Разработка и использование ценового прогноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изложить в систематизированном виде методы прогнозирования цен, наиболее часто применяемые в экономической практике.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
– изучить сущность и виды цен;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3

1 ЦЕНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН ……………………
1.1 Сущность и виды цен. Ценовая политика …………………………..
1.2 Методы прогнозирования цен ……………………………………….
5
5
6
2 ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН. ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГНОЗОВ ………………….
2.1 Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен……………………………………………….………
2.2 Трудности при составлении прогнозов цен ………………………..

12

12

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
24

Файлы: 1 файл

КР Ценообразование.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что рассмотренные выше методы ценооб­разования относятся к затратным и не учитывают спрос на про­дукцию и уровень цен конкурента. Поэтому они могут использоваться для определения нижнего предела цены. Окончательный же ее уровень необходимо формировать с уче­том всех остальных ценообразующих факторов.

По балловому методу цены формируются на основе экспер­тных оценок значимости параметров качества изделий для пот­ребителей.

Модели прогнозирования индексов цен

В формирующей­ся повой экономической среде, где основным регулятором яв­ляется рынок, особую значимость приобретает прогнозирова­ние индексов цен.

Индекс цен — это показатель, отражающий их движение. Рассчитываются на основе потребительских, оптовых цен и индексе цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен обычно выражается в процентах.

Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.

Индекс оптовых цен отражает изменение цен на сырье, ма­териалы, полуфабрикаты, топливно-энергетические ресурсы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

Индекс цен (дефлятор) ВВП характеризует изменение об­щего уровня цен [10, c.163].

На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализи­руется и прогнозируется производственная и торговая деятель­ность. Они используются при разработке социально-экономи­ческих прогнозов. В связи с этим весьма актуальным является вопрос более точного определения индексов цен на прогнози­руемый период в отраслях экономики.

Цены на продукцию изменяются под влиянием изменения цен на энергоресурсы, сырьевые ресурсы, инфляции и других факторов.


2 ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН. ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГНОЗОВ

2.1 Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен

В развитых странах с рыночной экономикой выработаны общие принципы и методы формирования цен. Государ­ственные органы берут на себя функции установления кон­кретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение, а также регулирования цен и осуществления контроля за ними. Доля контролируемых цен на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 до 30 % [16].

Государственное регулирование цен осуществляется для того, чтобы не допустить монополизма производителей, резко­го роста цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, товары первой необходимости, способствовать созданию усло­вий для нормальной конкуренции, способствующей науч­но-техническому прогрессу.

Меры воздействия на производителей со стороны государ­ства применяются как прямые (путем установления опреде­ленных правил ценообразования), так и косвенные (через та­кие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплату труда, налогообложение и др.).

Во многих развитых странах создана правовая основа госу­дарственного регулирования цен в виде законов, указов, поста­новлений. Налажена систематическая, общедоступная публи­кация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уров­ня доходов и их индексации.

Ни одна страна не обходится без государственного ре­гулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а, следовательно, и розничных цен на основные продукты пита­ния. Правительственное регулирование цен проводится в виде поддержки фермерских цен на таком уровне, который должен обеспечить доходы и накопления в сельском хозяй­стве для обеспечения процесса расширенного воспроизвод­ства.

Уровень поддержки, выраженный в виде процентного пре­вышения национальных цен над мировыми, является высоким. Например, в целом по Европейскому союзу он составляет 23-28 %, в Швейцарии - 50, в Швеции - 30-35, в США -10, в Японии — 40 %.

Многие страны проводят политику защиты внутренней экономики от влияния внешнего рынка, в частности путем наб­людения за соответствием уровней и соотношением внешних и внутренних цен и регулирования количества поступающих на внутренний рынок товаров.

Под контролем государства находятся цены в отраслях, имеющих особую социальную значимость. Речь идет о ценах в топливно-энергетическом комплексе, на медикаменты, основ­ные продовольственные товары, железнодорожных, почтово-телеграфных и других тарифах. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах "коридора" между верхним и нижним пределами.

На методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные особенности, наличие сырьевых ресур­сов, политические факторы, место страны в мировом разделе­нии труда [12, c.201].

В США в начале 70-х годов с целью подавления инфляции применялись методы прямого регулирования цен, осущес­твлялся централизованный контроль над ними. Однако замо­раживание цен и заработной платы ограничивало межот­раслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную и негативно влияло на деловую активность, сдерживало рост доходов. Поэтому с середины 70-х годов прямой контроль над ценами был отменен. Регулировались в основном цены на энергоносители (нефть, газ). В начале 80-х годов был отменен контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепро­дукты.

В настоящее время в США упор делается на активное ис­пользование рыночных рычагов и методов косвенного регули­рования, способствующих общему оздоровлению экономичес­кого положения в стране. Прямое государственное регулирование цен применяется лишь в высокомонополизированных отраслях.

Заслуживает внимания регулирование цен на продукцию аграрного комплекса. Осуществляется поддержка фермерских хозяйств, занимающихся выращиванием зерновых культур. Министерство сельского хозяйства предоставляет им займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы час­тью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачива­ясь за заем и получая прибыль.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если ры­ночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты ску­пает государство. Они используются на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам, продовольственную по­мощь слаборазвитым странам, а также продаются другим го­сударствам.

Государство стремится поддерживать соотношение между пенами па сельскохозяйственные продукты и товары, приобре­таемые* фермерами.

