Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

Административный  надзор и его содержание

Надзор в государственном  управлении имеет выражение в 2 формах: административный надзор и надзор органов  прокуратуры.

Административный надзор – деятельность, специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов государственного управления в отношении неподчиненных им субъектов. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий, в отношении внутренней деятельности поднадзорных. В отличие от контроля надзор касается только их внешней деятельности. Субъект надзора вправе применять меры административного принуждения к субъектам, в отношении которых надзор осуществляется.

Виды административного  надзора:

 
1.  Осуществляемый специальными федеральными службами (федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба финансово бюджетного надзора, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, РосТехНадзор)

2. Государственные  инспекции, обладающие надведомственными полномочиями

А) обладающих полномочиями в рамках нескольких  ведомств

В) обладающих полномочиями в рамках одного ведомства

3. Административный  надзор милиции: 
 а) общий

б) специальный

Независимо от вида общей  задачей для перечисленных органов  является обеспечение законности в  управлении, ее решение осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушения и привлечения виновных к ответственности. Для осуществления надзорных  функций полномочные органы наделяются определенной компетенцией, в зависимости  от содержания которой, их можно подразделить на органы:

  1. Обеспечивающие предупреждение правонарушения
  2. Обеспечивающие пресечение правонарушений
  3. Обеспечивающие привлечение к ответственности
  4. Наделенные полномочиями по норматворчеству

Органы административного  надзора имеют право:

  1. Фиксировать факты нарушения законодательства
  2. Давать обязательные к исполнению указания
  3. Разрешать и запрещать отдельные действий
  4. Ограничивать выполнение отдельных видов работ

Прокурорский  надзор

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории нашей страны.

В целях обеспечения законности в государственном управлении прокуратура  осуществляет:

  1. Надзор за исполнением законов федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов
  2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов

I      Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе:

  1. При предъявлении удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещение органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона
  2. Требовать от руководителей и иных должностных лиц представление необходимых материалов статистических и иных сведений
  3. Выделение специалистов для выяснения возникших вопросов
  4. Проведение проверок по поступившим материалам и обращениям, а также ревизии подконтрольных им организаций
  5. Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов

Основными формами прокурорского реагирования при осуществлении данного вида надзора являются:

  1. Протест
  2. Представление
  3. Возбуждение дела об административном правонарушении
  4. Предостережение

(допускается использование  и иных форм, таких как обжалование  актов органов судебной власти, их опротестование и т.д.)

Прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые его издали, либо в вышестоящий орган, либо обращается в суд в установленном законом порядке. Протест подлежит рассмотрению  в течение 10 дней  с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то на ближайшем заседании. Представление о нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить полномочные нарушения, они подлежат безотлагательному рассмотрению. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам  или руководителям общественных объединений и иным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона.

II Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является их соблюдение федеральными и региональные органами исполнительной власти, представительными органами субъектов РФ, муниципалитетами, органами военного управления, органами контроля, а также органами управления и руководителями организации. При осуществлении данного вида надзора прокурор:

  1. Рассматривает и проверяет заявление, жалобы, иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина
  2. Разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод
  3. Принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности правонарушителя, возмещению причиненного ущерба

Прокурор или его заместитель  приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина субъекту, которые его издал либо обращается в суд в установленном порядке.  Прокурор или его заместитель могут вынести представление об устранении нарушений прав и свобод субъекту, уполномоченному устранить данное нарушение.

