Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)
    1. Нормотворческая – принятие НПА на основании и во исполнение К-ции, ФКЗ, ФЗ; обязательных для исполнения ОГВ, МСУ, их должностными лицами, ЮЛ и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц.
    2. Контрольно-надзорная – включает:
      1. Осуществления действий по контролю и надзору за исполнением ОГВ, МСУ, должностными  лицами, ЮЛ, ФЛ установленным действующим законом общеобязательных правил поведения.
      2. Выдача ОГВ, МСУ, их ДЛ разрешений (лицензий) на осуществления определённого вида деятельности или конкретных действий ЮЛцами и гражданами.
      3. Регистрация актов, документов, правовых объектов + издание индивидуальных правовых актов
    3. Управление гос имуществом – осуществления полномочий собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятием, федеральным казённым предприятием  и гос учреждением, подведомственным  федеральному агентству + управление находящееся в федеральной собственности акциями ОАО.
    4. Оказание гос услуг – представление ФОИВ непосредственно или через подведомственные им гос учреждения подведомственно или по регулирующим государством ценам услуг гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, соц защиты населения.  И иных областей предусмотренных ФЗнами.

 

Соотношение понятий «орган гос власти», «орган исполнительной власти», «орган гос управления».

 

 

 

 

 

 


 

Основными органами образующими систему федеральных органов исполнительной власти являются

    1. федеральные министерства,
    2. федеральные службы и
    3. федеральное агентство

 

Федеральные службы и агентства делятся на следующие виды:

    1. Имеющие самостоятельный статус (они не входят в структуру какого-то либо министерства), которые подчиняются президенту РФ.
    2. Имеющие самостоятельный статус и подчиняющиеся правительству РФ
    3. Входящие в состав министерств руководства которыми осуществляет президент РФ.
    4. Подчиняющиеся министерства руководства которыми осуществляет правительство РФ,

 

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия непосредственно или через систему  территориальных подразделений. Территориальные  подразделения как правило организуются исходя из деления РФ на её субъекты.

Законодательные основы существования  территориальных органов исполнительной власти предопределенны прежде всего конституцией РФ (ст. 72).

В соответствии со ст. 78 Конституции, обеспечивается возможность реализации права федеральных органов исполнительной власти. Для осуществления своих  полномочий на создание таких территориальных  органов и назначение соответствующих  должностных лиц.

Территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти РФ. И осуществляют свою деятельность под руководством федеральных органов  исполнительной власти.

По вопросам входящим в  компетенцию субъектов РФ они  должны взаимодействовать с исполнительными  органами, с соответствующими органами исполнительной власти субъекта федерации.

Территориальные органы в  своей деятельности прежде всего руководствуются актами федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам отнесенным к субъектам РФ их правовыми актами. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ.

Территориальные органы участвуют  в соответствии с профилем своей  деятельности выработки мер и  способствуют государственному регулированию  социально экономического, административно-политического  развития регионов, участвуют в совместной работе с региональными органами по вопросам реализации экономической, административной и иных реформ, информируют  федеральные органы о своей работе.

 

Система федеральных органов  исполнительной власти определенна одноимённым указом президента РФ.

В соответствии с ним в  структуре этих органов выделяются:

    1. Федеральные министерства (5), федеральные службы (5) и федеральные агентства руководства деятельностью которых осуществляет президент РФ, федеральные службы (6) и федеральные агентства подведомственные этим федеральным министерствам. 

К ним относятся:

      1. Министерство внутренних дел (подчиняются президенту РФ)

Его подведомственно: федеральная  миграционная служба

      1. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.(нет подведомственных)
      2. Министерство иностранных дел

Одни подведомственный орган: федеральное агентство по делам  СНГ, соотечественников проживающих  за рубежом и по международному гуманитарному  сотрудничеству.

      1. Министерство обороны РФ
        1. Федеральное агентство специального строительства
        2. Федеральная служба по оборонному заказу
      2. Министерство юстиций
        1. Федеральная служа исполнения наказаний
        2. Федеральная служба судебных приставов
      3. Государственная фельдъ егерская служба.
      4. Служба внешней разведки
      5. ФСБ
      6. Федеральная служба охраны
      7. Главное управление специальных программ президента
      8. Федеральные служба по контролю за оборотом наркотиков
      9. Управление делами президента (агентство)
    1. Федеральные министерства (13) руководства деятельности которых осуществляет правительство РФ, а также федеральные службы (17) и федеральные агентства (15) подведомственные этим федеральным министерствам.
      1. Министерство здравоохранения и социального развития
        1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
        2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
        3. Федеральная служба по труду и занятости
        4. Федеральная медико-биологическое агентств
      2. Министерства по природным ресурсам и экологии.
        1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
        2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (осуществляет виды контроля за природоресурсным законодательством)
        3. Федеральное агентство водных ресурсов и
        4. Федеральное агентство по недропользованию
        5. И т.д.
    1. Федеральные службы и федеральные агентства (7) руководства деятельностью которых осуществляет правительство РФ.
      1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
      2. Федеральная таможенная служба
      3. Федеральная служба по тарифам
      4. Федеральная служба по финансовому мониторингу.
      5. Федеральная служба по финансовым рынкам
      6. Федеральная космическое агентство.
      7. Федеральное агентство по обустройству государственной границы
      8. Федеральное агентство по рыболовству
      9. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
      10. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
      11. Федеральное агентство лесного хозяйства

 

Ст. 17 ФЗ «об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» устанавливает, что в субъекте РФ устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии с Конституцией в пределах предмета ведения федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

 

Структура исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ определяется высшим должностным  лицом этого субъекта в соответствии с уставом или конституцией субъекта РФ.

