Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

Свидетель не допрашивается, а опрашивается. Если опрос осуществляется в отношении несовершеннолетнего  свидетеля (до 14 лет), обязательно присутствие  педагога или психолога. В случае необходимости обеспечивается присутствие  законного представителя.

  1. Понятой. В качестве такового может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Их число должно быть не менее 2.
  2. Специалист. В качестве такового может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
  3. Эксперт. Совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
  4. Переводчик.
  5. Прокурор. Как участник производства, он вправе:
    1. Возбуждать производство
    2. Участвовать в производстве (представлять доказательства, заявлять ходатайства,  давать заключения)
    3. Приносить протест на постановление по делу, в том числе в котором он не участвовал

Выделяются следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  1. Возбуждение дела и административного расследования.
  2. Разрешение дела.
  3. Исполнение постановления по делам об административных правонарушениях.

Наряду с основными может иметь место факультативная стадия - пересмотр постановления по делу об административных правонарушениях.

Как правило, каждой стадии соответствуют определенные этапы. Так например, стадия возбуждения дела и административного расследования включает:

  1. Предварительные проверки и принятие решения о возбуждении дела
  2. Применение мер обеспечения по производству дела
  3. Расследование

I стадия

На первой стадии решаются 2 задачи: установление поводов и  оснований для возбуждения административного  производства. Поводами к возбуждению  дела об административных правонарушениях  являются:

  1. Непосредственное обнаружение уполномоченным субъектом достаточных данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения.
  2. Поступление из ПО, а также иных государственных или муниципальных органов, общественных объединений материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  3. Сообщение и заявление физических и юридических лиц в СМИ содержащие данные, указывающие на события правонарушений.
  4. Фиксация правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами.
  5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника транспортного средства данных о том, что в предусмотренных случаях транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  1. Составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  2. Составление первого протокола о применении мер, обеспечения производства по делу.
  3. Составление протокола об административном правонарушении. Ст. 28.3 КоАП содержит перечень лиц и виды правонарушений, им подведомственные. В протоколе указывается дата и место его составления, фамилия, имя и отчество должностного лица, составляющего его, сведения о лице, в отношении которого он составлен, сведения о свидетелях, если они имеются, время совершения правонарушения, статья закона, предусматривающая ответственность, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, либо законным представителем юридического лица,  в отношении которого возбуждено производство, в случае отказа подписать протокол об этом делается соответствующая запись. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о субъектах, совершивших правонарушение, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления правонарушения.  
  4. Вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
  6. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения административного наказания без составления протокола.

Административное расследование – деятельность уполномоченных на то субъектов административной юрисдикционной деятельности по принятию решения о проведении расследования и установлению фактических обстоятельств дела.  Данная стадия имеет 7 этапов:

  1. Принятие решения о проведении расследования
  2. Установление обстоятельств дела
  3. Приостановление расследования
  4. Процессуальное оформление результатов расследования
  5. Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному субъекту
  6. Дополнительное расследование
  7. Повторное направление материалов дела для рассмотрения

В соответствии ч.1 ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, когда необходимо после выявления административного правонарушения проведение экспертизы, иных процессуальных действий, продолжительных по времени. Решение о возбуждении административного производства и проведении административного расследования принимает уполномоченное лицо, которое составляет протокол об административном правонарушении. В этом случае решение принимается в виде определения. В нем указываются фамилия, имя, отчество лица, его составившего, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на события правонарушения и соответствующая статья КоАП или закона субъекта РФ. Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу, либо законному представителю юридического лица, а также потерпевшему. Если решение принимается прокурором, то оно оформляется в виде постановления.

Административное расследование  не может проводиться в сроки  более чем 1 месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях допускается его продление. Решение о продлении принимается также в виде определения. По окончанию административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела.

Назначение первой стадии сводится к тому, что уполномоченные субъекты осуществляют установление неочевидных  обстоятельств дела, без которых  невозможно принять решение о  составлении протокола.

