Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение в целом роли и перспектив малого бизнеса.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса;
изучить организационно-экономические особенности малого бизнеса;
выявить основные напрвления государственной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике ................................... 4
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства . 4
1.2. Организационно – экономические особенности малого бизнеса ...............5
1.3. Роль малого бизнеса в экономике ................................................................. 8
1.4. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства .......................................................................................... 11
1.5. Планирование на малых предприятиях ...................................................... 14
2 Практическая часть «Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования» ................. 17
2.1. Совершенствование существующего плана проведения работ путем использования сетевого планирования ............................................................. 17
2.2. Построение сетевой (графической) модели комплекса работ ................. 17
2.3. Определение продолжительности (ожидаемого времени) выполнения работ ...................................................................................................................... 18
2.4. Нахождение и определение длины критического пути модели ............... 19
2.5. Определение параметров сетевой модели ................................................. 19
2.5.1.Нахождение раннего срока свершения события ..................................... 20
2.5.2. Нахождение позднего срока свершения события .................................. 20
2.5.3. Нахождение резерва времени события .................................................... 21
2.5.4. Нахождение раннего срока начала работы ............................................. 22
2.5.5. Нахождение позднего срока начала работы ........................................... 22
2.5.6. Нахождение раннего срока окончания работы ....................................... 23
2.5.7. Нахождение позднего срока окончания работы ..................................... 24
2.5.8. Нахождение полного резерва времени работы ....................................... 24
Заключение ........................................................................................................... 26
Список использованных источников ................................................................. 27

Файлы: 5 файлов

Заключение.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЭП теория.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. [6, с. 21-23]

     Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой  непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

     В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

       Кредитование малого бизнеса  предполагает определенный риск  и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.

     Большую роль в государственной поддержке  малого бизнеса должны сыграть государственные  и муниципальные фонды. Фонды  поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что для того, чтобы малый  бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в  нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства. 

     1.5 Планирование на малых предприятиях 

     Малый размер предприятия позволяет сократить  время отклика при принятии управленческих решений, что существенно повышает адаптивные свойства предприятия. Кроме того, сама характеристика конкурентного рынка предполагает наличие большого числа компаний на рынке, что изначально накладывает определенные ограничения на их размер. Выделение крупных игроков изменяет условия функционирования рынка и приближает его от конкурентного состояния к монополистическому.

       Несмотря на существование определенных  трудностей в развитии и становлении  предпринимательской деятельности, особенность малого предпринимательства  заключается в том, что оно  является основой более высокого уровня и масштабов предпринимательской деятельности в целом. Роль малого предпринимательства проявляется в обеспечении сбалансированного развития экономики регионов России. Также, высокая мобильность малого предпринимательства становится инструментом развития недостающих производственных секторов с использованием новейших технологий.

       Рассматривая проблемы стратегического  управления малыми предприятиями  следует обратить внимание на  общие особенности управленческой  деятельности в малых компаниях, в частности - на вопросы стратегического планирования деятельности таких структур.

       Стратегическое управление - особенная  отрасль менеджмента. Основным  отличием стратегического управления  является то, что оно в большей  степени ориентировано на будущее, чем на настоящее. Это проявляется в том, что процесс стратегического управления скорее направляет развитие компании, но при этом не занимается постоянно возникающими текущими вопросами. Чаще всего в процессе стратегического управления ставятся задачи, которые необходимо решить компании, но выбор методов и форм их решения остается за тактикой или оперативным управлением.

       Важность и необходимость стратегического  планирования обусловлена тем,  что в его процессе анализируются  будущие состояния компании, происходит поиск отдельных решений в различных условиях развития ситуации на рынке. То есть при помощи использования стратегического планирования компания оказывается готова к тому, что может произойти с ней в будущем. [7]

       Следует отметить, что процесс стратегического планирования в различных областях экономической деятельности имеет ряд особенностей. Если говорить об особенностях формирования методики выработки стратегического планирования на малых предприятиях сферы услуг, то можно заметить, что такие особенности проистекают из самой специфики сервисной деятельности. 

     Особенности сферы услуг        Проблемы, порождаемые спецификой сферы услуг 
Одновременное производство и потребление услуг, невозможность их хранения   проблема регулирования  спроса и предложения услуг;

проблема обособления  торговли услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности  хранения товаров.

     
Тесное  переплетение продажи товаров и  предоставления услуг   проблема выделения и учёта услуг
Государственные интересы (защита, регламентация) в  сервисной сфере (в отличие от материального производства проблема несовершенной  конкуренции

[7]

       На процесс выработки методики  стратегического планирования на  малых предприятиях сферы услуг будут также влиять основные особенности стратегического планирования на малых предприятиях, такие как:

  1. Сложность в организации стратегического планирования: проявляется в том, что малые размеры компаний этого сегмента не предполагают создание большого числа структурных подразделений в их составе. То есть, в отличие от крупных компаний, которые могут позволить себе организацию специализированных служб, ответственных за стратегическое планирование, на малых предприятиях функции стратегического планирования будут являться дополнительными к основным обязанностям оперативного менеджмента. Такое функциональное «перекрещивание», с одной стороны, снижает эффективность работы управленческих служб, но, с другой стороны, повышает концентрацию информации внутри компании, то есть ответственные за принятие тактических решений обычно в полной мере располагают и оперируют информацией стратегического характера.
  2. Чрезвычайная важность стратегического планирования на малых предприятиях: обусловлена тем, что зачастую малые предприятия не обладают достаточным запасом прочности. Если проводить аналогию с предыдущим пунктом и сравнить по данному параметру малые и крупные предприятия, то можно заметить, что на крупных предприятиях, за счет эффекта масштаба деятельности, больших размеров активов и так далее, очень велик запас прочности. Несмотря на то, что крупные предприятия менее гибкие, с большими трудностями приспосабливаются к рыночным изменениям, тем не менее, в условиях кризисных ситуаций они обладают большими шансами «выстоять» за счет накопленных резервов. Малые предприятия являются более гибкими структурами, но, при этом, их резервы не так велики, поэтому стратегическое планирование как фактор, повышающий готовность к будущим переменам, рыночным потрясениям, для них особенно важно.
  3. Стратегическое планирование как фактор перехода к новым формам ведения бизнеса. В данном случае следует заметить, что организация бизнеса в форме малого предприятия может быть обусловлена различными причинами и может преследовать различные цели. В частности, в отдельных рыночных сегментах малый бизнес является наиболее эффективной формой ведения бизнеса, то есть это состояние компании будет являться неизменными за счет влияния фактора экономической обоснованности. В то же время, возможна такая ситуация, когда организация бизнеса в форме малого предприятия обусловлена наличием необходимых средств и ресурсов, и его успешное функционирование может стимулировать дальнейшее расширении компании. В этом случае малое предприятие можно считать лишь переходной формой организации компании, и целью ее работы является ее рост. В таком случае стратегическое планирование должно строиться исходя из кардинально других принципов, не как фактор взаимодействия с будущим рыночным состоянием, а как фактор доведения компании до ее следующего состояния. То есть все стратегические решения должны приниматься с учетом того состояния компании, которое она желает достигнуть. [7]

       Исходя из всего сказанного  заметим, что для малых предприятий  стратегическое планирование является  особенно важным в силу действия ряда объективных причин, при этом его организация сопряжена с определенными трудностями, но эффект от применения стратегического планирования в практике малых предприятий должен превысить издержки по его организации.

Информация о работе Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой и его планирование