Разработка и использование ценового прогноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изложить в систематизированном виде методы прогнозирования цен, наиболее часто применяемые в экономической практике.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
– изучить сущность и виды цен;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3

1 ЦЕНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН ……………………
1.1 Сущность и виды цен. Ценовая политика …………………………..
1.2 Методы прогнозирования цен ……………………………………….
5
5
6
2 ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН. ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГНОЗОВ ………………….
2.1 Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен……………………………………………….………
2.2 Трудности при составлении прогнозов цен ………………………..

12

12

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
24

Файлы: 1 файл

КР Ценообразование.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


             

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Ценообразование»

на тему

Разработка и использование ценового прогноза

 



              2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

 

1 ЦЕНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН ……………………

1.1 Сущность и виды цен. Ценовая политика …………………………..

1.2 Методы прогнозирования цен ……………………………………….

5

5

6

2 ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН. ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГНОЗОВ ………………….

2.1 Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен……………………………………………….………

2.2 Трудности при составлении прогнозов цен ………………………..

 

12

 

12

 

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

24

 


ВВЕДЕНИЕ

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Важную роль в управлении процессами ценообразования играет, прежде всего, разработка и осуществление определенной политики в этой области

Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель - создание стимулов для производства и обеспечение структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Чтобы избежать резкого скачка цен на переходном этапе к рынку, необходимо освобождаться из-под контроля государства постепенно, по мере развертывания конкуренции и вступления в силу антимонопольного законодательства.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.

Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования.

Цель данной работы изложить в систематизированном виде методы прогнозирования цен, наиболее часто применяемые в экономической практике.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

– изучить сущность и виды цен;

– изучить методы прогнозирования цен;

– рассмотреть трудности при составлении прогнозов цен.


 


1 ЦЕНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН

1.1 Сущность и виды цен. Основная задача прогнозирования цен

Цена является экономической категорией исторического характера. Она возникла тысячи лет назад, когда при обмене товаров стали применяться деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. Оставаясь категорией товарного про­изводства, цена меняет свое социально-экономическое содер­жание вместе с изменением характера товарного производ­ства. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости [2, c. 96].

При директивном планировании отклонения устанавли­вались в плановом порядке и применялись государством как экономический инструмент планового воздействия на про­изводство, реализацию и использование продукции.

В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими стра­нами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.

Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и ре­ализацию продукции.

Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникаю­щих диспропорциях.

Цена выполняет ряд функций. Среди важнейших из них следует выделить: планово-учетную, регулирующую, распре­делительную и перераспределительную, балансирующую и ин­формационную [3, c.105]. Цены в условиях рыночных отношений способствуют обес­печению сбалансированности спроса и предложения. Этот про­цесс сопровождается движением цены (ее снижением или по­вышением). До всех звеньев экономики и населения должны доводиться сведения об изменении цен, конъюнктуре рынка, предполагаемых инфляционных процессах. Информация слу­жит основой для принятия решений.

Исходя из экономических особенностей продукции и ха­рактера ее обращения цены подразделяются на оптовые, заку­почные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги.

По способу установления цены подразделяются на свобод­ные (договорные) и регулируемые.

Во многих странах регулируются цены на энергоносители, услуги жилищно-коммунального характера, транспорта, связи, на изделия медицинского назначения и другую продукцию сог­ласно установленному перечню [17].

По видам продукции, не включенным в перечень регулируе­мых цен, действуют свободные цены.

Цены различаются по структурным элементам, входящим в их состав и по удельному весу этих элементов в общей величине цены. Главные элементы цены — издержки производства, при­быль, налоги, оптовые и торговые надбавки и скидки. Набор элементов зависит от вида цен.

Цена относится к числу наиболее сложных экономических категорий. В ней перекрещиваются взаимоотношения, эконо­мические интересы коллективов предприятий, различных со­циальных групп и общества в целом. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прежде всего разработка и осуществление определенной политики в этой об­ласти. Ценовая политика является составной частью социаль­но-экономической политики.

1.2 Методы прогнозирования цен

Переход экономики к рыночным отношениям требует соз­дания нового механизма формирования цен. Для рыночной экономики характерно существование свободных, объективно формирующихся под влиянием рыночной конъюнктуры цен, в основном устанавливаемых фирмами. Вместе с тем проблемы цен взаимосвязаны с рядом других проблем социально-эконо­мического развития. Поэтому вопросы их формирования в пе­реходный период необходимо рассматривать во взаимодей­ствии макро- и мпкроуровней [5, c.201].

На макроуровне должны производиться прогнозные рас­четы изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осущес­твляться государственное регулирование цен.

