Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

В литературе существует и  иной подход к системе АП, который  её отождествляет с совокупностью 3 подсистем:

    1. Управленческое право
    2. Полицейское право (представлено КоАПом РФ)
    3. Административная юстиция

 

 

Соотношение АП с другими отраслями российского  права.

 

Соотношение отраслей – это выявление общих и особенных положений, присущих им. Традиционно соотношение отраслей проводится по предмету, принципу и их источникам.

 

Соотношение с КП.

КП является базисной отраслью, которая обеспечивает формирование конституционных основ различных  отраслей в том числе и АП.

АП в известной степени  развивает и конкретизирует положения  конституции РФ. К таким положениям основного закона относятся нормы  устанавливающие:

    • Конституционный строй
    • Основы правового положения личности
    • Устройство и организацию государственной власти
    • В частности её такой ветви как исполнительной
    • Принципы взаимодействия органов входящих в неё.

 

Кроме того АП и КП объединяет их публично-правовая природа. Органическая связь между отраслями интеграция их норм не влияет на их самостоятельность поскольку АП собственно как и КП присуще все признаки самостоятельной правовой отрасли.

 

 

Соотношение с ГП.

Общим для данных отраслей является, то что их нормы опосредуют имущественные отношения. Дифференциация отраслей обусловлена особенностями правового регулирования этих отношений.

В соответствии с ст. 2 ГК к имущественным отношения основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том числе к административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством в широком смысле.

Эта норма обусловлена  тем, что нормы ГП регулируют имущественные  отношения основанные на равенстве сторон и свободном волеизъявлении.

Для АП характерной чертой является подчинённость одного субъекта другому и властный характер отношений. В большинстве случаев органы гос. управления выступают субъектами имущественных отношений именно как органы управления а не как субъекты гражданских прав.

В литературе имущественные  отношения регулируемые административно-правовыми нормами называют имущественно-организационными  или административно-имущественными.

ГП и АП имеют достаточное  количество точек соприкосновения  поскольку в плоскости регулирования  административно-правовых норм находятся  ряд процедур имеющих гражданско-правовое значение. (например: лицензирование; гос. регистрация юридических лиц, сделок с недвижимостью и т.д.)

Кроме того администротивно-правовые акты могут выступать в качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающие гражданские правоотношения.

 

Соотношение с трудовым правом.

АП устанавливает полномочия органов исполнительной власти в  сфере регулирования социально-трудовых отношений, в том числе и порядок  принятия актов опосредующих отношение  наёмного труда.

Установление компетенции  органов, их системы полномочий осуществляющих контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства является сферой действия административно-правовых норм.

Существует проблема разграничения норм трудового и административного законодательства о гос. службе. Стоит отметить. Что социально трудовые отношения субъектами которых является работник и работодатель, опосредуются трудовым законодательством.

В случаях когда сторонами отношений выступает работник и орган управления (наниматель) соответственно применяются общие нормы о государственной службе в РФ и специальные нормы о государственной гражданской службе, правоохранительной и военной службе.

В соответствии со ст. 11 трудового  кодекса на гос. гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями предусмотренными законодательство РФ и её субъектов о гос. гражданской службе.

Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

 

Соотношение с финансовым правом.

Фактически финансово  распорядительная деятельность государства  является видом исполнительно-распорядителной деятельности государства.  Их правовое регулирование основано на использовании административно правового метода, способы гос. управления бюджетно-финансовыми средствами тождественны админисративно-правовым (общим), которые свойственны в целом государственному управлению.

Стоит подразделять отношения  управления финансовыми средствами (плоскосмть административно-правового регулирования) и собственно финансовые (окомулирование, распределение, перераспределение финансов) которых находятся в сфере регулирования финансового права.

 

Соотношение с УП

Общность положения отраслей УП и АП обусловлено во многом эдентичным объектом административных правонарушений и преступлений. В установленных УК случаях наступает уголовная ответственность, а административная ответственность наступает в случаях предусмотренных КОАПом и законом РФ «Об административных правонарушениях»

 

Формирование  и развитие науки АП. Наука АП и наука управление.

 

Административное право  – как правовая дисциплина и самостоятельная  отрасль права начала формироваться  в процессе исторического развития гос. аппарата в 15-16 вках.

Изначально АП рассматривалось  как полицейское право, «наука полиции», «Наука права внутреннего управления».

Основателями науки «полицейское право» являются: Юсти и Зоненфельс.

Полицейское право по мнению Бельского на первоначальном этапе регулировало как охранительные так и некоторые управленческие общественные отношения, которые на первоначальном этапе были неразрывно связанны. Во 2ой 1\2 19 века от полицейского права отделяются такие разделы, как: «Органы исполнительной власти», «государственная служба», «Административная юстиция», что безусловно расширяло понятие гос. управления и являлось фундаментом для формирования АП.

С другой стороны понятие  полиция постепенно сужалась и становилась  содержанием явления управление, обозначая особую разновидность  называемую «полицейским управлением» и в конечном счёте полицейское право приобретает статус подъотрасли АП, нормы которой регулировали правоохранительную деятельность исполнительной власти.

