Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение в целом роли и перспектив малого бизнеса.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
выявить основные напрвления государственной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике ................................... 4
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства . 4
1.2. Организационно – экономические особенности малого бизнеса ...............5
1.3. Роль малого бизнеса в экономике ................................................................. 8
1.4. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства .......................................................................................... 11
1.5. Планирование на малых предприятиях ...................................................... 14
2 Практическая часть «Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования» ................. 17
2.1. Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования ............................................................. 17
2.2. Построение сетевой (графической) модели комплекса работ ................. 17
2.3. Определение продолжительности (ожидаемого времени) выполнения работ ...................................................................................................................... 18
2.4. Нахождение и определение длины критического пути модели ............... 19
2.5. Определение параметров сетевой модели ................................................. 19
2.5.1.Нахождение раннего срока свершения события ..................................... 20
2.5.2. Нахождение позднего срока свершения события .................................. 20
2.5.3. Нахождение резерва времени события .................................................... 21
2.5.4. Нахождение раннего срока начала работы ............................................. 22
2.5.5. Нахождение позднего срока начала работы ........................................... 22
2.5.6. Нахождение раннего срока окончания работы ....................................... 23
2.5.7. Нахождение позднего срока окончания работы ..................................... 24
2.5.8. Нахождение полного резерва времени работы ....................................... 24
Заключение ........................................................................................................... 26
Список использованных источников ................................................................. 27

Файлы: 5 файлов

Заключение.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЭП теория.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Важным  преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость. [6, с. 1-4]

     Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом  информации на малых предприятиях и  непосредственным общением руководителя и подчиненных.

     Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

     Наконец, нужно отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило, не требуется  крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

     Однако  наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель  работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит  не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

     Малому  бизнесу практически нет применения в фондоёмких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

     У предприятия нет возможности  покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

     Ограниченная  номенклатура выпускаемой продукции  делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в  невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

     Таковы  основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

     Итак, можно сделать вывод, что малый  бизнес имеет как организационные, так и экономические особенности, которые необходимо учитывать при ведении малого бизнеса. 

     1.3  Роль малого бизнеса в экономике 

     Говоря  о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это  побочная сфера экономики. Малый  бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

     Помимо  того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

     Роль  малого бизнеса в рыночной экономике  велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. [5, с. 5]

     Малый бизнес не противостоит крупным и  средним компаниям, а тесно взаимодействует  с ними, участвует в ускорении  инновационного процесса и в структурной  перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

     Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

     Так, например, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

       Аналогичная картина наблюдается  также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие предприятий малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. [1, с. 5]

     Роль  малого бизнеса в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям, такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

     Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета. [7]

     Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством различно для разных экономических условий  и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

     Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических  реформ и состоящей в том, что  в складывающемся экономической  симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [7]

     Из  всего выше сказанного можно подвести итог, что роль малого бизнса в современной  динамичной жизни неуклонно возрастает. В разных экономичеких условиях  и странах малый бизнес зависит от ряда факторов, таких как природно-климатических, культурно-исторических и др.

     Приведя, в данной главе пример развития малого бизнеса в некоторых зарубежных странах, необходимо остановиться на анализе проблем и перспектив развития малого предпринимательства в современной России. 
 
 

     1.4 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства 

     Многие  предприниматели считают, что в  современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 5 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. [3, с. 18-19]

     Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

     Из  опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее  состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

     Производственные  возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят  из тех рыночных ниш, которые большие  фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

     Перечислим  важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • политика государства в области экономики;
  • меры поддержки малого бизнеса;
  • правовое обеспечение малого бизнеса;
  • налоговая политика;
  • финансово-кредитная политика;
  • уровень жизни населения;
  • цивилизованность предпринимательства.

     Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден  осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства. [6, с. 11-12]

       Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких  направлениях, направленных на решение  основных проблем малого бизнеса.  Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

     Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

     Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование