Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:10, курс лекций

Краткое описание

Административное право является определяющей и ведущей отраслью правовой системы(в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дисскусионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Лекция по АДминистративному праву (2).docx

— 249.71 Кб (Скачать)

Индивидуально-административное дело, по мнению Козлова, это возникающее  в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением  административно-правовых норм и требующий  в целях его разрешения распорядительных действий полномочных исполнительных органов.

Административная процессуальная деятельность основывается на специфических  принципах. Выделяются общие административные процессуальные принципы, которые формируют  основу любой административной процессуальной деятельности (процедурной и процессуальной). К ним относятся: законность, приоритет  публичных интересов, гарантированность и защита прав и законных интересов в ходе административного производства, процессуальное равенство и ответственность должностных лиц.

Наряду с общими выделяются специальные принципы, которые присущи только административной юрисдикционной деятельности. К ним относятся принципы состязательности, доступности, гласности, экономичности и достижения истины.

В зависимости от степени  однородности дел, административно-процессуальная деятельность подразделяется на виды, отдельные административные производства, отличающиеся характером, субъектами, правовыми формами и методами. Для административно-процессуальной деятельности характерно выделение  следующих признаков:

  1. Формализация процесса
  2. Опосредованность административно-процессуальными нормами
  3. Рассмотрению и разрешению подлежит конкретное индивидуальное административное дело и одним из участником всегда является исполнительный орган (должностное лицо)

Ставится вопрос о структуре  административного процесса, в этой части выделяются две концепции.

Юрисдикционная концепция. В этом случае административный процесс рассматривается как урегулированная законом деятельность по разрешению споров возникающих между субъектами административных правоотношений, не находящихся в служебном подчинении, а так же по применению мер административного принуждения.

Управленческая концепция. Административный процесс определяется как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления государственными органами.

 

Административное  производство его виды и стадии.

Административное производство это урегулированная административно-процессуальными  нормами деятельность уполномоченных субъектов управления по разрешению однородных индивидуальных административных дел. Традиционно выделяется два  вида административного производства.

  1. Административно-процедурное производство

То есть, управленческие действия, в рамках которых, происходит реализация исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных  функций (так же именуется административно процедурный процесс)

  1. Административно-юрисдикционное производство

В основе своей имеет цель применения принудительных мер административного  характера и разрешения споров, возникающих  в административно-правовой сфере.

В свою очередь административно-процедурное подразделяется на виды. В юридической литературе нет единства относительно числа и оснований их классификации. Причиной этого является отсутствие общих законодательных основ административно-процедурного производство, что в известной степени невозможно и нецелесообразно. В качестве подвидов административно-процедурного производства предлагается рассматривать правотворческое, регистрационное, разрешительное (лицензионное, экспертное и т.д.). В дополнение к ним в литературе так же выделяется аккредитация и стандартизация. Сорокин к таковым так же предлагает относить производство по делам о поощрении. Махина административно-процедурное производство подразделяет на основные виды (производство по изданию правовых актов управления), специальные (лицензирование, регистрация, разрешительные процедуры) и особые (производства по обращению граждан). Правоприменительное производство характеризуется выделением определенных процедурных стадий:

а) подготовка проекта правового  акта

б) рассмотрение (согласование) его содержания

в) принятие его акта

г) его государственная  регистрация 

д) опубликование и вступление его в силу.

Регистрационное производство представляет собой акт официального признания права и законности соответствующих действий физических и юридических лиц. Включается регистрация  лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация сделок с недвижимостью  и прав на них, регистрация граждан  по месту жительства и их пребывания. Регистрация оружия и транспортных средств и т.д. Лицензирование, в  соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  представляет собой мероприятие  связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, аннулирование  лицензии, приостановлением, возобновлением её действия и контролем за соблюдением лицензиатами законных требований и условий. В данном случае можно выделить несколько стадий: 1 – подача заявлений и необходимых документов; 2 – их рассмотрение (как правило, 30 дней); 3 – принятие решения; 4 – выдача или отказ выдачи лицензии.

Экспертное производство включает подготовительную стадию, на которой формируются необходимые  для экспертной проверки материалы. Предварительная стадия, в рамках которой дается оценка представленных на экспертизу материалов, здесь же назначаются сроки начала экспертной процедуры. Стадия непосредственно  экспертной проверки. На ней проводится установление соответствия содержания материалов регламентированным требованиям  в той или иной области. Заключительная стадия. На ней формулируются выводы экспертов и осуществляется утверждение их заключения.

Экспертная деятельность – это экспертиза градостроительной  документации, экологическая экспертиза.

В отличии от административно-процедурного производства, основой административно-процессуального  производства является совокупность правомочий органов исполнительной власти по рассмотрению споров в административно правовой сфере, субъектами которой могут  быть граждане, исполнительные органы федерального и регионального уровня.

Для административно-процессуального  производства отличительными особенностями  являются особый предмет (административно-правовой спор или спор о праве административном); юридическое содержание и результативность. С учетом изложенного можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

1) производство по жалобам; 

2) производство по делам  об административных правонарушениях; 

3) дисциплинарное производство. Их выделение обусловлено наибольшим  нормативным обеспечением.

