Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

 

Составными частями административно-правового  статуса субъекта являются административная право-, дее-, деликто- способность, которые в совокупности составляют правосубъектность.

Административная  правоспособность 0 потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными правами, свободами, а также нести обязанности.

Выделяются главные  особенности административной правоспособности:

    1. Её регламентация осуществляется административно-правовыми нормами
    2. Её содержанием является оппасредование способностей субъектов вступать в правовые отношения.

 

Административная  дееспособность – способность своими действиями и решениями приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности.

Момент наступления дееспособности различен и определяется возрастом, временем вступления в должность, приобретение государственно-властных полномочий.

Особенность административной правосубъектности является то что будучи для всех субъектов АП бланкетной возможностью быть участником административно-правовых отношений она: во-первых укрепляет различия в правовом положении субъектов и во-вторых органически связанна с управленческой деятельностью объектами управления.

 

Административно-правовой статус может ограничиваться:

    1. При установлении чрезвычайных обстоятельств
    2. При несовместимости с его деятельностью (ограничивается совместная государственная служба близких родственников)
    3. Если иными способами невозможно обеспечить государственную безопасность
    4. В случае совершения правонарушения

 

Профессор Старилов отметил что субъекты АП могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих крупнейших блоков возникающих правоотношений:

    1. В организационно-управленческом праве – по средствам формирования правоотношений по общей организации вопросов управления в различных отраслях и сферах деятельности
    2. В управленческом процессе – в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых норм и методов
    3. В административном процессе – в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц.
    4. В административно-деликтном праве – в системе отношений возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами.

 

 

Гражданин РФ как субъект АП.

Единство  прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.

 

Одним из видов субъектов  АП являются граждане, участие которых  в АПО обеспечивается административная правосубъектность.

Граждане как субъекты АП, характеризуются наличием административно-правового  положения (зачастую в литературе его  называют административно-правовой статус) которое в это положение включается: правосубъектность, система их прав, свобод и обязанностей, предусмотренных  административно-правовыми нормами, а также различного рода гарантии.

В юридической литературе приводятся различные классификации  прав и обязанностей являющихся элементом административно-правового положения граждан.

 

Алёхин выделяет 2 группы:

    1. Статутные – указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны т они имеют универсальный характер.  
      К этой же группе прав Волович относил права определяющие общий статус гражданина в частности право на жизнь, достоинство личности, право на личную неприкосновенность, равенства женщины и мужчины, право на физическую и психологическую свободу, право на передвижения, выбор места жительства и место пребывания. Свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возращения, свободу совести.
    2. Адекватные – к числу, которых относятся:
      1. Социально-экономические права (частная собственность, свобода предпринимательства)
      2. Социально-художественные (результаты литературного, художественного и научного творчества, право на образования, свобода слова и мнений.)
      3. Политические права (принадлежность гражданина как субъекта политического сообщества, участие в гос. управлении, право на государственную службу. Участие в политических партиях, право на защиту, подачу жалобы, заявление.)

 

В зависимости от механизма  реализации выделяются права абсолютные (безусловные). Которые реализуются  гражданами по своему усмотрению ив этом случае органы управления обязаны создать  необходимые условия для их осуществления  и защиты для которого необходим акт компетентного органа.

 

По кругу лиц  и по основаниям возникновения выделяются:

    1. Общие права (для всех)
    2. Специальные права (льготы)

 

При взаимодействии с органами исполнительной власти граждане реализуют следующие основные права:

    1. На участие в управлении непосредственно или через своих представителей – данное право также обеспечивается правом на равный доступ к государственной службы
    2. Проводить публичные мероприятия –  
      Публичное мероприятие – это открытое, мирное, доступное каждому проводимое в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм. Акция осуществляемая по инициативе граждан РФ, общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам. 
      Собрание – своместное присутствие граждан в специально отведённом или преспособленном месте для коллективного обсуждения каких0-либо общественно значимых вопросах. 
      митинг – массовое пристутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения, по поводу актуальных проблем приемущественно общественно-политического харктера. 
      пикетирование – форма публичного выражения времени осуществляема без передвижения и использования звукоусиливающих средств у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующие плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.  
      Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется гражданам РФ, достигшее 18 лет. В этой сфере действует уведомитильный порядок, требующий подачи заявления в местную администрацию за 10 дней до мероприятия
    3. Обращаться лично, а также направлять индивидуальные коллективные обращения в муниципальные и государственные органы – речь идёт о положении ст. 33 Конституции РФ в соответствии с которой в развитии её положений в 2006 году был принят ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Обращения вправе осуществлять свободно и добровольно каждый гражданин на безвозмездной основе. Обращаться в гос. орган или должностному лицу допускается в форме предложений, заявлений и жалоб (письменная форма), а также в устной форме.