II стадия - Разрешение дела

Данная стадия непосредственно  связана с деятельностью судьи, должностного лица, органов, уполномоченных на рассмотрение дела об административных правонарушениях. Можно выделить этапы:

  1. Подготовка к рассмотрению дела

На этом этапе выясняют, относится ли к компетенции субъекта рассмотрение данного дела; имеются  ли обстоятельства, исключающие рассмотрение дела конкретным субъектом; правильность составления протокола; обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточность материалов для рассмотрения дела; имеются ли ходатайства и  отводы. При подготовке к рассмотрению дела разрешаются следующие вопросы, по которым выносятся определения:

    1. О назначении времени и места рассмотрения дела
    2. О вызове лиц, участвующих в деле, за исключением прокурора
    3. Об истребовании дополнительных материалов, в том числе о назначении экспертизы
    4. Об отложении рассмотрения дела
    5. О возвращении протокола в случае его неправильного составления и оформления других материалов неправомочными лицами
    6. О передаче протокола и материалов по подведомственности
    7. В случае необходимости привода лиц для рассмотрения дела

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится постановление о прекращении  производства.

  1. Рассмотрение дела

На этом этапе составляется протокол о рассмотрении дела, если дело рассматривается коллегиальным  органом. Как правило, дела рассматриваются  по месту совершению правонарушения, по месту работы, учебы или жительства правонарушителя. Дело должно быть рассмотрено  в 15-дневный срок со дня получения компетентным субъектом протокола и иных материалов дела. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц; о продлении срока выносится определение. В отдельных случаях сроки рассмотрения могут составлять 5 дней или 48 часов.

  1. Вынесение постановления или определения

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:

    1. О назначении административного наказания
    2. О прекращении производства по делу

По результатам рассмотрения дела выносится определение:

    1. О передаче дела субъектам, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия.
    2. О передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Постановление объявляется  немедленно по окончанию рассмотрения дела. Его копия вручается правонарушителю  или его законному представителю, а также потерпевшему по его просьбе  либо в течение 3 дней с момента  вынесение высылается указанным  лицам.

Уполномоченные субъекты на привлечение к ответственности  при установлении причин административного  правонарушения и условий вносят в организации и должностным  лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные  лица обязаны рассмотреть поступившее  представление и сообщить в течение  месяца о принятых мерах

III стадия – Исполнение постановления

На данной стадии осуществляется реализация административного наказания, назначенного вступившим в законную силу постановлением. Выделяют 2 этапа  на данной стадии:

  1. Обращение постановления к исполнению
  2. Непосредственное исполнение

Производство по исполнению постановления может быть выполнено 2 способами: принудительно и добровольно. Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в  законную силу и является обязательным для всех органов государственной  власти и местного самоуправления должностными лицами, гражданами и юридическими лицами. В случае, если постановление не было обжаловано или опротестовано, оно направляется компетентному субъекту, уполномоченному проводить его исполнение в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу. В случае рассмотрения жалобы или протеста – со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении отдельных наказаний невозможно в установленные сроки, лицо, вынесшее постановление, может отсрочить его исполнение до 1 месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена (решение о рассрочке принимает судья) на срок до 3 месяцев. Субъект, вынесший постановление, вправе приостановить его исполнение в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу до его рассмотрения. О приостановлении выносится определение.

Исполнение подлежит прекращению  в случаях:

      1. Амнистии
      2. Отмены или признания утратившим силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
      3. Смерть лица, привлеченного к ответственности или объявление его умершим в установленном порядке.
      4. Истечение давности исполнения постановления (исполнение постановления – 1 год)
      5. Отмены постановления
      6. Вынесения постановления о прекращении исполнения 

IV стадия – Пересмотр постановлений или решений (факультативная стадия)

Включает такие этапы:

  1. Определение субъектов, которым подаются жалобы
  2. Подача жалобы, принесение протеста
  3. Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста
  4. Рассмотрение жалобы, протеста
  5. Решение по протесту, жалобе и его оглашение
  6. Пересмотр решения

Дисциплинарные  проступки и производство по дисциплинарным правонарушениям

Дисциплинарное производство представляет собой вид административного  производства. Его особенностью является то, что оно осуществляется по делам  о дисциплинарных проступках, совершенных  гражданскими служащими, военнослужащими  или сотрудниками правоохранительной службы. Субъектами, уполномоченным привлекать нарушителей служебной дисциплины, могут быть:

  1. Представитель нанимателя, если к ответственности привлекается гражданский служащий
  2. Командир (начальник) для военнослужащих
  3. Прямой начальник для сотрудников ОВД, таможенных органов и т.д.

Дисциплинарный проступок  применительно к гражданским  служащим – виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него должностных  обязанностей. Как правило, совершение дисциплинарного проступка выражается в нарушении служебной дисциплины, под которой понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством и служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного  проступка к гражданским служащим представитель нанимателя имеет  право применить следующие дисциплинарные взыскания:

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"