  по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае — как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.

 

Субъектами земельных отношений являются граждане, лица без гражданства, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

 

Можно выделить следующие категории участников земельных правоотношений:

- собственники  земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

- арендаторы  земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

- обладатели  сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

 

Не во всех случаях  граждане (физические) и юридические  лица в полном составе могут выступать  участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Такие особенности устанавливаются земельным законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Общие права и обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. ст. 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Субъекты земельных  правоотношений как потенциальные  носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей  теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при  рассмотрении данного вопроса возникает  понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

3.3 Объекты земельных правоотношений

 

В земельном  праве можно говорить о сложной  структуре понятия «объект земельных  правоотношений».

Принято говорить о совокупном объекте земельных отношений.

Таким объектом является земля. При этом земля определяется в первую очередь как природный объект и природный ресурс (ч.1 ст. 6 ЗК РФ). Также к объектам земельных правоотношений относятся земельные участки и части земельных участков.

В земельном  законодательстве юридическое понятие  земли раскрывается при помощи классификации  земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных категорий земель.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся  на семь категорий и включают:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, различные  категории земель подразделяются еще на «подкатегории», в зависимости от целевого назначения. Так, например, земли сельскохозяйственного назначения, как земельная категория, в зависимости от целевого назначения могут использоваться для сельскохозяйственного производства, ведения садоводства и огородничества, ведения дачного хозяйства и жилищного строительства (в некоторых случаях), ведения фермерского хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства.

А также, земля юридически является недвижимым имуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из категории земель сельскохозяйственного назначения, а юридические права на них.

 

3.4 Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений

Возникновению, изменению и прекращению земельных  правоотношений предшествуют юридические  факты — события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий, одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями.

Информация о работе Курс лекций по "Земельному праву"