Под предложениями понимаются рекомендации гражданина по совершенствованию законов, иных нормативных актов деятельности гос. органов и местного самоуправления, развитию общественных отношений, а также улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности. Заявления содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его либо иных лиц конституционных прав либо сообщение о нарушении действующего законодательства, недостатках в работе гос. и муниципальных органов и должностных лиц. Либо критиков деятельности указанных субъектов. Жалоба содержит просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов в том числе и других лиц.

При рассмотрении обращений  не допускается разглашение сведений содержащихся в них в том числе касающиеся частной жизни гражданина без его согласия.

Ст. 46 Конституции предусматривает  право граждан в сфере осуществления  государственного управления на обжалование  в суд решений и действий исполнительных органов и должностных лиц.

Глава 25 ГПК – гражданин  в праве оспорить в суде решение действие, бездействие государственного или муниципального органа, должностного лица, а также муниципального или гос. служащего если считают. Что нарушены их права и свободы.

Граждане вправе обратится  непосредственно в суд или  в вышестоящий в порядке подчинённости  государственный или муниципальный  орган должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд в праве приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решение суда. К решениям оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых:

      1. Нарушены права и свободы гражданина
      2. Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод
      3. На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Гражданина вправе обратится  в суд с заявлением в течении 3 месяцев со дня когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод .

    1. На свободу и личную неприкосновенность.- гарантирует государством личная безопасность и здоровье человека, состоящий в недопущении, пресечении и ненаказуемости посягательств на физическую нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность.

 

 


 

    1. Право на передвижения – нормативной основой его реализации является закон «о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (ограничение этого правила допускается только на основании закона)

Место пребывания – это гостиница. Санаторий, дом отдыха, больница, другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина в котором он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, специализированные дома, общежития, дома маневренного фонда, дома ветеранов, инвалидов и т.д., а также иное жилое помещение в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, договору найма, аренда, либо на иных законных основаниях.

В целях обеспечения необходимых  условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнение им обязанностей перед другими гражданами, гос. и обществом. Вводится регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учёта по месту жительства.

Гражданин РФ изменивший место жительства обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратится к должностному лицу ответственному за регистрацию с заявлением установленной формы.

Гражданин должен быть зарегистрирован  по месту жительства не позднее 3 дней со дня предъявления им документам.

Снятия гражданина с учёта  осуществляется в следующих случаях

      1. Изменение места жительства (на основании заявления)
      2. Призыв на военную службу
      3. Осуждение к лишению свободы
      4. Признание безвестно отсутствующим
      5. Смерть ил объявление решением суда умершем.
      6. Выселение из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования им
      7. Обнаружение несоответствующих действительности сведений послуживших основанием для регистраций

Право граждан на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограниченно в пограничной полосе, в закрытыз военных городках, в ЗАТО, в зонах экологического бедствия. На отдельных территориях и в населённых пунктах где существует опасность распространения инфекции, массовых заболеваний или отравлений.

    1. Право свободно использовать и распространять информацию. – ФЗ «об обеспечении доступа к информации о деятельности гос. органов и органов местного самоуправления», ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

 

Административно-правовые гарантии прав гражданина

 

К числу гарантий относятся  система политических. Социально-экономических, правовых и организационных условий.

 

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Под иностранным  гражданином является – физическое лицо не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо не являющееся гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства.

 

Законное нахождение в  РФ указанных субъектов подтверждается действительным видом на жительство, разрешением на временное проживание, визой или миграционной картой либо иные предусмотренные ФЗ или международным договором документы подтверждающие право иностранного гражданина на его пребывание или проживание в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности на ровне с гражданами РФ за исключением случаев предусмотренных ФЗ.

 

Временное пребывание иностранных граждан в РФ.

Временно пребывающие  иностранный гражданин – лицо прибывшее в РФ на основании визы или в порядке не требующем получение визы и получивший миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания определяется сроком действия его визы, за исключением случаев предусмотренных ФЗ. Сроки временного пребывания в порядке не требующего визы не может превышать 90 суток за исключением особых случаев регламентированных ФЗ.

Временно прибывающий  иностранный гражданин обязан выехать  из страны оп истечению срока действии его визы или иного срока временного пребывания, за исключением случаев когда ему продлён срок пребывания либо ему выдана новая виза, вид на жительства, либо у него приняты документы необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

Допускается изменение срока  временного пребывания до 180 дней или  уменьшение по решению компетентного  органа.

 

Временное проживание иностранных граждан в РФ.

Временно проживающие  в РФ иностранный гражданин – это лицо получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, которая утверждается правительством РФ.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

 

Постоянное  проживание иностранных граждан

Постоянно проживающий- это иностранный гражданин, лицо получившее вид на жительства. В течении срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Заявление о выдаче вида на жительства подаётся им в территориальный  орган в сфере миграции не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"