На микроуровне особая значимость при формировании цен должна придаваться их прогнозированию. При этом необ­ходимо проводить исследования эластичности спроса на про­дукцию (услуги), изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникаль­ности своего товара, цен конкурентов и др.

Рассмотрим систему методов прогнозирования цен, кото­рые получили широкое распространение в мировой практике [7, c.221].

Методы экспертных оценок

Среди индивидуальных эк­спертных оценок в области ценообразования наиболее широ­кое распространение получили метод "интервью" и анкетиро­вание. К коллективным экспертным оценкам, получившим применение при прогнозировании цен, относятся методы "ко­миссий", "мозговой атаки", "Дельфи".

Обработка экспертных оценок осуществляется различны­ми методами. Наиболее распространенным является метод ранговой корреляции. Его суть сводится к тому, что специалис­ты дают оценку каждому фактору путем присвоения ему ранго­вого номера. На основе данных анкетного опроса формируется матрица рангов, в которой отражается число специалистов. С помощью определенных преобразований формируется сог­ласованное мнение экспертов.

При решении вопроса о цене на товар фирмы нередко обра­щаются к опросу специалистов (например, товароведов) и по­купателей. Окончательное решение о цене принимается на ос­нове результатов опроса специалистов и покупателей, условий рынка и издержек производства.

Методы экстраполяций

Методы экстраполяции являются, пожалуй, самыми распространенными и наиболее разработанными среди всей сово­купности методов прогнозирования [8, c. 198] Использование экстраполяции в прогнозировании имеет в своей основе .предположение о том, что рассматриваемый процесс изменения переменной представля­ет собой сочетание двух составляющих—регулярной и случайной:

(1)

Считается, что регулярная составляющая f(a, х) представляет собой гладкую функцию от аргумента (в большинстве случаев— времени), описываемую конечномерным вектором параметров а, которые сохраняют свои значения на периоде упреждения про­гноза. Эта составляющая называется также трендом, уровнем, детерминированной основой процесса, тенденцией. Под всеми этими терминами лежит интуитивное представление о какой-то очищенной от помех сущности анализируемого процесса. Интуи­тивное, потому что для большинства экономических, технических, природных процессов нельзя однозначно отделить тренд от слу­чайной составляющей. Все зависит от того, какую цель пресле­дует это разделение и с какой точностью его осуществлять.

Случайная составляющая n(х) обычно считается некоррели­рованным случайным процессом с нулевым математическим ожи­данием. Ее оценки необходимы для дальнейшего определения точностных характеристик прогноза.

Экстраполяционные методы прогнозирования основной упор делают на выделение наилучшего в некотором смысле описания тренда и на определение прогнозных значений путем его экстра­поляции. Методы экстраполяции во многом пересекаются с мето­дами прогнозирования по регрессионным моделям. Иногда их различия сводятся лишь к различиям в терминологии, обозначе­ниях или написании формул. Тем не менее сама по себе прогнозная экстраполяция имеет ряд специфических черт и приемов, позво­ляющих причислять ее к некоторому самостоятельному виду методов прогнозирования.

Специфическими чертами прогнозной экстраполяции можно назвать методы предварительной обработки числового ряда с целью преобразования его к виду, удобному для прогнозирова­ния, а также анализ логики и физики прогнозируемого процесса, оказывающий существенное влияние как па выбор вида экстра­полирующей функции, так и на определение границ изменения ее параметров [8, c. 202].

Параметрические модели и методы прогнозирования

Ос­нову параметрических методов прогнозирования затрат и цен составляет количественная зависимость между ценами (затра­тами) и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается уровнем потребительских свойств [10, c. 88].

В мировой практике эти методы используются в тех случа­ях, когда конкурентоспособность продукции, ее качество явля­ются важнейшим ценообразующпм фактором.

К наиболее распространенным из параметрических методов прогнозирования относятся методы удельной цены; структурной аналогии; агрегатный; балловый; корреляционно-регрес­сионного анализа.

По агрегатному методу цена (себестоимость) нового из­делия определяется путем суммирования цен (себестоимос­ти) отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. Этот метод применяется в тex случаях, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элемен­тов, цены или себестоимость которых известны. Совокупная цена (себестоимость) продукции исчисляется как сумма цен (себестоимости) отдельных конструктивных элементов или определяется путем суммирования (вычитания) цен (себес­тоимости) добавленных (сменяемых) элементов (узлов, ком­плектующих изделий). Как правило, данный метод использу­ется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных ви­дов техники.

Информация о работе Разработка и использование ценового прогноза