 

Полномочия  президента РФ в области государственного управления.

(САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Правовое положения правительства РФ. Состав, полномочия и порядок деятельности

(САМОСТОЯТЕЛЬНО)

 

Правовое положения федеральных министерств

 

Федеральные министерства являются федеральным органами исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию  в установленной актами президента или правительства в сфере  деятельности.

 

Его возглавляет входящий в состав правительства РФ министр.

Административно-правовой статус министерства представляется в 2 аспектах

    1. Оно действует в установленной сфере деятельности
    2. Выступает координатором этой сферы деятельности

 

На основании и во исполнении Конституции РФ и иных федеральных н\п актов министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в подведомственной сфере за исключением вопросов регулирование которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, ФЗ, актами президента или правительства РФ.

В установленной сфере  деятельности федеральное министерство не в праве осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению гос имущества, кроме случаев установленных указом президента РФ или постановления правительства.

 

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

В этих целях федеральный  министр осуществляет следующие  функции:

    1. Утверждает ежегодный план и показатели деятельности подведомственных федеральных служб и агентств.
    2. Вносит в правительство РФ по представлению подведомственных структур проект положения о службе или агентстве, в том числе их штатной численности и фонде оплаты труда их работников.
    3. Вносит в Минфин предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных служб или агентств.
    4. Вносит в правительство проекты н\п актов относящихся к сфере деятельности министерства, его служб или агентств, если принятие таких нормативных актов отнесено к компетенции правительства РФ.
    5. Во исполнение поручения президента или председателя правительства даёт поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение
    6. Назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных служб или агентств
    7. Осуществляет иные функции.

 

Федеральные министры руководства  деятельность, которых осуществляет президент, назначаются и освобождаются  от должности, как и его замы, президентом  РФ, им также утверждается положение о министерстве и определяется порядок взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ решает вопросы  с обязательным участием федеральных  министров или представителей федеральных  министерств к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлению своих  полномочий федеральные министры подотчётны правительству РФ, а по вопросам отнесённым к компетенции президента подотчётны и президенту РФ.

 

Правовое  положение федеральных служб.

 

 


Федеральная служба … . Она осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности + специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и обороны гос границы, борьба с преступностью и обеспечение общественной безопасности.

Федеральная служба возглавляется  её руководителем  (директором).

В своей деятельности по надзору в установленной сфере  может иметь статус … органа.

В пределах своей компетенции  федеральная служба издаёт индивидуальные правовые акты на основании и в  соответствии с ФЗконом, в том числе В соответствии с НПА федерального министерства осуществляющие координацию и контроль деятельности федеральных служб.

Федеральная служба может  быть подведомственна президенту РФ или находится в ведение правительства  РФ.

Федеральная служба не в  праве осуществляеть нормативно-правовое регулирование в подведомственной сфере, кроемее случаев, предусмотренных указами президента РФ или постановлениями правительства РФ.

 

 


 

Федеральная служба агентств.

 

Она осуществляет функции  по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

 

Федеральная служба управляется  её руководителем (директором). В своей  деятельности по надзору в установленной  сфере может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции  федеральная служба излаёт индивидуально-правовые акты на основании ив соответствии с федеральным законодательством в том числе в соответствии с н\п актами федерального министерства осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы.

Федеральная служба (ФС) может быть подведомственная президенту РФ или находится в ведении правительства РФ.

ФС не в праве осуществлять нормативно-правовое регулирование  в подведомственной сфере, кроме случаев предусмотренных указами президента или постановлениями правительства РФ.

ФС по надзору не в праве осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

Федеральные агентства (ФА) также являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют в установленной сфере функции  по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительной функцией, за исключением функции по контролю и надзору.

ФА также возглавляется  руководителем, хотя также и не исключается  возможность руководства её деятельностью  коллегиальным органом.

ФА наделены полномочиями по изданию индивидуально-правовых актов, они должны изданы в соответствии с настоящим законодательством.

ФА не в праве осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также контрольно-надзорные функции в подведомственной сфере деятельности, за исключением случаев указанным президентом или правительством РФ.

В организационном отношении  ФА прежде всего социально-экономического профиля подчинены непосредственно правительству РФ, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении контрольно-надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

 

Органы  местного самоуправления как субъекты АП.

 

МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных федеральным и региональным законодательством самостоятельная и под свою ответственность решение населения непосредственно или через систему местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и местных традиций.

МСУ осуществляется на всей территории РФ городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских  округах и на внутригородских  территориях городов федерального значения.

Полномочия государственных  органов федерального и регионального  уровня в области МСУ разграничены федеральным законом «об общих  принципах организации МСУ»

 

Например к компетенции федеральных органов относится:

    1. Правовое регулирование по предметам ведения прав, обязанностей и ответственности федеральных органов гос. власти, их должностных лиц, а также органов гос. власти и должностных лиц регионального уровня в области МСУ
    2. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц, при осуществлении отдельных гос. полномочий, которыми органы МСУ наделены ФЗнами

 

Федеральные органы государственной  власти в отношении муниципальных  образований и органов МСУ  также наделены контрольными полномочиями в отношении указанных субъектов  делегированных государственных полномочий.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"