- Основная форма ()
- Действия влекущие юридические последствия
- В зависимости от достигаемых
результатов
- Позитивное (издание индивидуальных ненормативных правовых актов)
- Негативная реакция государства (является следствие неправомерного поведения. Гос лишает или ограничивает гражданина в определённых правах и свободах)
- По направленности
- Те которые воздействуют на внешние общественные отношения в сфере гос управления
- Те формы которые воздействуют на внутреопаратное гос управление (начальник и подчинённый)
- По объёму правового регулирования
- Общие обязательные
- Отнесённые к конкретному субъекту (позволяет выделит индивидуальные ненормативные правовые акты)
- По характеру решения вопросов
- Процедурные
- Процессуальные
Есть разные понимания
в а\п литературе в понимании
административного процесса.
Есть 2 понимания:
- Узкий
- Широкий (Бахрах, Сорокин)
- По субъектному выражению
- Односторонние – действие государства, которое даёт указание каким-либо органам
- Двусторонние (многосторонние) – такие формы которые реализуют совместными действиями одновременно несколькими органами исполнительной власти
Выделения данного критерия
позволяет выделить кто является источником
деятельности
- В зависимости от инициативы
- Которые реализуются органами исполнительной власти по своей инициативе
- Инициатором которых является граждане.
- По условиям применения
- Те которые реализуются в обычных условиях
- ФГУ которые реализуются в чрезвычайных обстоятельствах
- Выделяются особенности
ФГУ в зависимости от объектов
управления
- Граждане и ЮЛ
- Частной собственности и индивидуальной собственности.
- По юридическому содержанию
- Предписывающие
- Запретительный
- Дозволительный
Правовые
акты управления.
Это те ФГУ которые подвержены
наибольшей юридической регламентации
Признаки, которые позволяют
разграничить данные ФГУ от других.
- ПАУ всегда являются юридическим вариантом управленческого решения
- Любой ПАУ издаётся только полномочным субъектом и только в пределах его компетенции определённой админ законодательством.
- В любом правовом акте отражается юридическая воля изъявления соответствующего субъекта исполнительной власти
- Любой правовой акт является императивным
- Любой правовой акт определяет правила должного поведения определённого круга лиц или не определённого.
- Любой правовой акт является подзаконным.
- Исходя из того что любой акт является подзаконным, то он занимает определённое место в системе н\п актов страны.
- Любой правовой акт как правило издаётся в письменной форме. Но как правило ряд актов может быть передан либо устно, либо путём конклюдентных действий.
- Любой ПАУ издаётся с учётом определённых процедур.
- Любой правовой акт может быть оспорен в предусмотренном законом порядке.
В случае несоблюдения содержащихся
в акте правовых предписаний возникают
отрицательные юридические послесдвия.
Правовой акт управления
– это основанное на законе одностороннее
юридически властное волеизъявление полномочного
органа исполнительной власти направленного
на установление а\а норм или возникновение,
изменении или прекращения а\п отнрощнеий
в целях реализации задач и функций исполнителдьной
влатси.
Виды
актов управления
Правовой акт является
основной разновидностью актов управления.
Он представляет
собой – основанное на законе одностороннее,
юридически-властное волеизъявление полномочного
субъекта направленное на установление
АП норам возникновение, изменение или
прекращение АП отношений в целях реализации
задач и функций государственной администрации.
Правовые акты определяют
правило должного поведения, являются
разновидностью «служебных документов»
и могут иметь письменную, устную
или конклюдентную форму.
Характерными чертами
правового акта безусловно как акта
управления является
- Подзаконность,
- правовой характер
- Императивность
- Авторитарность
Правовые акты носят официальный
характер, ими продолжаются права
субъектов, также они выступают
в качестве юридических фактов и
могут быть основаниями для издания
других актов управления.
По юр свойствам
правовые акты подразделяются на:
- Нормативные
- Индивидуальные
- Смешанные
По срокам действия:
- Бессрочные
- Срочные
- Временные
По территории:
- Федеральные
- Региональные
- Местные
По органам
их издавшим:
- Указы
- Постановления
- Распоряжения
- Инструкции
- Приказы
И т.д.
По предмету ведения
(по отраслевому критерию):
- Сельскохозяйственные
- Транспортные
- Информационные
- Военные
И т.д.
По характеру
компетенции:
- Общие
- Межотраслевые
- Отраслевые
- Специальные
ПО методам
принятие:
- Принятые коллегиально
- единолично
Правовые акты отличаются
от ряда служебных документов таких
как протоколы, справки, дипломы, которые
не соответствуют характерным признакам
правовых актов.
Основным критерием
классификации правовых актов является
их юридические свойства. В соответствии
с ним они подразделяются на:
- Нормативные - непосредственно выражают регулятивную функцию административного права по средствам их принятия:
- Обеспечивается механизм реализации конституционного и а\п статуса граждан и общественных объединений
- Конкретизируются нормы высшей юридической силы
- Определяются типовые правила поведения в сфере гос управления
- Определяются организационно-правовой статус элементов системы органов исполнительной власти подведомственной президенту или правительству РФ.