Герюжинский указывал в своё время что термин полиция имеет греческое происхождение и буквально означает городское, государственное устройство.

С конца 14 века изначально его  стали употреблять во Франции, а  затем и в Германии, понимая  элементы общественного прядка, общественное благополучие, а так же правительственную  деятельность, направленную на его  обеспеченность.

По мнению Старилова основными предпосылками становления и формирования АП с учётом накопленного исторического опыта стали следующие факторы:

    1. Обеспечение общественного благополучия и защита общества от опасности
    2. Создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности
    3. Установление в нормативных актах взаимных прав и обязанностей граждан и государства.
    4. Обеспечивание законности в сфере публичного правления
    5. Определения правовым путём порядка рассмотрения споров между гражданами или государственными управленческими структурами.

 

Родиной административного  права считается Франция. Административно-правовые нормы стран континентальной правовой системы, регламентирует прежде всего организацию системы гос. управления, их взаимно, а также опосредуют отношения между административными учреждениями и гражданами, внутреннюю структуру и правовой статус.

В отличии от континентально-правовой системе в англо саксонской правовой системе АП стала развиваться  как самостоятельная отрасли  немного позднее. В Великобритании в отношении органов гос. управления применялись нормы общего права. В конце 19 века, необходимость создания АП была обоснованна в США. На этот период приходятся процессы монополизации экономики, что потребовало новых методов управления и создания органов, выходящих за рамки традиционного понимания исполнительных органов.

В 1887 году закон «о междуштатной торговле» учредил первое независимое агентство – комиссию по междуштатной торговле. В отличии от федеральных департаментов комиссия была наделена не только исполнительными. Но и нормотворческими и квазесудебными полномочиями. Это противоречило конституционным предписаниям, поэтому регулирования деятельности независимых агентств не могло быть отнесено к сфере КП. Широкое распространение подобных органов обусловило появление специального законодательства и особой отрасли – АП.

В советский период гос. управление рассматривалось в следующем контексте:

    1. Как один из видов гос. деятельности, прежде всего исполнительно распорядительного характера наряду с законодательной деятельности правосудием и прокурорским надзором.
    2. В условиях плановой экономике, централизации управления, государственное управление отождествляется с гос. руководством всеми процессами
    3. В содержаниях гос. управления включались организационно-распорядительные функции в том числе гос. регулирования и гос. контроля., но в то же время к функциям гос. управления не относились правоохранительные функции

 

Что касается АП и науки  управления, то по мнению Воловича АП (как наука) исследует общественные отношения связанные с обеспечением организованности, дисциплины, инициативы и координации. Наука управления изучает организацию и управление как целенаправленное функционирование определённым образом упорядоченных систем на основе анализа функции управления, научно обоснованной стратегии, тактики и цели управления.

 

 

Административно правовые нормы (АПН)

 

Понятие. Особенности и виды АПН

 

Учитывая общепринятое определение  «права» в теории АПН можно  определить как:

    1. Общеобязательное правило поведения для неопределённого круга лиц, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц имеющие формальное выражение, рассчитанные на неоднократное применение и защищённое принудительной силой государства.

 

АПН свойственны как общие так и специфические черты.

К общим относятся, то что АПН:

    1. Правило поведения соблюдение которого обеспечивается организационными разъяснительными стимулирующими и принудительными средствами.

К специфическим признакам  относятся:

    1. Обеспечивание публичных интересов
    2. Организующее начало в системе регулирования управленческих отношений.
    3. Одностороннее всластвующее воздействие на субъекты права (объекты управления)
    4. Принудительность

 

Идентичных признаков  придерживается Алёхин

По мнению Козлова приведённый список следует дополнить с тем что:

    1. Выражают сущность исполнительной власти
    2. Служат интересам режима законности
    3. Являются вторичными, подзаконными по отношениям к нормам законодательства.

 

Однако последний признак за частую не рассматривается поскольку признаётся иерархичность АПН, т.е. признаётся их закрепления на уровне конституции РФ, а также законов, а не только на уровне подзаконных н\п актов.

Учитывая изложенное АПН определяются как общеобязательное правило поведения носящее преимущественно императивный характер, опосредующее отношение в сфере гос. управления внутриорганизационной деятельности органов власти. Носящее публичный характер обеспеченную принудительной силой государства.

АПН могут быть классифицированы по различным основаниям:

    1. По назначению
      • Материальные
      • Процессуальные
    1. По юридическому содержанию
      • Обязывающие
      • Уполномочивающие
      • Дозволительные
      • Запрещающее
      • Стимулирующие
      • Рекомендательные
    1. По характеру:
      • Регулятивные
      • Охранительные
    1. По юридической силе нормы АП:
      • Законодательные
      • Подзаконные
    1. По территориальному масштабу действия
      • Федеральные
      • Региональные
      • Межтерриториальные
      • Межведомственные
      • Местные
      • Локальные
    1. По времени действия
      • Бессрочные
      • Срочные
    1. По объёму регулирования
      • Общие
      • Отраслевые
      • Межотраслевые

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"