 

Производство  по предложениям, заявлениям и жалобам  граждан.

Нормативную основу данного  вида административно-юрисдикционного производства составляют Конституция РФ (ст. 33), ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и другие нормативно-правовые акты. Регионы могут осуществлять регулирование. Каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться лично или в составе коллективного образования (коллектива) в государственные и муниципальные органы, и к должностным лицам. Обращение граждан осуществляются на безвозмездной основе. Обращаться в государственный орган или к должностному лицу допускается в форме письменного предложения, заявления или жалобы, а также в устной форме. Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности. Заявление содержит просьбу гражданина о содействии в реализации его либо иных лиц конституционных прав, либо сообщение о нарушении нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных и муниципальных органов, либо критика деятельности этих субъектов. Жалоба также содержит просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод и интересов других лиц. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений содержащихся в нем, а так же сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Если обращение направляется на рассмотрение иному субъекту, это не является распространением сведений. Письменное обращение граждан подлежит обязательной регистрации в течении трех дней с момента их поступления. Письменное обращение содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа его получившего направляется в соответствующий орган в течение 7 дней со дня его регистрации. Если требуется запрос документов для формирования ответа на обращение такие документы подлежат представлению в течение 15 дней, за исключением документов содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну.

Ответ на обращение подписывается  руководителем государственного или  муниципального органа или уполномоченным на то лицом.

Если обращение поступило  по информационным системам, то ответ  направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия отправителя и его почтовый адрес, ответ на обращение не дается. При получении письменного обращения в нем обнаруживаются нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, такое обращение вправе оставить без ответа с сообщением гражданину о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если ответ по существу не может быть дан без разглашения охраняемых законом сведений, гражданину сообщается об этом, в обоснование приводится тот факт, что невозможность ответа связана с неразглашением данных. Письменное обращение, поступившее к компетентному субъекту, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, в том числе при направлении запроса указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока в обязательном порядке уведомляется гражданин, направивший обращение.

Производство  по делам об административных правонарушениях

Административное производство – нормативно-урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное расследование, рассмотрение и разрешение конкретных индивидуальных административных дел, которые объединены общностью задач – установление истины конкретного факта.

Ст.24.1 КоАП определяет, что  задачами производства являются: всесторонность, полнота, объективность, своевременность  выяснения обстоятельств каждого  дела. Причем его рассмотрение должно основываться на принципах: законности,  равенства правонарушителей перед законом, презумпции невиновности, гласности, открытости (за исключение случаев, когда открытое рассмотрение может повлечь разглашение охраняемых законом сведений), родного языка – по общему правилу производство ведется на русском языке, имеющий статус государственного языка, но оно может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится субъект административной юстиции. Если лицо не владеет языком производства, тогда обеспечивается возможность (реализуется его право) выступать на родном языке либо на другом свободно избранным указанными лицами языке общения. Может пользоваться услугами переводчика.

Административное производство по делам об административных правонарушениях  классифицируется в зависимости  от:

        1. Компетенции субъектов административной юрисдикции, которые в силу правового положения могут возбуждать и (или) рассматривать подобные дела.
        2. Способа разрешения дела (индивидуально или коллективно)
        3. Объектов
        4. Видов административных санкций
        5. Стадий производства

Производство по делу об административных правонарушениях  не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению  в следующих случаях:

  1. Отсутствие события административного правонарушения
  2. Отсутствие состава правонарушения
  3. Действия лица в состоянии крайней необходимости
  4. Амнистия (конкретного вида административного наказания)
  5. Отмена закона, установившего административную ответственность
  6. Истечение давностных сроков
  7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправного деяния лицом, в отношении которого ведется административное производство, имеется постановление о назначении административного наказания либо прекращение производства по делу либо постановление о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с КоАП РФ участниками административного  производства являются:

  1. Лицо, в отношении которого ведется административное производство

Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснение, представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника.

  1. Потерпевший. Им является физическое или юридическое лицо, которым причинен физический, имущественный или моральный вред. Наряду с вышеупомянутыми правами ему предоставляется право пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановления по данному делу и т.д.
  2. Законные представители физического лица. Они осуществляют защиту его права и законных интересов, в отношении которого ведется административное производство или потерпевшего, которое относится к несовершеннолетним, либо в силу своего физического или психического состояния самостоятельно не могут реализовывать свои права (законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители)
  3. Законные представители юридического лица. Ими являются его руководители, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
  4. Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, в нем может участвовать защитник для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в деле допускается адвокат или иное лицо.
  5. Свидетель. Лицо (физическое), которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Оно обязано явиться и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на вопросы, удостоверить подписью занесенные в протокол его показания.  Свидетель вправе:
    1. не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки)
    2. давать показания на родном языке или на языке, которым владеет
    3. пользоваться бесплатно помощью переводчика
    4. делать замечания по поводу занесения его показаний в протокол

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"