Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций
Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.
В литературе существует и иной подход к системе АП, который её отождествляет с совокупностью 3 подсистем:
Соотношение
АП с другими отраслями
Соотношение отраслей – это выявление общих и особенных положений, присущих им. Традиционно соотношение отраслей проводится по предмету, принципу и их источникам.
Соотношение с КП.
КП является базисной отраслью,
которая обеспечивает формирование
конституционных основ
АП в известной степени развивает и конкретизирует положения конституции РФ. К таким положениям основного закона относятся нормы устанавливающие:
Кроме того АП и КП объединяет их публично-правовая природа. Органическая связь между отраслями интеграция их норм не влияет на их самостоятельность поскольку АП собственно как и КП присуще все признаки самостоятельной правовой отрасли.
Соотношение с ГП.
Общим для данных отраслей является, то что их нормы опосредуют имущественные отношения. Дифференциация отраслей обусловлена особенностями правового регулирования этих отношений.
В соответствии с ст. 2 ГК
к имущественным отношения
Эта норма обусловлена тем, что нормы ГП регулируют имущественные отношения основанные на равенстве сторон и свободном волеизъявлении.
Для АП характерной чертой является подчинённость одного субъекта другому и властный характер отношений. В большинстве случаев органы гос. управления выступают субъектами имущественных отношений именно как органы управления а не как субъекты гражданских прав.
В литературе имущественные
отношения регулируемые административно-правовыми
нормами называют имущественно-организационными
или административно-
ГП и АП имеют достаточное
количество точек соприкосновения
поскольку в плоскости
Кроме того администротивно-правовые акты могут выступать в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающие гражданские правоотношения.
Соотношение с трудовым правом.
АП устанавливает полномочия
органов исполнительной власти в
сфере регулирования социально-
Установление компетенции органов, их системы полномочий осуществляющих контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства является сферой действия административно-правовых норм.
Существует проблема разграничения норм трудового и административного законодательства о гос. службе. Стоит отметить. Что социально трудовые отношения субъектами которых является работник и работодатель, опосредуются трудовым законодательством.
В случаях когда сторонами отношений выступает работник и орган управления (наниматель) соответственно применяются общие нормы о государственной службе в РФ и специальные нормы о государственной гражданской службе, правоохранительной и военной службе.
В соответствии со ст. 11 трудового кодекса на гос. гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями предусмотренными законодательство РФ и её субъектов о гос. гражданской службе.
Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Соотношение с финансовым правом.
Фактически финансово
распорядительная деятельность государства
является видом исполнительно-
Стоит подразделять отношения управления финансовыми средствами (плоскосмть административно-правового регулирования) и собственно финансовые (окомулирование, распределение, перераспределение финансов) которых находятся в сфере регулирования финансового права.
Соотношение с УП
Общность положения отраслей УП и АП обусловлено во многом эдентичным объектом административных правонарушений и преступлений. В установленных УК случаях наступает уголовная ответственность, а административная ответственность наступает в случаях предусмотренных КОАПом и законом РФ «Об административных правонарушениях»
Формирование и развитие науки АП. Наука АП и наука управление.
Административное право – как правовая дисциплина и самостоятельная отрасль права начала формироваться в процессе исторического развития гос. аппарата в 15-16 вках.
Изначально АП рассматривалось как полицейское право, «наука полиции», «Наука права внутреннего управления».
Основателями науки «
Полицейское право по мнению Бельского на первоначальном этапе регулировало как охранительные так и некоторые управленческие общественные отношения, которые на первоначальном этапе были неразрывно связанны. Во 2ой 1\2 19 века от полицейского права отделяются такие разделы, как: «Органы исполнительной власти», «государственная служба», «Административная юстиция», что безусловно расширяло понятие гос. управления и являлось фундаментом для формирования АП.
С другой стороны понятие
полиция постепенно сужалась и становилась
содержанием явления
Герюжинский указывал в своё время что термин полиция имеет греческое происхождение и буквально означает городское, государственное устройство.
С конца 14 века изначально его стали употреблять во Франции, а затем и в Германии, понимая элементы общественного прядка, общественное благополучие, а так же правительственную деятельность, направленную на его обеспеченность.
По мнению Старилова основными предпосылками становления и формирования АП с учётом накопленного исторического опыта стали следующие факторы:
Родиной административного права считается Франция. Административно-правовые нормы стран континентальной правовой системы, регламентирует прежде всего организацию системы гос. управления, их взаимно, а также опосредуют отношения между административными учреждениями и гражданами, внутреннюю структуру и правовой статус.
В отличии от континентально-правовой системе в англо саксонской правовой системе АП стала развиваться как самостоятельная отрасли немного позднее. В Великобритании в отношении органов гос. управления применялись нормы общего права. В конце 19 века, необходимость создания АП была обоснованна в США. На этот период приходятся процессы монополизации экономики, что потребовало новых методов управления и создания органов, выходящих за рамки традиционного понимания исполнительных органов.
В 1887 году закон «о междуштатной торговле» учредил первое независимое агентство – комиссию по междуштатной торговле. В отличии от федеральных департаментов комиссия была наделена не только исполнительными. Но и нормотворческими и квазесудебными полномочиями. Это противоречило конституционным предписаниям, поэтому регулирования деятельности независимых агентств не могло быть отнесено к сфере КП. Широкое распространение подобных органов обусловило появление специального законодательства и особой отрасли – АП.
В советский период гос. управление рассматривалось в следующем контексте:
Что касается АП и науки управления, то по мнению Воловича АП (как наука) исследует общественные отношения связанные с обеспечением организованности, дисциплины, инициативы и координации. Наука управления изучает организацию и управление как целенаправленное функционирование определённым образом упорядоченных систем на основе анализа функции управления, научно обоснованной стратегии, тактики и цели управления.
Административно правовые нормы (АПН)
Понятие. Особенности и виды АПН
Учитывая общепринятое определение «права» в теории АПН можно определить как:
АПН свойственны как общие так и специфические черты.
К общим относятся, то что АПН:
К специфическим признакам относятся:
Идентичных признаков придерживается Алёхин
По мнению Козлова приведённый список следует дополнить с тем что:
Однако последний признак за частую не рассматривается поскольку признаётся иерархичность АПН, т.е. признаётся их закрепления на уровне конституции РФ, а также законов, а не только на уровне подзаконных н\п актов.
Учитывая изложенное АПН определяются как общеобязательное правило поведения носящее преимущественно императивный характер, опосредующее отношение в сфере гос. управления внутриорганизационной деятельности органов власти. Носящее публичный характер обеспеченную принудительной силой государства.
АПН могут быть классифицированы по различным основаниям:
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"