Жалобы граждан  в суд на неправомерные действия и незаконные акты субъектов государственного управления

В соответствии со статьей 1 закона «об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан» от 1991 года в  редакции 2007 каждый гражданин вправе обращаться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных, муниципальных органов, юридических или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. В данном законе имеется ряд противоречий с главой 25 ГПК РФ. В частности форма обращения не жалоба, а заявление. Обжаловаться могут не только действия и решения, но и бездействия, которые вызывают определенные правовые последствия. Закон в отличие от ГПК РФ наделяет правом обращения в суд только граждан (по ГПК это еще и юридические лица). К действиям (бездействиям) и решениям указанных субъектов, которые могут быть обжалованы в судебном порядке (за исключением отнесенных к компетенции КС РФ и установленного иного порядка обжалования) относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) и решения, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (бездействий) и решений, в результате которых:

  1. Нарушены права и свободы гражданина
  2. Созданы препятствия, осуществлению гражданином его прав и свобод
  3. Незаконное возложение обязанности на гражданина или незаконное привлечение к какой-либо ответственности

Постановление Пленума 2009 года «О практике рассмотрения судами дел  об оспаривании решений действий (бездействий) органов государственной  власти и органов местного самоуправления...»  от 10.02.10. В п.1 под решениями предлагается понимать:

  1. Акты органов государственной власти и их должностных лиц
  2. Акты органов местного самоуправления и их должностных лиц
  3. Акты государственных служащих (3 вида) и приравненных к ним лиц
  4. Акты муниципальных служащих и приравненных к ним лиц

Заявление подается в судебные органы по месту его жительства либо в суд по месту нахождения субъекта, чье действие (бездействие) или решение  обжалуется. Приняв заявление к рассмотрению суд по обращению гражданина либо по собственной инициативе вправе приостановить  исполнение обжалуемого действия (бездействия) или решения. Для обращения в  суд с заявлением устанавливаются  следующие сроки:

  1. 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права
  2. 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении его обращения в форме жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ

Пропущенные сроки по уважительным причинам могут быть восстановлены  судом. Субъекты, действия (бездействия) и решения которых обжалуются, обязаны доказать законность обжалуемых действий (бездействий) и решений. Гражданин  освобождается от обязанности доказать незаконность обжалуемых действий (бездействий) и решений, но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. По результатам рассмотрения заявления  суд выносит решение, установив  обоснованность обращения, суд признает обжалуемое действие (бездействие) и  решение незаконным, обязывая удовлетворить  заявленные гражданином требования (отменяя примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы). Если незаконными действиями (бездействиями), решениями гражданину причинены убытки, они подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Роль судебных органов в обеспечение законности в государственном управлении

КС РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством соответствующего судопроизводства.

В части обеспечения законности государственного управления:

  1. КС РФ разрешает дела в соответствии и о соответствии К РФ:
    1. Федеральных законов, нормативных актов президента, совета федерации, государственной думы и правительства РФ
    2. К и уставов субъектов РФ, иных НПА регионального уровня, изданных по вопросам федерального и совместного ведения РФ и ее субъектов, ведения субъектов (регионов)
    3. Договоров между федеральными и региональными органами государственной власти и договоров между региональными органами
    4. Не вступивших в силу международных договоров РФ
  2. Разрешает споры о компетенции:
    1. Между федеральными органами государственной власти
    2. Между федеральными и региональными государственными органами
    3. Между высшими государственными органами регионов РФ
  3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

В случае, если решением КС РФ нормативный акт признан несоответствующим К РФ полностью или частично либо из решения вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, органа государственной власти должны принять следующие меры к устранению противоречий:

  1. Правительство РФ в течение 3 месяцев с момента опубликования решения суда вносит проект нового нормативного акта либо проект о внесении изменений или дополнений в части, в которой он признан неконституционным
  2. Президент и Правительство РФ в течение 2 месяцев отменяют принятые ими нормативные акты либо вносят в них изменения или дополнения
  3. Законодательные органы субъектов РФ в течение 6 месяцев принимают решение о необходимости внесения изменений в К, уставы субъекта, принимают новый закон субъекта либо вносят соответствующие изменения в закон субъекта РФ
  4. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 2 месяцев принимает решение о внесении изменений или дополнений в соответствующий нормативный акт или принимает новый нормативно правовой акт
  5. Федеральные и региональные органы государственной власти, заключившие признанный полностью или частично несоответствующие К договор, в течение 2 месяцев вносят в него соответствующие изменения или прекращают его действие

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"