Курс лекций по "Административное праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:07, курс лекций

Краткое описание

Формы государственного управления.
Характерные особенности административного правонарушения.
Административный процесс.
Меры адмиистративно-процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Ответственность военнослужащих.

Файлы: 1 файл

3 курс АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Бежанов Валерий Оганезович

07.09.2012

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВННОГО  УПРАВЛЕНИЯ

Содержание – совокупность элементов, процессов, связей, отношений его образующих.

Форма – внешнее проявление, структура содержания.

Государственное управление (ГУ) – деятельность, осуществляемая органами государства от его имени, носит официальный характер, имеет юридическое значение и в силу этого требует в большинстве случаев официального оформления, т.е. ведется в определенных формах, под которыми понимаются виды действий органов государственного управления с точки зрения их внешнего выражения.

Формы ГУ:

  • правовые;
  • не правовые (НЕ = неправомерные).

Правовые формы ГУ:

  • публично-правовые;
  • частно-правовые.

По содержанию формы ГУ бывают:

  • правоприменительные;
  • правоустановительные;
  • правоохранительные;
  • юрисдикционная.

В зависимости  от направленности деятельности субъектов:

  • внутренние 
    для решения вопросов внутри организационной деятельности внутри органов управления;
  • внешние

обеспечивающие осуществление  органами управления присущих им функций  по отношению к другим не входящим в её систем управления органам, организациям и гражданам.

В зависимости  от способа выражения:

  • словесные:
    • письменные;
    • устные;
  • конклюдентные

знаки, сигналы, жесты, движения властвующего субъекта.

К специфическим  формам ГУ можно отнести такие  документы, как:

  • доктрины;
  • концепции;
  • программы;
  • проекты.

Правовые формы  ГУ связаны с компетенцией субъекта управления и являются в безвестном смысле частью этой компетенции.

Виды правовых форм ГУ:

  1. Нормативные акты.
  2. Индивидуальные акты управления.
  3. Административные договоры.
  4. Предусмотренные законодательством обязательные отчеты (обратная связь).
  5. Другие юридически значимые действия:
    • ответы на запросы;
    • обращения;
    • совершение некоторых нотариальных действий;
    • выполнение ряда функций органов ЗАГС.

21.09.2012

Характерные особенности  административного правонарушения

  1. Как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами принудительных мер.
  2. Применение принудительных мер не всем субъектами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены полномочиями на осуществление правоохранительных функций в сфере гос. управления.
  3. Применение принудительных мер к лицам в непосредственном (служебном) подчинении у субъектов исполнительной власти.
  4. Применение принудительных мер в целях обеспечения соблюдения правовых норм, но формулирующих общеобязательные правила поведения в сфере гос. управления и не имеющие ведомственных границ.

Меры административного  предупреждения

  1. Контрольные проверки.
  2. Досмотр вещей, багажа, ручной клади.
  3. Досмотр транспортных средств.
  4. Личный досмотр.
  5. Проверка документов.
  6. Административное задержание (фактическое и процессуальное).
  7. Введение карантина (административный режим).
  8. Прекращение движения транспорта, пешеходов.
  9. Медицинское освидетельствование (водители, работники дет. садов, врачи, по факту совершения правонарушения).
  10. Освидетельствование состояния объектов (санитарного и техники безопасности).
  11. Надзор за соблюдением ПДД.
  12. Надзор за соблюдение правил противопожарной безопасности.
  13. Закрытие участков государственной и таможенной границы.
  14. Реквизиция имущества.

Мера административного  пресечения

  1. Требования прекратить противоправные действия.
  2. Непосредственное физическое воздействие (применение физической силы).
  3. Применение специальных средств (резиновые палки, наручники, водометы и т.д.).
  4. Применение оружия.
  5. Задержание и доставление правонарушителя.
  6. Принудительное лечение.
  7. Временное отстранение от работы.
  8. Запрещение эксплуатации ТС, помещений, механизмов, устройств, приспособлений.
  9. Запрещение движения.
  10. Закрытие объектов.
  11. Запрещение провоза в транспорте легковоспламеняющихся, взрывоопасных, ядовитых и др. веществ и предметов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ПРОЦЕСС

Процесс – ряд последовательно совершаемых действий для достижения определенной цели.

Исполнительная власть всегда реализуется в деятельности разнообразной, многоплановой, многослойной и подчиненной  общему режиму, ритму, содержащей в  себе логику, отличающейся последовательностью. 
→ гос. управление носит процессуальный характер.

Отличительные качества АПроцесса:

  1. Юридическая гласность.
  2. Односторонность.

Процесс управления подразумевает  реализацию материальных норм, издаваемых многими органами, что говорит  о разрозненности АП как отрасли; 
АПроцесс – совокупность управленческих процедур и регулирующих их процедурных правил. Вся деятельность

Характер АПроцесса:

  1. Законотворчество.
  2. Правотворчество.
  3. Нормотворчество.

Процесс по отношению к  органам исполнительной власти: правоприменительный, в т.ч. правоустановительный, а также правоохранительный, в т.ч. юрисдикционный.

05.10.12

АПроцесс – сама управленческая деятельность, при этом, говорится о функции и о стадиях.

Спор не может быть юридическим  фактом, с которого начинается управленческое действие.

Процесс рассматривается  как правоприменительный, правоустановительный, юрисдикционный характер. В рамках правоприменения возможно издание нек. актов. Любой АПроцес рассматривается как целостный. Процесс всегда начинается с правоотношения. Может быть бессрочным, срочным и разовым.