- Устанавливаются необходимые ограничения и запреты. Возлагаются специальные обязанности и предоставляются соответствующие права, реализуемые в сфере гос управления.
- Определяется порядок совершения определённых действий исполнительно-распорядительного характера
- Осуществляется охрана установленного в сфере гос управления порядка отношений.
- Индивидуальные – право-исполнительные, распорядительные акты. Они выражают конкретное юридически-властное волеизъявление органа исполнительной власти его должностного лица. Ими решаются индивидуальные дела в области управления, формулируется конкретный адресат. Индивидуальные акты также являются юр фактами обеспечивая оперативное воздействие на объект управления. Могут использоваться для реализации норм иных отраслей и должны приниматься в соответствии с административным законодательством.
Правовые акты
управления также могут классифицироваться
по их наименованию:
- Указы и распоряжения президента РФ
- Постановление и распоряжение правительства РФ
- Постановление, приказы, распоряжение, инструкции, правила, положения и т.д. издающиеся ФОИВ.
- Указы (постановления и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ)
Требования
предъявляемые к актам гос управления.
- Основным требованием к их содержанию является то что они не должны противоречить конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, т.е. административному законодательству понимаемому в узком смысле.
- Они должны издаваться полномочными органами, чётко выражать цели, задачи, а также юридические последствия вызываемые их изданием.
- Не нарушать или ограничивать компетенцию правовой статус и оперативную самостоятельность нижестоящих организаций и их подразделений.
- Издаваться в строгом соответствии с установленными процедурами
- Быть рациональными и научно обоснованными.
Акты с административной
санкцией издаются законодательными органами
РФ, действуют на всей территории РФ
и имеют общенормативный характер.
Региональное административное законодательство
в этой части должно соответствовать требованиям
сформулированными КоАПом РФ.
Акты гос управления презюмируются
как изданные в соответствии с
действующим законодательством. В
отношении них действуют и
другие презумпции.
Это :
- презумпция невиновности,
- презумпция легальности действий осуществляемых в рамках законности
Требования к актам
управления по своему содержанию носят
социально-политический, организационно-правовой,
культурологический и организационно-технический
характер.
Подписанный правовой акт
должен иметь обязательные реквизиты:
- Наименования органа издавшего его
- Наименование и его название
- Дата его подписания (утверждения)
- Его номер
- Печать, штамп
- Наименование должности и фамилия лица его подписавшего.
Несоблюдение установленных
требований может послужить основаниями
для их приостановление действия
и отмены.
Наиболее типичными
вариантами оспаривания актов управления
является:
- Опротестование – принесение протестов на акты должностных лиц органами прокуратуры.
- Обжалование – в судебном порядке гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы.
Типичные случае приостановление
и исполнения правовых актов управления
- Президент РФ вправе приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституции и ФЗ.
- Правительство РФ вносит предложение президенту о приостановлении действия актов региональных органов исполнительной власти в случае их противоречия федеральному законодательству, международным обязательствам РФ. А также нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- Принесение протеста прокурора на постановление о назначении административного наказания, что приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.
Методы
гос управления.
Понятие
и классификация методов гос
управления
Одной из категорий характеризующих
гос управление являются методы реализации
исполнительной власти. Наряду с формой
гос управления они призваны показать
с помощью каких основных приёмов в
РФ осуществляется гос управление. По
мнению Козлова именно в методах проявляется
содержание гос деятельности по управлению
экономической, социально-культурной
и административно-политической сферами.
Метод гос управления в
а\п литературе определяется неоднозначно.
Старилов полагает, что
под ним необходимо понимать правовое
средство, их совокупность обеспечивающие
достижение цели, решения задач и
осуществление функций гос управленческой
деятельности.
По мнению Дмитриева метод
гос управления это определённый
приём властного воздействия
субъекта на объект управления, по средствам
которого и реализуется гос управление.
Манохин предлагает метод
управленческой деятельности отождествлять
с характером волеизъявлением 1ого
участника в отношении другого.
Методы гос управления
характеризуются следующими специфическим
и чертами:
- Применяются органами исполнительной власти
- Порядок их применения нормативно обусловлен
- Динамизм и подвижность
- Используются только в управленческой деятельности
- Обеспечивают гос управления
- Зависят от субъективных факторов, хотя носят объективный характер
- Их выбор обусловлен особенностями объекта управления
- Отражает характер связи между субъектом и объектом гос управления
- Выражают публичный интерес в регулируемых АП общественных отношений
Методы управления и методы
правового регулирования, способы
регулирования не могут быть отождествлены.
Поскольку методы правового регулирования
содержит набор правовых средств (нормы,
правоотношения, нормативные и индивидуальные
акты, правопонимание, правосознание и
т.д.) при помощи которых осуществляется
регулятивное воздействие на общественное
отношение.