Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

 

 

Административная ответственности.

 

Понятие и особенности административной ответственности.

Отграничение  административной ответственности  от других видов.

 

Метод принуждения, как основной, базовый метод гос управления проявляется в применение мер  юридической ответственности.

Их применение осуществляется по отношению к лицам, нарушившим административно-правовые запреты  или не исполнившим административно-правовые предписания, и может выражаться в лишении личного, имущественного или иного свойства.

В определённой степени это  означает что административная ответственность выражается посредствам применения к правонарушителю официальных м ер гос принуждения.

Административная ответственность  является самостоятельным видом  юридической ответственноси и характеризуется рядом общих и специальных признаков. Общие – средства охраны правопорядка реализация в регламентированном порядке, последствия виновного, противоправного деяния, осуждения лица его совершившего

Множество определние административная ответственность в бридич литературе позваляет определить его как реализацию предусмотренных административноых прав санкцуииосуществляющие по редствами применения уполномоченными субъектам, различных видов административных наказаний в отношению праовнаорушения.

 

Учитывая определнеи административной ответственности можно выделить раяд специфичесикх признаков, которые находятся в тесной связи с общими признаками:

    1. Основанием административной ответственности является административное правонарушение
    2. административная ответственности регламентировано на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Ст. 1.1 КоАП закреплено, что законоадпательство об административных правонарушений и принимаемый в соответствии с законами субъектов

Конституционные основы АП – административное законодательство относится к совместному ведению РФ и её субъектов

 

К ведению РФ в области  законодательства об административных правонарушениях относится:

    1. Установление общих положения и принципов законодельства об административных правонарушений
    2. Установление перечня вида административных наказаний и правил их применений
    3. Установление порядка административной ответственности по вопросам имеющим федеральное значение в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм регламентированных актами федерального уровня.
    4. Установление порядка производства по административным делам, в том числе мер обеспечения производства
    5. Установление порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний 

 

    1. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица
    2. За нарушение административного законодательства установлены следующие меры административной ответственности. 
      К ним относятся:
      1. Предупреждение
      2. Административный штраф
      3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
      4. Лишение специального права предоставленного физическому лицу
      5. Административный арест
      6. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
      7. Дисквалификация
      8. Административное приостановление деятельности
    3. Административные наказания применяются уполномоченными органами и должностными лицами в отношении субъектов которые им не подчинены.
    4. Меры административной ответственности применяются в соответсвии с законодательством, регулирующим производство п оделам об административных правонарушениях
    5. Упрощённость применения мер административной ответсвенности.
    6. Порядок действия законодательства об административных правонарушениях (ст.1.7 КоАП устанавливает что лицо совершившее административное правонарушение подлежит отвтетственности на основании закона который действовал во время его совершения. Закон смегчающий или отменяющий административную ответственность либо иным способом уменьшающим положение лиц, совершившего административного правонарушения. Имеет обратную силу т.е. распространяется на правонарушителя)

 

Перечисленные признаки позволяют  отграничить административную ответственность  от иных видов юридической ответственности

. таких как уголовные, дисциплинарные, гражданско-правовой и материальный.

Субъектами уголовной  ответственности могут быть только ФЛ. Круг органов способных назначить уголовное наказание ограничен только органами судебной власти

Дисциплинарную ответственность отличает то что её субъекты ФЛ состоящие в трудовых или служебных отношениях. Как правило привлечение к ней возможно за нарушение соответствующей дисциплины и при наличии признаков дисциплинарного проступка.

Процедура дисциплинарного  производства регламентируется ФЗнами, а также отдельными подзаконными нормативными правовыми актами.

Результатом привлечения  субъекта к дисциплинарной ответственности  является применение к нему мер дисциплинарного  взыскания.

Принципом административной ответственности относятся:

    1. Законность
    2. Равенство всех перед законом и судом
    3. Презумпция невиновности
    4. гарантированности судебной защиты
    5. Индивидуализации административной ответственности

 

Административное  правонарушение как основание административной ответственности.

 

В АП существует дискуссия  относительно основания административной ответственности.