В процессе может участвовать  различное кол-во субъектов.

Виды административных производства:

  1. процедурные: здесь нет деликта (правонарушения)
    • регистрационная
    • разрешительная
    • лицензионная
    • квотирование
    • издание ПА управления

Строго урегулировано. Напрямую соотносится с полномочиями.

    • согласительная

На выходе всегда появляется акт управления.

    • поощрительная
  1. юрисдикционные
    • по делам об АПравонарушениях

Есть возможность решать параллельно вопросы и возмещения ущерба, и наказания.

ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан (высшие гос. лица – рассматривается незамедлительно; гражданин до месяца; военнослужащий при переводе в гарнизон до недели; сокр. сроки до 15 дней)

    • по дисциплинарным проступкам
    • по делам о возмещении в АПорядке мат. ущерба
    • по жалобам, заявлениям, предложениям
    • по различным спорам, касающимся прав физ. и юр. лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти

ПРИНЦИПЫ АПРОЦЕССА

  1. Законность.

Лицо должно быть уполномочено совершать определенные действия. Полномочия должны быть закреплены в соответствующих актах.

  1. Презумпция невиновности.

Должно быть вступившее в силу решение суда.

  1. Материальность истины.

Истина – (субъективна) отражение реальной действительности в сознании человека.

Доказательства, документы.

  1. Публичность, доступность, гласность, открытость.
  2. Равенство сторон перед законом.
  3. Ведение дел на национальном языке (государственный).

Делопроизводство и судебное производство.

  1. Экономичность и эффективность.

А на самом деле никакой  экономичности и эффективности (все  от лукаваго).

Эти условия выполняются  при соблюдении сроков (процессуальные сроки).

Решение всех проблем качественно  и в один заход.

  1. Ответственность государственных органов и должностных за надлежащее ведение процесса.

СУБЪЕКТЫ АПРОЦЕССА

Субъекты процесса – субъекты права, которые при наличии необходимых юридических качеств (правосубъектность) и соответствующих обстоятельств (юр. факты) могут рассматриваться как потенциальные участники конкретного производства.

Участники процесса – субъекты процесса, которые либо непосредственно, инициативно участвуют в конкретном производстве, либо привлекаемые к участию в нем.

Стороны процесса – участники процесса, отстаивающие противоположный интерес, являющиеся инициаторами, если в данном случае инициатива не принадлежит органу рассматривающему и завершающему дело.

19.10.2012

СУБЪЕКТЫ, УЧАСТНИКИ, СТОРОНЫ – уже было до этого

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА (административно-юрисдикционные)

  • лицо, в отношении которого ведется производство

признается таковым с  момента установления факта совершения им правонарушения

  • потерпевший

лицо, которое претерпело какие-л. последствия противоправного поведения;

лицо может получить документ, которым это подтверждается

  • законные представители юр/физ лица

лицо, которому выдана доверенность действовать от имени юр. лица (как  правило юрисконсульт)

для физ. лиц, как правило  адвокат, юрист, член общ. организации,

  • защитник и представитель
  • свидетель

1) очевидец;

2) иное лицо, не является  очевидцем, но обладает важной  информацией для дела;

3) все ниже перечисленные  участники также могут быть  свидетелями 

  • понятой

незаинтересованное лицо, которое участвует в различных  процессуальных действиях;

протоколы утверждаются подписями  понятых, потом могут взывать  в суд для дачи разъяснений

  • специалист

лицо, обладающее глубокими  познаниями в какой-либо области

в отличие от эксперта, дает пояснения в процессе решения  дела

  • эксперт

ему поручается проведение экспертизы, результат которой оформляется  документом «Заключение эксперта»;

ответы ему ставятся судьей или другим лицом, которое расследует дело по существу;

эксперт, как и специалист, может отказаться от проведения экспертизы, если материал некачественен или  материала недостаточно (отказ тоже оформляется в заключении)

  • переводчик
  • прокурор

не является обязательным участником процесса;

включается, когда имеется  обращение к нему участников процесса.

см. КоАП

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

  • всесторонность, полнота и объективность исследования материалов дела
  • государственный язык
  • обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту
  • индивидуализация наказания
  • неотвратимость наказания
  • применение к правонарушителю справедливых мер воздействия
  • реальность исполнения наказания

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПОРУШЕНИЯХ

  • отсутствие события правонарушения (факта)
  • издание акта амнистии
  • отмена акта, устанавливавшего ответсвенность
  • истечение к моменту рассмотрения дела сроков давности привлечения к административной ответственности
  • истечение срока давности исполнения постановления
  • наличие по тому же факту постановления о наложении административного наказания
  • постановление о возбуждении уголовного дела

ДОКОЗАТЕЛЬСТВА  ПО ДЕЛАМ ОБ АДМНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

  • показания свидетелей
  • показания потерпевшего
  • объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности
  • зафиксированные показания специальных технических средств
  • заключение эксперта, разъяснение специалиста
  • вещественные доказательства
  • протокол об административном правонарушении
  • протокол досмотра, осмотра лица, ТС, об изъятии вещей и документов
  • документы (удостоверяющие личность и др.)
  • акт о состоянии
  • ответы на поручения и запросы по делу (полученные сведения)
  • данные специальных учетов

Информация о работе Курс лекций по "Административное праву"