Всего в США государством регулируется около 10 % цен. При их формировании американские экономисты широко применяют статистическую теорию игр, методы экспертных оценок, балансовые методы и математическое программиро­вание [16].

Франция является одной из немногих промышленно разви­тых стран, где с 1947 по 1986 г. существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен.

В настоящее время действует принцип свободного установ­ления цен. В то же время государство применяет методы их прямого регулирования на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо осуществляет контроль за ними в условиях конкуренции.

Во Франции примерно 20 % цен регулируется государ­ством, а остальные 80 % находятся в режиме свободного рыноч­ного ценообразования.

В Швеции наблюдение и контроль за ценами ведет специ­альный орган — Государственное управление цен и конкурен­ции. Оно обеспечивает системную информацию по анализу и прогнозированию индексов цен, разработку мер по их сдер­живанию.

Государство регулирует цены на продукцию предприя­тий-монополистов (винно-водочные и другие изделия), почто­вые услуги, закупочные цены на важнейшие виды сельскохо­зяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и др.) с учетом интересов фермеров. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных про­изводителей с участием представителей потребителей устанав­ливается уровень цен на продовольственные товары.

В Швеции с учетом роста цен один раз в год проводится ин­дексация доходов населения. При этом учитывается индекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзин­ку. Сведения о причинах и факторах изменений цен доводятся до населения и предпринимателей.

Наибольшее распространение при прогнозировании цен получили методы экспертных оценок [12, c.107].

В Германии производителя поддерживает государство. Це­ны ориентированы на уровень возмещения издержек. При при­нятии решений по ценам широко применяется статистическая теория игр. Наиболее эффективным методом прогнозирования цеп является комбинирование статистической теории игр с ме­тодами экспертных оценок.

В Японии вопросами ценообразования занимается Депар­тамент цен Управления экономического планирования В его функции входят: изучение тенденций спроса и предложения, контроль за соблюдением антимонопольного законодательс­тва, отслеживание уровня и динамики пен на товары, поддер­жание спроса на необходимом уровне путем проведения соот­ветствующей финансовой политики.

Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо-молоч­ные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и меди­цинское обслуживание. Доля регулируемых потребительских цен составляет 20 %.

В Испании регулирование и контроль за ценами осущес­твляет Высший Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, учрежденный в 1977 г. Регулируются цены на това­ры первой необходимости и товары, производство которых мо­нополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации.

Высший Совет рассматривает ходатайства государствен­ных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг, вырабатывает рекомендации и представляет в Правительственную Комиссию по экономическим вопросам обоснованные предложения по изменению цен.

Различают следующие виды регулируемых цен.

Разрешительные цены. К разряду разрешительных цен от­носятся цены на товары и услуги, повышение которых произво­дится после получения разрешения от Правительственной Ко­миссии в связи с ходатайством государственной или частной компании, предусматривающей повышение цен на конкретный товар или услугу. Разрешительные цены устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, дизтопливо, нефть, фармацевтические товары, тарифы на грузовые и пассажир­ские перевозки и другие виды товаров и услуг.

Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения производится после уведомления Высшего Совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления.

Местные цены. Увеличение цен на такие услуги, как во­доснабжение для нужд населения, городские пассажирские, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц относится к компетенции провинциальных комис­сий по ценам.

В настоящее время удельный вес регулируемых государ­ством потребительских цен составляет около 10 % [16].

Следует отметить закономерность: цены внутри с граны нез­начительно отличаются от мировых на аналогичные виды про­дукции.

Экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство. Вместе с тем государство воздействует на экономику и формирует политику цен. Министерство торговли осуществляет плани­рование и контроль цен на продукты питания, зерно, энерго­носители, продукцию винно-водочной промышленности. Государство поддерживает предпринимательство, ориенти­рованное на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организу­ющие продажу товаров по низким ценам, получают от госу­дарства кредит на значительные сроки и под щадящий про­цент.

Система ценообразования в Финляндии отличается гиб­костью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен на товары и услуги. Например, в кафе, рестора­не цена порции выше по сравнению с розничной торговлей все­го лишь на 25—30 %. Тем самым создается заинтересованность в потреблении.

Цены на гостиничные услуги зависят от срока проживания. Например, в первый день они обычно на 50—60 % выше.

Значительно дифференцированы цены в магазинах по кате­гориям покупателей: почти в 2 раза снижаются цены на товары, приобретаемые членами акционерного общества — учредителя магазина.

В социально ориентированной рыночной экономике Фин­ляндии посредством цен обеспечивается проведение меропри­ятий, направленных на повышение уровня жизни народа. Нап­ример, в этой северной стране круглый год осуществляется торговля овощами, фруктами и цитрусовыми. Государство по­ощряет торговлю витаминизированными продуктами, не обла­гая налогом их ввоз в страну, а в ряде северных районов имеют­ся льготы по их реализации.

Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-рас­четном ценообразовании, так как рыночное ценообразование эффективно реагирует лишь на текущие потребности общес­тва. С помощью цен государство стимулирует развитие про­грессивной структуры промышленности.

Таким образом, в цивилизованных странах государство ре­гулирует цены разнообразными методами с учетом особеннос­тей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.

 

2.2 Трудности при составлении прогнозов цен

Трудности при изучении процесса ценообразования на мировых товарных рынках заключаются в том, что в условиях постоянных колебаний цен нелегко бывает получить сведения об их реальном уровне. В торговле используется целая система надбавок и скидок, которые продавцы применяют, исходя из состояния конъюнктуры рынков и условий каждой конкретной сделки.

Информация о работе Разработка и использование ценового прогноза