Бытует мнение, что основаниями административной ответственности выступает :

    1. Система норм регулирующих ответственность
    2. Деяние конкретного субъекта и акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания
    3. Манохин полагает что достаточно выделять 2 основания:
      1. Закон, который выступает правовой основой реализации административной ответственности
      2. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

 

В соответствии со ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признаётся – противоправное, виновное деяние физического или юридического лица за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Из данного  определения можно выделить следующие  признаки административного правонарушения:

    1. Противоправность  - имеет место нарушение норм действующего законодательства и не только административного.
    2. Виновность – совершённое умышленно или по неосторожности
    3. Наказуемость – выражается в применении мер административной ответственности.
    4. Антиобщественный характер деяния ( общественно вредоносное деяние) -

 

Как правило административные правонарушения относятся к формальным, т.е. деяние выражается в нарушении установленных правил и имеет место только факт противоправного действия или бездействия, но не являются исключением и материальные составы, обязательным признаком которых является наступление неблагоприятных последствий.

 


 

От признаков административного  правонарушения следует отличать его состав, под которым понимается совокупность нормативно закрепленных элементов, позволяющих определить, что конкретное деяние относится к числу административно наказуемых.

 

Состав административного правонарушения включает такие элементы (признаки):

1)субъект

2)субъективная сторона

3)объект 

4)объективная сторона. 

 

Только при наличии всех признаков состава лицо может быть привлечено к административной ответственности. В литературе обращается внимание, на то, что в общей части КоАП содержаться признаки субъективной стороны и субъекта административных правонарушений. На уровне особенной части сосредоточены характеристики объекта и объективной стороны.

 

Субъект административного  права

 

Субъектом административного правонарушения могут быть:

  1. Физические лица
    1. Граждане РФ
    2. Иностранцы   Могут быть привлечены к административной
    3. Лица без гражданства        ответственности на общих основаниях, за                            исключением иностранных граждан обладающих специальным статусом и соответственно порядок их назначения к административной ответсвенности определяетсяс учётом международных договоров.
  2. Юридические лица

 

Физические лица, как субъекты административного правонарушения должны соответствовать двум критериям:

  1. Достижение возраста деликтоспособности
  2. Вменяемость

К административной ответственности  физические лица могут быть привлечены только по достижении ими 16 летнего  возраста на момент совершения ими  административно-наказуемого деяния. С учетом конкретных обстоятельств дела, и данных о лице – правонарушителе, в возрасте от 16 до 18 лет комиссии по делам несовершеннолетних, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему иных мер воздействия.

Невменяемость физического лица является основанием его освобождения от административной ответственности. В частности, на момент совершения правонарушения, оно не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий), либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Во многих случаях, особый административно-правовой статус физических лиц, обуславливает юридическую  возможность их привлечения к  административной ответственности. Специфика их статуса может быть связана с особым правовым положением, выполняемыми им функциями, состоянием здоровья и т.д.

По мнению Алехина: обуславливает  дополнительные основания для привлечения  к административной ответственности, для других ограничение применения её мер.

К субъектам с особым административно-правовым статусом относятся:

    • должностные лица
    • военнослужащие
    • граждане, призванные на военные сборы
    • граждане, имеющие специальные звания сотрудники ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и т.д.

 

Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти.

Должностное лицо должно быть в установленном порядке наделено распорядительными полномочиями в  отношении лиц не находящихся  в служебной зависимости от него.

К должностному лицу так  же относится лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции, в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных организациях, вооруженных  силах РФ, а так же других войсках  и воинских формированиях.

Совершившие административные правонарушения руководители в связи  с выполнением указанных функций, а также члены советов директоров, руководители организаций и т.д. несут административную ответственность  как должностные лица.

Лица совершающие предпринимательскую деятельность без формирования ЮЛ также несут ответвенность как должностные лица если иное не предусмотрено КоАПом

Объектом административного правонарушения выступает то, на что оказывается воздействие неправомерного деяния. В самом общем виде объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, которым наносится вред.

В теории административного  права предлагается объект административного  правонарушения подразделять на:

    1. общий - Под общим объектом понимаются общественные отношения, урегулированные нормами права, причем не только административного, но и охраняемые административно правовым механизмом.
    2. Родовой – опредедлённая разновидность общественных отношений соответствующая в определённой мере особенной части КоАПа.
    3. Видовой – более узкая сфера неправомерного посягательства.
    4. Непосредственный -

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"