Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций
Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.
Административный надзор и его содержание
Надзор в государственном управлении имеет выражение в 2 формах: административный надзор и надзор органов прокуратуры.
Административный надзор – деятельность, специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов государственного управления в отношении неподчиненных им субъектов. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий, в отношении внутренней деятельности поднадзорных. В отличие от контроля надзор касается только их внешней деятельности. Субъект надзора вправе применять меры административного принуждения к субъектам, в отношении которых надзор осуществляется.
Виды административного надзора:
1. Осуществляемый
специальными федеральными службами
(федеральная служба по надзору в сфере
природопользования, федеральная служба
финансово бюджетного надзора, федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору, РосТехНадзор)
2. Государственные
инспекции, обладающие
А) обладающих полномочиями в рамках нескольких ведомств
В) обладающих полномочиями в рамках одного ведомства
3. Административный
надзор милиции:
а) общий
б) специальный
Независимо от вида общей
задачей для перечисленных
Органы административного надзора имеют право:
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории нашей страны.
В целях обеспечения законности в государственном управлении прокуратура осуществляет:
I Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе:
Основными формами прокурорского реагирования при осуществлении данного вида надзора являются:
(допускается использование и иных форм, таких как обжалование актов органов судебной власти, их опротестование и т.д.)
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые его издали, либо в вышестоящий орган, либо обращается в суд в установленном законом порядке. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то на ближайшем заседании. Представление о нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить полномочные нарушения, они подлежат безотлагательному рассмотрению. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам или руководителям общественных объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
II Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является их соблюдение федеральными и региональные органами исполнительной власти, представительными органами субъектов РФ, муниципалитетами, органами военного управления, органами контроля, а также органами управления и руководителями организации. При осуществлении данного вида надзора прокурор:
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина субъекту, которые его издал либо обращается в суд в установленном порядке. Прокурор или его заместитель могут вынести представление об устранении нарушений прав и свобод субъекту, уполномоченному устранить данное нарушение.
Жалобы граждан в суд на неправомерные действия и незаконные акты субъектов государственного управления
В соответствии со статьей 1 закона «об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 1991 года в редакции 2007 каждый гражданин вправе обращаться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных, муниципальных органов, юридических или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. В данном законе имеется ряд противоречий с главой 25 ГПК РФ. В частности форма обращения не жалоба, а заявление. Обжаловаться могут не только действия и решения, но и бездействия, которые вызывают определенные правовые последствия. Закон в отличие от ГПК РФ наделяет правом обращения в суд только граждан (по ГПК это еще и юридические лица). К действиям (бездействиям) и решениям указанных субъектов, которые могут быть обжалованы в судебном порядке (за исключением отнесенных к компетенции КС РФ и установленного иного порядка обжалования) относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) и решения, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (бездействий) и решений, в результате которых:
Постановление Пленума 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления...» от 10.02.10. В п.1 под решениями предлагается понимать:
Заявление подается в судебные органы по месту его жительства либо в суд по месту нахождения субъекта, чье действие (бездействие) или решение обжалуется. Приняв заявление к рассмотрению суд по обращению гражданина либо по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (бездействия) или решения. Для обращения в суд с заявлением устанавливаются следующие сроки:
Пропущенные сроки по уважительным причинам могут быть восстановлены судом. Субъекты, действия (бездействия) и решения которых обжалуются, обязаны доказать законность обжалуемых действий (бездействий) и решений. Гражданин освобождается от обязанности доказать незаконность обжалуемых действий (бездействий) и решений, но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение, установив обоснованность обращения, суд признает обжалуемое действие (бездействие) и решение незаконным, обязывая удовлетворить заявленные гражданином требования (отменяя примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы). Если незаконными действиями (бездействиями), решениями гражданину причинены убытки, они подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
Роль судебных
органов в обеспечение
КС РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством соответствующего судопроизводства.
В части обеспечения законности государственного управления:
В случае, если решением КС РФ
нормативный акт признан
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"