Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение в целом роли и перспектив малого бизнеса.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
выявить основные напрвления государственной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике ................................... 4
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства . 4
1.2. Организационно – экономические особенности малого бизнеса ...............5
1.3. Роль малого бизнеса в экономике ................................................................. 8
1.4. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства .......................................................................................... 11
1.5. Планирование на малых предприятиях ...................................................... 14
2 Практическая часть «Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования» ................. 17
2.1. Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования ............................................................. 17
2.2. Построение сетевой (графической) модели комплекса работ ................. 17
2.3. Определение продолжительности (ожидаемого времени) выполнения работ ...................................................................................................................... 18
2.4. Нахождение и определение длины критического пути модели ............... 19
2.5. Определение параметров сетевой модели ................................................. 19
2.5.1.Нахождение раннего срока свершения события ..................................... 20
2.5.2. Нахождение позднего срока свершения события .................................. 20
2.5.3. Нахождение резерва времени события .................................................... 21
2.5.4. Нахождение раннего срока начала работы ............................................. 22
2.5.5. Нахождение позднего срока начала работы ........................................... 22
2.5.6. Нахождение раннего срока окончания работы ....................................... 23
2.5.7. Нахождение позднего срока окончания работы ..................................... 24
2.5.8. Нахождение полного резерва времени работы ....................................... 24
Заключение ........................................................................................................... 26
Список использованных источников ................................................................. 27

Файлы: 5 файлов

Заключение.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЭП теория.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие общества.

     Данная  тема считается актуальной для стран с развитой рыночной экономикой на сегодняшний день, так как почти треть населения стран, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За последние  два десятилетия малый бизнес был одним из  растущих секторов экономики.

     Целью данной курсовой работы является изучение в целом роли и перспектив малого бизнеса.

     Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
  • раскрыть и охарактеризовать роль  малого бизнеса;
  • изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
  • выявить основные напрвления государственной поддержки малого предпринимательства.

     Возрастание роли малого бизнеса является необходимым  условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

 

     

     1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 

     1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. 

     Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

     Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

     Малое предпринимательство – с одной  стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав.[1, с. 10]

     Так предпринимательская деятельность, как малый бизнес — это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [6, с. 7]

       Сектор малого бизнеса наиболее  динамично осваивает новые виды  продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства  товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

     Присущие  малому бизнесу гибкость и высокая  приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов  в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

     Так малое предпринимательство —  сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

     Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:

  • активизация структурной перестройки экономики;
  • насыщение потребительского рынка товарами;
  • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
  • расширение конкуренции;
  • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
  • укрепление экономической базы местных органов власти.
  • развитие сел, небольших городов
  • возрождение художественных промыслов.

     Сейчас  еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

     Анализ  доступных публикаций показывает, что  в развитых рыночных экономиках, и  в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных  комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.[1, с. 5]

     В целом государства в странах  с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [3, с. 7-8]

     Малый бизнес имеет в экономике любой  страны довольно большое значение. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

     Итак, рассмотрев сущность, понятие и функции  малого бизнеса можно сделать  вывод, что подлинной основой  жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Далее рассмотрим    организационно – экономические особенности малого бизнеса. 

     
    1. Организационно  – экономические особенности  малого бизнеса.
 

     Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, ее субъектов, общественных или религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25%.  При этом численность предприятия не должна превышать:

  • для промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле, бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и видах деятельности – 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

     Малое предприятие имеет ряд особенностей:

  • его работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей;
  • в деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда;
  • активно используется взаимозаменяемость и помощь;
  • каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда;
  • интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности;
  • новые решения руководителя быстро реализуются. [5, с. 1-4]

     В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересованно все  общество, поэтому из государственного бюджета выделяют специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, льготных кредитов.

     Малое предприятие является юридическим  лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельность индивидуально учитывается и контролируется.

     Юридическое лицо – учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам, (наличие устава, печати, счета в банке, государственной регистрации, названия). В качестве юридического лица может быть не только группа граждан, но и отдельный гражданин.

     Однако  интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действуют только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив.

     Малому  предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобиль, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать  свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малым предприятиями.

     Всю совокупность малых предприятий  можно разделить на две группы: помощники крупного предприятия  и самостоятельные, ориентирующиеся  на индивидуальные услуги.

     Первая  группа – это самый массовый вид малого бизнеса. К ним относятся поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Этот вид малого предпринимательства необходим для нормального функционирования экономики, по мере роста производства, разделения труда и развития научно-технического прогресса его масштабы будут увеличиваться. Успехи такого малого предприятия зависят от достижений обслуживаемого завода. [2, с. 27]

     Малое предприятие, ориентирующееся на индивидуальные услуги, специализируется в конкретной области деятельности. Его клиентами  оказываются отдельные граждане. Сферы деятельности традиционного малого бизнеса мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.

     Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

     Каковы  же эти достоинства? Прежде всего, следует  отметить гибкость и мобильность  малого бизнеса, позволяющие ему  оперативно реагировать на запросы  рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

     Созданию  такой атмосферы в малой форме  и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном  лице собственника и управленца, характерное  для многих малых предприятий.

Информация о работе Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование