Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов ОАО «Хорская строительная компания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Финансовая отчетность является по существу “лицом” фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами.

Оглавление

Введение 6
1 Теоретические аспекты финансового анализа 8
1.1 Сущность и структура финансового анализа 8
1.2 Финансовые особенности строительных организаций 12
1.3 Информационная основа финансового анализа 20
1.4 Методы и методики финансового анализа 25
1.5 Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятия 30
2 Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО « Хорская строительная компания» 36
2.1 Характеристика деятельности предприятия 36
2.2 Оценка финансового состояния предприятия методом экспресс
-анализа 38
2.3 Анализ структуры и ликвидности баланса 42
2.4 Анализ финансовой устойчивости и деловой активности 56
2.5 Анализ финансовых результатов и рентабельности работы
предприятия 66
3 Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов
ОАО «Хорская строительная компания» 78
3.1 Понятие, классификация и методика подсчета величины хозяйственных
резервов 78
3.2 Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов
ОАО «Хорская строительная компания» 84
Заключение 98
Список использованных источников 101

Файлы: 1 файл

Диплом М.doc

— 783.50 Кб (Скачать)

       1) Уместность - означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

       2) Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

       3) Нейтральность - предполагает, что  финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

       4) Понятность - означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

       5) Сопоставимость - требует, чтобы  данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм./10/

       В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

       1) Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

       2) Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

       3) Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия./32/

       По  сфере доступности информацию можно  разделить на открытую и закрытую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой информацией. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и “ноу-хау”. /12/

 

        1.4  Методы и  методики финансового анализа 
 

       В литературных источниках о финансовом анализе приводятся самые различные методы финансового анализа и их классификации. Их можно разбить на три основные группы:

       1) Методы, прямо или косвенно заимствованные  из других наук;

       2) Модели, используемые при проведении финансового анализа;

       3) Методы чтения финансовой отчетности.

       В соответствии с этой структурой мною и будет изложен данный вопрос.

       Существуют  различные классификации методов, которые могут быть применимы  в финансовом анализе. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

       Ко  второй группе относятся методы, в  основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. Перечислим некоторые из них./18/

       1) Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

       2) Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

       3)    Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.

       4) Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.

       5)  Методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.

       6) Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления./29/

       Безусловно, не все из перечисленных методов  могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др./11/

       Финансовый  анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

       1) Дескриптивные модели, известные также, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Анализ, проводимый во втором разделе данной работы и будет представлять собой построение дескриптивной модели.

       2) Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

       3) Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей./44/

       Основной  принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

       Практика  финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

       а) горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;

       б) вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

       в) трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

       г) анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

       д) сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

       е) факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель./5/

          Под методикой понимается совокупность  способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

       Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.    Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как:

     а) задачи и формулировки целей анализа;

  б) объекты анализа;

     в) системы показателей, с помощью  которых будет исследоваться  каждый объект анализа;

     г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

  д) описание способов исследования изучаемых объектов; е) источники данных, на основании которых производится анализ;

    ж) указания по организации анализа (какие  лица, службы будут проводить отдельные части исследования) ;

    з) технические средства, которые целесообразно  использовать для аналитической обработки информации;

    и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

    к) потребители результатов анализа. /34/

          В качестве важнейшего элемента методики анализа выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для: первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации) ; изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов; определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий; подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства; обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий; обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий./9/

       В заключение следует сказать, что  не все методы и модели, изложенные выше, будут использованы мною в данной работе в ходе анализа финансового состояния. Это объясняется ограниченностью информации, которая имеется в распоряжении, а также тем, что анализ будет преимущественно внешним.

Информация о работе Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов ОАО «Хорская строительная компания»